Коррекционно-развивающее занятия педагога-психолога на тему: "Кто такой доброжелательный человек?".
методическая разработка (4 класс)

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для учащихся 4х классов с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 1).  Занятие с элементами тренинга, с использованием визуальных материалов и арт-терапевтической техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatie_psihologa.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога

на тему: «Кто такой доброжелательный человек?»

Аммосова Анна Николаевна

педагог-психолог ГБОУ школы №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема: «Кто такой доброжелательный человек?»

Контингент: учащиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 1).

Тип занятия: коррекционно-развивающее

Цель занятия: формирование представлений о понятии «доброжелательность», о положительных качествах людей

Задачи:

коррекционные:

 - развитие представлений о добре;

 - развитие навыков взаимодействия и вежливого отношения друг к другу;

 - формирование представлений о собственных положительных качествах;

 - профилактика нежелательного поведения;

 - снятие эмоционального напряжения.

профилактические:

 - предупреждение конфликтных ситуаций.

развивающие:

 - развитие воображения, внимания, мышления;

 - развитие самоконтроля;

 - развитие эмпатии;

 - развитие навыков волевой саморегуляции

Оборудование: градусник настроения; карточки с положительными и отрицательными качествами; мешочек с проблемными ситуациями; карточки с вежливыми словами; карточки сказочных героев; карточки с зеленой галочкой и красным крестиком; раскраски с изображением воздушных шаров; компьютер, ноутбук или колонка для прослушивания релаксационной музыки; клубок ниток, цветные карандаши.

Ход занятия:

Ритуал приветствия

Педагог предлагает учащимся поздороваться с помощью улыбки и отметить свое настроение на «градуснике настроения».

Вводная часть

Педагог-психолог: «Ребята, как вы думаете, что такое добро? А доброта?  Для чего нужна доброта? Трудно ли быть добрым? А как вы думаете, кто такой доброжелательный человек? (Ответы детей). Слово «доброжелательность» означает «желать добра». Доброжелательность проявляется в улыбке, добрых словах, дружеском участии. Давайте попробуем из предложенных слов составить портрет доброжелательного человека».

Учащиеся из предложенных вариантов выбирают слова, описывающие качества доброжелательного человека.

Слова для упражнения: отзывчивый, вежливый, добрый, приветливый, внимательный, заботливый, злой, грубый, жадный, бессердечный, равнодушный.

Основная часть

Упражнение: «Хорошие и плохие поступки»

Педагог-психолог: «Ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите сколько положительных качеств у доброжелательного человека. А еще доброжелательный человек всегда сможет отличить плохой поступок от доброго. Давайте и мы с вами попробуем разобраться, где хорошие, а где плохие поступки. Я буду озвучивать вам различные ситуации, если поступок добрый надо показать карточку с изображением зеленой галочки, если плохой – карточку с красным крестиком».

Ситуации для упражнения:

1. Саша после выполнения домашних заданий помогает маме по дому.

2. Старший брат Антон отнял мороженое у младшего брата.

3. Мальчики помогли старушке перейти дорогу.

4. Дети строили во дворе горку, а Миша наблюдал из окна, когда все ушли домой, мальчик вышел и сломал горку.

5. Папа после работы прилёг отдохнуть, а его дочь стала играть на барабане.

6. Школьник Вася уступил дедушке место в автобусе.

7. Саша показывает язык Рите.

8. Катя забыла ручку дома, и Настя дала ей свою запасную.

9. Ребята в классе дразнили Славу, а Федор за него заступился.

10. Валя радуется тому, что Арина получила 2 за контрольную работу.

Упражнение: «Вежливые слова»

Педагог-психолог: «Замечательно! Вы отлично справились с заданием. Доброжелательный человек не только умеет отличить хорошее от плохого, но и вежлив в общении с окружающими. Предлагаю вам вспомнить вежливые слова. Я буду зачитывать начало предложения, а вам надо закончить его вежливым словом». 

Если учащимся сложно отвечать устно, можно использовать карточки с вежливыми словами.

Материал для упражнения:

- Нужно знать, как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до 100

Говорить пожалуйста!

