КЕЙС – МЕТОД - как педагогическая технология Примеры кейсов
консультация

Лисасина Олеся Владимировна

 

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС – МЕТОД - как педагогическая технология

Примеры кейсов

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или рассказа, не ответ на вопрос, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Данная технология относится к интерактивным методам обучения, так как позволяет вступать во взаимодействие всем участникам учебного процесса. Плюс этой технологии в том, что психолог выступает в роли партнера и может либо помочь детям в решении проблемы, дав подсказку с помощью подготовленной информации по теме или наводящих вопросов, либо самому предложить вариант ответа, либо выступить в роли руководителя. Главная задача психолога - это вовлечение всех учащихся в рабочий процесс и раскрытие их интеллектуального потенциала.

Цель использования кейс-технологии: способствовать развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою.

Задачи:

- научить детей, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;

-сортировать информацию для решения задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения;

- выбирать оптимальное практическое решение и формировать программы действий.

Планируемые результаты: освоение метода сбора данных; достижение личных целей, развитие у обучающихся  самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

 В своей работе использую следующие виды кейсов:

-Практические. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы являются максимально наглядными и детальными.

-Обучающие. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь такие, какими они могут быть в жизни.

-Научно-исследовательские. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

              Этапы разработки кейса:

  определение места кейса в системе образовательных целей;

  построение, или выбор модели ситуации;

  создание описания;

  сбор дополнительной информации;

  подготовка окончательного текста;

  презентация кейса, организация обсуждения.

             Работа психолога и обучающегося с кейсом:

Действия психолога в кейс – технологии:

 создание кейса или использование уже имеющегося;

 распределение учеников по малым группам (4 - 8 человек);

 знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

 организация презентации решений в малых группах;

 организация общей дискуссии;

 обобщающее выступление психолога, его анализ ситуации;

 оценивание учащихся.

Работа обучающегося с кейсом:

 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

 2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

       Организация работы с кейсом

1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2. Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3. Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

 В 1-2 классе лучше использовать небольшие кейсы на 10-15 минут.

         Сущность кейс-метода заключается в следующем:

• Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.

• Общение, обмен ответами между учащимися.

• Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.

        Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения

 

         При  использовании кейс-технологии  на своих занятиях , я делю класс на группы. Каждая группа выбирает своего командира, на котором будет лежать ответственность за организацию работы внутри группы, распределение вопросов и сообщение окончательного ответа. 

У каждой группы на столе лежит «кейс».   Учащимся необходимо выполнить задания кейса. Очень важно настроить ребят на сплоченную работу в команде.

На уроке использую наглядный материал (слайды с дополнительной информацией либо  карточки-помощники). На бланке задания есть основной текст, который детям необходимо внимательно прочитать; указана основная проблема; есть вопросы, на которые детям также необходимо дать ответ. В разделе «Решение» я использую два блока: в одном пишу свои варианты ответа (я могу написать свои варианты ответов с «ошибками», дети должны их найти и исключить), в другом – учащиеся пишут свои ответы, они могут согласиться или частично согласиться с моими подсказками. После завершения работы каждый командир группы оглашает результат. Окончательное подведение итогов остается за мной. 

 

                                                   

Примеры кейсов в работе с обучающимися по устранению «нежелательного»  поведения обучающихся младшей школы.

Ситуация:

На крыльце школы стояла группа подростков лет десяти-двенадцати – не старше. Один из них – Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом стал портить обшивку стены. Другие школьники, смеясь, стали ему в этом помогать.

Вопросы для анализа и обсуждения: Действия Максима – это правонарушение или нет? Если да, то по какой статье квалифицируется данное преступление – хулиганство или вандализм? Понесёт ли Максим наказание за своё деяние? Какое наказание может последовать: арест, штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок? Будет ли наказан уто-то ещё? Какие ещё меры воздействия возможны?

Ситуация:

У подростка Вадима появились новые друзья – Виталий и Андрей, по меркам школы– «очень крутые пацаны». Вадим был рад, что его приняли в «крутую» кампанию, выполнял все приказы новых друзей, вместе с ними прогуливал школу, покупал сигареты и пиво, воруя деньги у родителей. Дома Вадим теперь бывал редко, случалось, что и вовсе не приходил ночевать.

Контекст ситуации: Раньше Вадима в классе не любили, давали разные обидные прозвища. Вадиму очень хотелось стать «своим» среди пацанов. Чтобы его «зауважали», он решил подражать Виталию и Андрею. Они уже стояли на учёте и вели себя как настоящие «крутые пацаны»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших школьников, откровенно хамили учителям.

Вопросы для анализа и обсуждения: Как вы понимаете слова «иметь авторитет у друзей»? Какие способы выбрал Вадим, чтобы заслужить авторитет у друзей? Удалось ли Вадиму стать их другом? Считали ли Виталий и Андрей своим другом Вадима? Попробуйте составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажите возможные последствия поведения Вадима. Как бы вы поступили на месте Вадима?

Ситуация

 «… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого. Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома! Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!

Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меня перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!

Вопросы для анализа и обсуждения: В чём вы согласны с Мариной? В чём она не права? Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы. Правильно ли поступит Марина, если уедет из дома? Ваши советы членам Марининой семьи. Как поступить Марине в сложившейся ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное ...

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное ...

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное ...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

«Метод проектов – педагогическая технология системно – деятельностного подхода в обучении».

В статье представлены теоретические основы исследоовательской деятельности в обучении, а также раскрыты практические аспекты реализации исследовательской деятельности в школе - интернате 27....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....