ДОКЛАД «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1:
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Слайд 2: Новое поколение детей не хотят читать, наша задача как учителя привить им интерес к чтению начиная с первых дней обучения в школе.
Слайд 3: Эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных нарушениях памяти, неустойчивого внимания, слабого мышления -это Нейропсихологические упражнения Поэтому желательно, чтобы эти упражнения вошли в обучение. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов:
- образование новых нейронных связей,
- повышение концентрации внимания,
- повышение интеллектуального уровня,
- скорость мыслительных процессов,
- успехи в учебе и самообразовании.
Слайд 4: для того, чтобы лучше объяснить работу нейропсихологических упражнений предлагаю вспомнить функции работы головного мозга по полушариям. Мозг состоит из двух полушарий:
Левое полушарие:
Вербальное мышление
(речь, чтение, письмо)
Логическое мышление
Математические способности
Анализ и рациональность
Правое полушарие
Творчество, генерирование идей
Наглядно-образная память
Пространственное воображение
Нестандартное решение, интуиция, эмоции.
У кого-то лучше функционирует правое, у кого-то левое полушарие. А самый лучший вариант, когда развиты оба полушария, так вот наша задача эти полушария гармонизировать, мы можем это сделать с помощью нейропсихологических упражнений.
Слайд 5. Наш мозг уникален. Например в лобной доле головного мозга находится ЗОНА ВЕРНИКЕ (Карл Вернике) благодаря этой зоне мы можем читать и понимать прочитанное, а ЗОНА БРОККА (Поль Брок франц.хирург ) отвечает за слова и письмо.
Когда ребенок читает он должен представить картинку…Но, если у него не развито правое полушарие, которое отвечает за пространственное воображение, он не может ее представить. У современных детей пространственное воображение в основном не развито у тех детей, которым давались планшеты и телефоны в возрасте до трех лет. Именно в этом возрасте интенсивно развивается эта функция мозга. Так вот если мы будем как можно чаще предлагать мозгу новые задачи -это будет стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга .Это будет заметно улучшать деятельность мозга ,увеличивать объём памяти и усиливать концентрацию внимания.
Слайд 6: путём регулярных тренировок нейропсихологическими упражнениями мы развиваем
- Память
- Внимание
- Логическое мышление
- Вербальный интеллект
- Скорость и качество чтения
- Межполушарное взаимодействие
Давайте рассмотрим некоторые упражнения, которые можно применять на уроках обучения грамоте.
Слайд 7: Анаграммы — это литературный прием, который заключается в перестановке букв в одном слове или словосочетании, чтобы в результате получить совершенно другое слово или словосочетание.
Антиципации–предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. На современном уроке литературного чтения антиципация применяется во время чтецких разминок, тренируем осознанное чтение.
Слайд 8: Память — это высшая психическая функция, обеспечивающая способность запоминания, хранения и извлечения информации. Развивать память ребенка — это не только научить качественно запоминать информацию и умение пользоваться ей, а также это развитие мозговых структур.
Нас интересуют те виды памяти которые мы будем развивать с помощью нейропсихологических упражнений: зрительная; слуховая; наглядно –образная
Мы знаем много видов памяти (долговременная, коротковременная, произвольная и не произвольная, тактильная, вкусовая ,обонятельная и т.д.) Остановимся на не произвольной.
Не произвольная память обеспечивается участком зеркальных нейронов ,позволяющих «сфотографировать»преметы и ситуации ,а если еще прибавить и эмоциональные переживания,то оно трансформируется в эмоциональную память .Так например при тренировке памяти, очень важны эмоции, когда они положительные, то вырабатывается гормон ЭНДОРФИН, который и влияет на запоминание.
Это и есть МНЕМОТЕХНИКА
Суть данной техники: связать картинки в рассказ и чем смешнее он будет, тем более быстрее запомнится детьми.
Давайте попробуем вместе:
1 история Девочка делала зарядку, а потом под деревом ела шоколад
2 история Бож. коровка почистила зубы щеткой и пошла кушать торт
3 история Собака поехала на автомобиле к мышонку.
А теперь закроем экран, и мы все с вами вспомним все девять картинок легко:
Девочка, дерево, шоколад, божья коровка, зубная щетка, торт, собака, машина и мышонок.
При проверке дети могут записывать только первые буквы этих слов и обязательно приучаем детей к самопроверке.
Минус этой техники: нарушение поведения, дети начинают смеяться, сочинять истории все более смешными…
Но мы можем использовать этот метод на внеурочной деятельности… Картинками для мнемотехники я обязательно с вами поделюсь)
Мы с вами просто обязаны помочь детям развить свою память т. к. сейчас век ЦИФРОВОЙ АМНЕЗИИ или еще называют ЭФФЕКТ ГУГЛ . Мы все знаем, что в любой момент можем получить доступ к любой информации .т.е. перекладываем ответственность за хранение информации на внешний источник….
