План работы педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в учебе на 2024- 2025учебный год.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В помощь педагогу-психологу
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа № 2» города-курорта Кисловодска
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о.директора МБОУ «НШ №2»
И.Н.Птушкина_______________
«_____»______________20 г.
План работы
педагога-психолога
с детьми, испытывающими трудности в учебе
на 2024- 2025учебный год.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Цель:
Повысить уровень обученности и качества обучения отдельных учеников и школы в целом. Задачи:
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду;
Создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
Основные направления и виды деятельности:
- выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся;
- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.
- повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки; обогащение жизненного опыта детей путём организации практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по всем дисциплинам начальной степени обучения;
- уточнения, расширения и активизация лексического запаса;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
- активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификация изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика;
- развитие устной монологической речи;
- активизация познавательных процессов и речи детей;
- развитие логического мышления;
- развитие слуховой памяти и увеличение объёма произвольного слухового внимания;
- развитие сенсомоторики;
- развитие внимания;
- развитие воссоздающего и творческого воображения, мышления;
- развитие внимания и сообразительности;
- развитие переключение и распределение внимания;
- развитие понимания;
- развитие мыслительных операций, действий и умений и т.д.
Программа коррекционных занятий ориентирована на учеников 1-5 классов. Она построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении (причиной которых являются различного задержки психического развития).
Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогических запущенных» детей растёт. Психокоррекционная работа направлена на оптимизацию личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы школьной неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности. Действенная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. Предлагаемая программа актуальна, так как работа по нему ведёт к решению проблемы школьной неуспеваемости, педагогической запущенности способствует принципиальному изменению содержания работы учителя и психолога с отстающими в учении школьниками и исправление дефектов познавательной сферы. Психокоррекционная программа имеет большую практическую значимость, так как может быть использована специалистами в психокоррекционной работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Наблюдения за учениками в ходе выполнения ими учебных действий позволяют сделать выводы, необходимые при подборе и составлении индивидуальных заданий. На основе предварительного изучения учащегося выделяются те стороны его личности, которые в наибольшей степени мешают успешной учебной деятельности.
Анализ медицинских карт выявляет определённые диагнозы у детей, которые лежат в истоках причин неуспеваемости. Из практики: чаще всего у детей отмечаются общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия, минимально мозговая дисфункция. Родители детей делегируются на консультации к узким специалистам (логопеду, неврологу, психиатру). Данный сбор информации позволяет определить область поиска, детально изучить психологические особенности детей, оказать психолого-педагогическую помощь.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Безоценочность, включение в задания игровых моментов создают положительный фон, необходимый детям для преодоления своих трудностей. Упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие устной монологической речи, развитие логического мышления, развитие и увеличение объёма памяти, развитие сенсомоторики, развитие внимания, воображения, мышления и др. Составляются психолого-педагогические характеристики, содержащие информацию об особенностях детей. В Дневнике динамических наблюдений фиксируются изменения, происходящие у детей в промежуток времени, когда осуществляется коррекционная деятельность. В течение учебного года осуществляется консультативную деятельность. Рекомендации по решению проблемы школьной неуспеваемости получают учителя и родители.
План работы педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в учебе
№ | Содержание мероприятия | Форма провед | Срок |
1 | Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. | Тестирование | 1 четверть 4 четверть |
2 | Индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося. | Беседы, опрос | 1 четверть |
3 | Контроль за посещаемостью обуч-ся | наблюдение | В течении года |
4 | «Индивидуальная работа с обучающимися как средство борьбы за полную успеваемость». | Беседы, | В течении года |
5 | Развитие способности запоминать устную речь (объяснение учителя) и письменную (работу с учебником/книгой) с целью последующего воспроизведения полученных знаний и применения их на практике. | Занятия | В течении года |
6 | Развитие свойств внимания (отдельно по каждому изучаемому в школе предмету): избирательности, переключаемости, концентрации и устойчивости | Занятия | В течении года |
7 | Развитие таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также умения строить логические заключения и выводы. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими | Занятия | В течении года |
8 | Формирование понятийного аппарата, достаточного для изучения той или иной темы школьного предмета | Занятия | В течении года |
9 | Увеличение темпа чтения детей (в рамках нормы начальной школы), и одновременно повышение качества усвоения прочитываемых текстов. Повышение уровня усвоения прослушиваемых текстов. | Занятия | В течении года |
10 | Развитие умения в полной мере воспринимать информацию на уроке, формулировать, высказывать и письменно излагать мысли по базовым предметам школьной программы | Занятия | В течении года |
11 | Коррекционные занятия активизирующие умственную деятельность | Занятия | В течении года |
12 | Развитие у детей умения регулировать свою деятельность, периодически переключаясь на физические упражнения, одновременно | Занятия | В течении года |
Особенности занятий:
- На занятиях даются способы и приемы работы со школьным материалом, которые позволяют школьнику тратить меньше времени на подготовку домашнего задания, привести свои знания в систему, повысить самооценку и успеваемость.
- Домашние задания курса максимально приближены к школьным домашним заданиям.
- При работе над развитием внимания учитываются три аспекта: устойчивость (умение долго удерживать свое внимание), избирательность (выборка необходимой информации) и умение переключать свое внимание.
- Развитие памяти ведется по двум направлениям:
- Работа над текстом по выделению и запоминанию опорных слов, выделению основных мыслей, составлению краткого и полного пересказа;
- Работа над понятийным словарем по школьным предметам (математике, русскому языку, окружающему миру) с целью более прочного усвоения материала, систематизации знаний, полученных в школе на уроках.
- После окончания курса наблюдается рост по основным развивающим направлениям курса: повышается скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается в результатах диагностики.
Каких результатов могут достичь школьники?
- Развитая память по предметам позволяет детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и использовать их в нужный момент.
- Развитое внимание даёт им возможность сконцентрироваться на том или ином предмете и достаточно длительное время уделять внимание выполнению какой-то конкретной, иногда даже монотонной задачи по предмету.
- Во время урока дети с лёгкостью начинают переключаться с одного понятия или правила на другое, а также выбирать среди других необходимые понятия или правила.
- Развитое мышление позволяет ребенку самостоятельно, без участия учителей и родителей, справляться с поставленной задачей, логически мыслить и рассуждать, делать логические выводы и заключения.
- Достигнув определенного уровня развития речевых навыков, дети качественнее работают с текстами, лучше запоминают прочитанное, правильно отвечают на вопросы по содержанию, выделяют главные мысли текста и пересказывают его.
- Они грамотно и полно строят свои высказывания по предметам и оформляют их как в письменном, так и в устном виде.
Педагог-психолог Богачева Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога- психолога с учащимися ОВЗ и детьми- инвалидами
laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагогов- психологов Юрченко Н.Г. и Переваловой Н.С. ...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...

План работы педагога-психолога с детьми из опекаемых семей на 2024-2025 учебный год
В помощь педагогу-психологу...

План работы педагога-психолога с несовершеннолетними по формированию у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения на 2024-2025 учебный год
В помощь педагогу-психологу...

План работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ и инвалидами на 2024-2025 учебный год
В помощь педагогу-психологу...
