План работы педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в учебе на 2024- 2025учебный год.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Богачёва Наталья Викторовна

В помощь педагогу-психологу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_deti_trudnosti_v_obuchenii.odt21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа № 2» города-курорта Кисловодска

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о.директора МБОУ «НШ №2»

И.Н.Птушкина_______________

                                                                                         «_____»______________20      г.

                             

План работы

педагога-психолога

с детьми, испытывающими трудности в учебе

на 2024- 2025учебный год.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.                                                                                  

  Цель:  

Повысить уровень обученности и качества обучения отдельных учеников и школы в целом.                                                                                                                                                                     Задачи:

Формирование  ответственного отношения учащихся к учебному труду;

Создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

Основные направления и виды деятельности:

                                                                                       

  • выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся;  
  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.
  • повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной  ориентировки; обогащение жизненного опыта детей путём организации практической и продуктивной деятельности;
  • систематизация знаний и представлений, способствующая лучшему усвоению учебного материала по всем дисциплинам начальной степени обучения;
  • уточнения, расширения и активизация лексического запаса;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;
  • активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификация изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика;
  • развитие устной монологической речи; 
  • активизация познавательных процессов и речи детей;
  • развитие логического мышления;
  • развитие слуховой памяти и увеличение объёма произвольного слухового внимания;
  • развитие сенсомоторики;
  • развитие внимания;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, мышления;
  • развитие внимания и сообразительности;
  • развитие переключение и распределение внимания;
  • развитие понимания;
  • развитие мыслительных операций, действий и умений и т.д.

Программа коррекционных занятий ориентирована на учеников 1-5 классов. Она построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении (причиной которых являются различного задержки психического развития).

Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогических запущенных» детей растёт. Психокоррекционная работа направлена на оптимизацию личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы школьной неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности. Действенная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. Предлагаемая программа актуальна, так как работа по нему ведёт к решению проблемы школьной неуспеваемости, педагогической запущенности способствует принципиальному изменению содержания работы учителя и психолога с отстающими в учении школьниками и исправление дефектов познавательной сферы. Психокоррекционная программа  имеет большую практическую значимость, так как может быть использована специалистами в психокоррекционной работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Наблюдения за учениками в ходе выполнения ими учебных действий  позволяют сделать выводы, необходимые при подборе и составлении индивидуальных заданий. На основе предварительного изучения учащегося выделяются те стороны его личности, которые в наибольшей степени мешают успешной учебной деятельности. 

Анализ медицинских карт выявляет определённые диагнозы у детей, которые лежат в истоках причин неуспеваемости. Из практики: чаще всего у детей отмечаются общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия, минимально мозговая дисфункция. Родители детей делегируются на консультации к узким специалистам (логопеду, неврологу, психиатру). Данный сбор информации позволяет определить область поиска, детально изучить психологические особенности детей, оказать психолого-педагогическую помощь. 

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Безоценочность, включение в задания игровых моментов создают положительный фон, необходимый детям для преодоления своих трудностей. Упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие устной монологической речи, развитие логического мышления, развитие и увеличение объёма памяти, развитие сенсомоторики, развитие внимания, воображения, мышления и др. Составляются психолого-педагогические характеристики, содержащие информацию об особенностях детей. В Дневнике динамических наблюдений фиксируются изменения, происходящие у детей в промежуток времени, когда осуществляется коррекционная деятельность. В течение учебного года осуществляется консультативную деятельность. Рекомендации по решению проблемы школьной неуспеваемости получают   учителя и родители.

План работы  педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в учебе

Содержание мероприятия

  Форма провед      

Срок

1

Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

Тестирование

1 четверть

4 четверть

2

Индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося.

Беседы, опрос

1 четверть

3

Контроль за посещаемостью обуч-ся

наблюдение

В течении года

4

«Индивидуальная работа с обучающимися как средство борьбы за полную успеваемость».

Беседы,

В течении года

5

Развитие способности запоминать устную речь (объяснение учителя) и письменную  (работу с учебником/книгой) с целью последующего воспроизведения полученных знаний и применения их на практике.

Занятия

В течении года

6

Развитие свойств внимания (отдельно по каждому изучаемому в школе предмету): избирательности, переключаемости, концентрации и устойчивости

Занятия

В течении года

7

Развитие таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также умения строить логические заключения и выводы. Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими

Занятия

В течении года

8

Формирование понятийного аппарата, достаточного для изучения той или иной темы школьного предмета

Занятия

В течении года

9

Увеличение темпа чтения детей (в рамках нормы начальной школы), и одновременно повышение качества усвоения прочитываемых текстов. Повышение уровня усвоения прослушиваемых текстов.

Занятия

В течении года

10

Развитие умения в полной мере воспринимать информацию на уроке, формулировать, высказывать и письменно излагать мысли по базовым предметам школьной программы

Занятия

В течении года

11

Коррекционные занятия активизирующие умственную деятельность

Занятия

В течении года

12

Развитие у детей умения регулировать свою деятельность, периодически переключаясь на физические упражнения, одновременно

Занятия

В течении года

Особенности  занятий:

  • На занятиях даются способы и приемы работы со школьным материалом, которые позволяют школьнику тратить меньше времени на подготовку домашнего задания, привести свои знания в систему, повысить самооценку и успеваемость.
  • Домашние задания курса максимально приближены к школьным домашним заданиям.
  • При работе над развитием внимания учитываются три аспекта: устойчивость (умение долго удерживать свое внимание), избирательность (выборка необходимой информации) и умение переключать свое внимание.
  • Развитие памяти ведется по двум направлениям:
  • Работа над текстом по выделению и запоминанию опорных слов, выделению основных мыслей, составлению краткого и полного пересказа;
  • Работа над понятийным словарем по школьным предметам (математике, русскому языку, окружающему миру) с целью более прочного усвоения материала, систематизации знаний, полученных в школе на уроках.
  • После окончания курса наблюдается рост по основным развивающим направлениям курса: повышается скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается в результатах диагностики.

Каких результатов могут достичь школьники?

  • Развитая память по предметам позволяет детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и использовать их в нужный момент.
  • Развитое внимание даёт им возможность сконцентрироваться на том или ином предмете и достаточно длительное время уделять внимание выполнению какой-то конкретной, иногда даже монотонной задачи по предмету.
  • Во время урока дети с лёгкостью начинают переключаться с одного понятия или правила на другое, а также выбирать среди других необходимые понятия или правила.
  • Развитое мышление позволяет ребенку самостоятельно, без участия учителей и родителей, справляться с поставленной задачей, логически мыслить и рассуждать, делать логические выводы и заключения.
  • Достигнув определенного уровня развития речевых навыков, дети качественнее работают с текстами, лучше запоминают прочитанное, правильно отвечают на вопросы по содержанию, выделяют главные мысли текста и пересказывают его.
  • Они грамотно и полно строят свои высказывания по предметам и оформляют их как в письменном, так и в устном виде.

Педагог-психолог                                  Богачева Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога- психолога с учащимися ОВЗ и детьми- инвалидами

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагогов- психологов Юрченко Н.Г. и Переваловой Н.С. ...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...