Например: нам с вами нужно испечь пирог, но рецепт мы уже не запоминаем, а запоминаем путь, как мы можем его найти (гугл)
А нам ВАЖНО!!!!чтобы у наших детей была развита память и делать мы это будем с помощью упражнений
Слайд 9 : рассмотрим еще несколько из них
Слайд 10: Внимание, концентрация внимания -это ментальный процесс, фиксации и сознания. Большинство людей не умеют останавливать поток мыслей, это не позволяет им сосредоточиться на конкретной деятельности, мешает целостному восприятию. Вот даже сейчас многие из вас в своем потоке информации вспоминает о том, что обязательно нужно сделать после этой встречи, кто то чем то озадачен и параллельно составляет план как разрешить проблему. С этим сталкиваются все люди независимо от статуса, образов и т. д. Способность к переключаемости, необходимо целенаправленно развивать у детей, будем мы это делать с помощью таких упражнений, которые требуют активной концентрации внимания, тем самым делая наш мозг нейропластичным!!!!!
Давайте подробнее остановимся на них :
«Алфавит»
Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга. Упражнение выполняется следующим образом: Верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать. Второй и третий ряд – это обозначения. Второй ряд: Л- левая рука, П – правая рука, В – обе руки.
Третий ряд (при его наличии) используется для усложнения упражнения, когда будут освоены таблицы в два ряда. Обозначения: Л- левая нога, П- правая нога, О – обе ноги. Итак, одновременно читаем верхний ряд букв вслух и поднимаем руку, указанную под данной буквой.
Давайте сами попробуем его выполнить ,это довольно сложное упражнение.
В результате проведения таких упражнений повышается интеллектуальное развитие ребенка, развивается когнитивное мышление, память, внимание, активируется оба полушария мозга.
Слайд 11 :«Таблица Шульте»
Цель: развитие концентрации внимания и расширение объема зрительного восприятия, и скорость обработки информации.
Это таблица из случайно расположенных цифр, которые ребенок находит поочередно, как можно быстрее, увеличивая скорость выполнения от 30 до 8–10 секунд. Присутствует соревновательный эффект, дети стремятся сократить свое время.
Слайд 12:«Слово-фигура-число» Это упражнение формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строке. Ребенок ведет взгляд слева на право и называет то, что находится в круге: число, фигуру либо написанное слово. Вырабатывается умение переключать мозг быстро, четко без торможения.
«Струп- тест» Предлагаем детям назвать цвета, которыми написано каждое слово. Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое.
Задача ребенка научиться называть цвета быстро, четко, без ошибок. Тренироваться, чтобы сделать это за более короткое время
Слайд 13:. Мышление, особенно, вариативность мышления помогает быстрее выйти из какой либо затрудненной ситуации или найти решение к ней . Рассмотрим упражнения на развитие мышления…
Слайд 14 :Ну и конечно же мы включаем Нейрогимнастику потому что нейропсихологические упражнения это всегда работа с мозгом и телом !!!! Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движения. Сначала ребенок учится управлять своим телом : переворачиваться ,ползать ,ходить….Все эти базовые движения ДАЮТ РАЗВИТИЕ ЕГО МОЗГОВЫХ СТРУКТУР…
Мелкая моторика напрямую связана с развитием когнитивных способностей и речи. Нейрогимнастика повышает уровень сформированности мелкой моторики, координацию, точность , согласованность движений пальцев и рук. Систематическое выполнение упражнений данного комплекса повышает работоспособность мозга, стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности, повышение энергии, снижение утомляемости. Поэтому эти упражнения мы можем включать на уроке в качестве физ минутки. И предлагаю вам тоже отдохнуть. (нейрогимнастика по группам)
Слайд 15 :Для гармонизации правого и левого полушария можно и нужно использовать такие упражнения как
-рисование двумя руками
-разукрашивание двумя руками
-обводим разные фигуры одновременно правой и левой рукой
Таким образом развивая интеллект детей их память ,мышление, внимание, Мы так же развиваем темп чтения (беглость ) осознанность и правильность ,а где то и выразительность…
Слайд 16: Спасибо за внимание! И с наступающим вас профессиональным праздником!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...

Коррекция несовершенного навыка чтения у детей младшего школьного возраста (по Корневу А.Н)
Работа с младшими школьниками по коррекции дислексии....

Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Данный текст подойдет для выступлении на методическом объединении....

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Данный текст подойдет для выступлении на методическом объединении....
Система работы по совершенствованию навыков чтения у детей младшего школьного возраста
Формирование читательской компетенции...