Если друзей вы уважаете,

При встрече спросите: как поживаете?

Не забудьте, что на прощание

Нужно вам говорить: «До свидания!»

Ребенок умный и развитый при встрече говорит – здравствуйте!

Зазеленеет старый пень, когда услышит – добрый день!

Растает даже ледяная глыба от слова доброго – спасибо!

Если мама бранит за шалости, надо сказать – прости пожалуйста!

На прощанье мы всегда говорим – до свидания!

Педагог-психолог: «Молодцы, ребята! Я вижу, что вы знаете все вежливые слова. Они помогают нам совершать добрые дела и поступки. Как думаете от чего зависит их сила? Конечно, от того, употребляете ли вы их в повседневной жизни при общении с окружающими».

Динамическая пауза

Игра: «Добрый-злой»

Педагог-психолог: «Ребята, предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру «Добрый-злой». Я буду показывать вам карточки с изображением сказочных героев, если герой злой, надо спрятаться в домик (сложить руки треугольником над головой). А если герой добрый – хлопнуть в ладоши».

Основная часть. Продолжение

Упражнение: «Проблемные ситуации»

Педагог-психолог: «Доброжелательным важно быть не только по отношению к близким, родным, друзьям, одноклассникам, но и к незнакомым людям. Какие добрые поступки вы совершаете в повседневной жизни? (Ответы детей). Хорошо, много полезных и добрых дел вы делаете каждый день. Сейчас я хочу вас проверить и посмотреть получится ли у вас решить сложную ситуацию? Каждый из вас, по очереди, будет тянуть из мешочка бумажку, на которой написана проблемная ситуация. Ее надо озвучить и предложить вариант решения».

Ситуации для упражнения:

1. Ты нечаянно толкнул товарища. Как ты поступишь?

2. Тебе нужно узнать который час, а часов у тебя нет. Но навстречу идёт прохожий. Как ты поступишь?

3. Ты поссорился с товарищем, а потом понял, что ты не прав. Как ты будешь действовать?

4. Товарищ приглашает тебя в гости, а ты не можешь пойти. Попробуй отказать так, чтобы он не обиделся.

5. Ты едешь в автобусе, сидишь у окна. Входит пожилой человек. Как ты будешь действовать?

Педагог-психолог: «У вас отлично получается отличать плохое от хорошего, делать правильный выбор в сложных ситуациях. Наверняка у каждого из вас много положительных качеств. Сейчас предлагаю выполнить творческую работу. У меня есть картинки с красивыми, но черно-белыми воздушными шарами. Вам надо раскрасить эти шары и в каждом шарике написать свои положительные качества».

Для выполнения задания учащимся выдается раскраска с изображением мальчика или девочки, которые в руках держат связку воздушных шаров. Учащиеся выполняют задание под релаксационную музыку.

Педагог-психолог: «Посмотрите, какими замечательными качествами вы обладаете. Но мы должны помнить, что наши качества становятся волшебными, когда мы ими пользуемся, и они проявляются в наших поступках».

Заключительная часть. 

Рефлексия и ритуал прощания.

Упражнение: «Паутина добра»

Педагог-психолог: «Ребята, сегодня мы с вами узнали кто такой доброжелательный человек, какими качествами он должен обладать, почему важно быть добрым и вежливым. А теперь я предлагаю вам поделиться впечатлениями от занятия и пожелать друг другу что-нибудь приятное, доброе. Будем передавать по кругу клубок с нитками, наматывая нить на палец, и делиться впечатлениями и пожеланиями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога c использованием интерактивной песочницы "Удивительное сафари"

Развитие коммуникативных навыков, умение вербального и не вербального общения. Способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов  детей, снижению физического и пси...

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в начальной школе

Занятие для улучшения эмоционального фона учащихся 1-4 классов.«Радуга настроения»...

«Внимание и саморегуляция – ключи к успеху!». Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога.

laquo;Внимание и саморегуляция – ключи к успеху!»Коррекционно-развивающее занятие для первоклассниковЦель: Развитие внимания и саморегуляции у первоклассников через арт-терапию, игро...