Как помочь гиперактивному ребенку?
консультация
Рекомендации родителям по общению с гиперактивным ребенком
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивные дети
Что такое гиперактивность?
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Причинами возникновения гиперактивности могут быть: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.
Критерии гиперактивности
(схема наблюдений за ребенком)
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Дефицит активного внимания
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает
его.
- Испытывает трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
- Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
- Постоянно ерзает.
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами).
- Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
- Очень говорлив.
Импульсивность
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается,
прерывает.
- Плохо сосредоточивает внимание.
- Не может дождаться вознаграждения (если есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия.
Поведение слабоуправляемое правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних условий. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности»
Анкета “Признаки импульсивности”
- Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то
спрашивают (возможно и неверный).
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Ему нравиться работа, которую можно делать быстро.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Часто чувствуется, что ему все надоело.
- Быстро, не колеблясь, принимает решения.
- Может резко отказаться от еды, которую не любит.
- Нередко отвлекается на занятиях.
- Когда кто-то из ребят кричит на него, он кричит в ответ.
- Обычно уверен, что справиться с любым заданием.
- Может нагрубить родителям, педагогам.
- Временами кажется, что он переполнен энергией.
- Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
- В играх не подчиняется общим правилам.
- Горячится во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручение старших, увлекается игрой.
- Любит организовывать и предводительствовать.
- Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем
на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2 - 3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 - о средней, 1-6 баллов - о низкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь гиперактивному ребенку
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы ...

Советы родителям "Как помочь гиперактивному ребёнку"
Советы родителям: Критерии гиперактивности. Правила работы с гиперактивными детьми....

Как помочь гиперактивному ребенку?
- Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция)....
Как помочь гиперактивному ребенку
Рекомендации для педагогов начальных классов при работе с гиперагтивными детьми...
"Непоседы ,или как помочь гиперактивным детям".-материал для проведения родительского собрания.
Работа с гиперактивными детьми актуальна в наше время. От психолого-педагогического воздействия родителей и педагогов зависит , по какому пути пойдёт развитие ребёнка.Можно научить управлять своими эм...
Статья "Как помочь гиперактивным и медлительным детям с обучением на дому?
Все дети разные: не каждого ребенка легко усадить.......
