ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
статья
Аннотация: Статья посвящена исследованию произвольного внимания у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития. Обоснована актуальность данной темы. Описан процесс диагностики и анализ её результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Котельникова Н.Г.
Педагог-психолог
МАОУ «СОШ № 136 им. Я.А. Вагина», г. Пермь, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: Статья посвящена исследованию произвольного внимания у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития. Обоснована актуальность данной темы. Описан процесс диагностики и анализ её результатов.
Ключевые слова: произвольное внимание, младший школьный возраст, задержка психического развития, диагностика
Роль внимания в жизни человека трудно переоценить. Особенно ярко его значение проявляется в начале образовательного пути, когда дети только начинают учиться в школе. Внимание служит своеобразным катализатором мыслительных процессов: оно повышает скорость и точность мышления, способствует координации движений, формирует уверенность в действиях.
Уровень развития внимания напрямую коррелирует с успехами в учебной и трудовой деятельности. Это базовый компонент познавательной активности, значимость которого не уменьшается с возрастом
Особенности внимания младших школьников с ЗПР изучали такие отечественные специалисты как Т.А. Власова, Л.Н. Блинова, Н.Н. Заваденко,
В.В. Лебединский, Р.С. Немов, М.С. Певзнер, Л.Ф. Чупров и др. В своих исследованиях они указывают на то, что внимание младших школьников с ЗПР в отличие от нормотипичных сверстников развивается иначе. У детей наблюдается нарушение произвольного внимания, которое проявляется в малом объеме, в высокой отвлекаемости, неустойчивости, в преобладании непроизвольного внимания, в слабых переключаемости, концентрации и распределении внимания.
При задержке психического развития недостаточный уровень сформированности свойств произвольного внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Данный показатель при его несвоевременной коррекции сохраняется у учащихся в течение длительного времени и является основной причиной плохого усвоения учебного материала.
Поэтому задачей нашей работы стало исследование уровня развития произвольного внимания у обучающихся, которым по заключению ПМПК, было рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с ЗПР вариант В диагностике приняли участие 12 учеников 3-х классов.
Для исследования развития свойств внимания, были использованы методики: «Таблица Шульте», направленная на определение устойчивости внимания и динамики работоспособности, тест Бурдона, позволяющий определить устойчивость, концентрацию, переключаемость и продуктивность внимания, методика Пьерона-Рузера, направленная на выявление уровня концентрации внимания.
Ход процедуры тестирования подчинялся рекомендациям, специально сформулированным авторами методик, во избежание погрешностей полученных данных. Для получения достоверных результатов диагностики соблюдались следующие условия: эмоциональный контакт с испытуемым, знакомая обстановка без постороннего шума и других отвлекающих факторов.
В процессе исследования видов внимания мы получили следующие результаты: по устойчивости внимания испытуемые распределились по трем категориям, ни одна из которых не соответствует высокому и выше среднего уровню. Также у 80% обучающихся переключение внимания находится на очень низком и низком уровне развития. Вместе с тем, больше половины учеников демонстрируют низкую концентрацию внимания. При этом, качественное внимание у обучающихся с ЗПР варьируется в зависимости от этапа урока.
В результате были выявлены следующие особенности произвольного внимания: у большинства испытуемых снижены концентрация, устойчивость и распределение; имеются трудности переключения и повышенная отвлекаемость; отмечаются колебания внимания в процессе выполнения заданий, а также ослабленное восприятие вербальной информации.
Тем самым, проведённое нами исследование подчеркивает необходимость целенаправленной и систематической деятельности, способствующей развитию и коррекции недостатков внимания у данной категории обучающихся. Поэтому мы считаем необходимым разработать специальное методическое пособие, направленное на развитие произвольного внимания с помощью нейропсихологических приёмов. Указанная задача становится целью нашей дальнейшей научной работы.
Список литературы
Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте/ А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск: Карельский НМЦПКПК, 1992. - 180 с.
Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. М.: Владос, 2005. 687 с.
Осипова, А. А., Малашинская, Л. И. Диагностика и коррекция внимания / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: Изд-во: Сфера, 2004. – 104 с.
Цегельникова, М. П. К вопросу индивидуализации коррекционной работы по развитию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития на уроках в общеобразовательном классе / М. П. Цегельникова // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Челябинск, 15–25 февраля 2023 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2023. – С. 348-352.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...
Обучение детей с задержкой психического развития
Обучение детей с задержкой психического развития в условиях коррекционной школы...

«Особенности детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей».
«Особенности детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей»....

Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста....
Коррекционная программа по развитию мышления, внимания, памяти для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Програма занятий...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

Рабочая программа для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант обучения – 7.2.) по курсу «Русский язык»
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой ...
