Картотека методик и диагностик на определение развитие психологических процессов младшего школьника
картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Данный сборник методик предназначен для комплексной оценки психических процессов и речевого развития у детей младшего школьного возраста. Он включает проверенные и авторитетные методики для диагностики восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти, речи, позволяя выявить как сильные стороны ребёнка, так и возможные трудности в обучении. Применение методик требует соблюдения инструкций, стандартных условий тестирования и учета возрастных норм, что обеспечивает точность и валидность результатов. Полученные данные служат основой для индивидуальной коррекции образовательного процесса, логопедической поддержки и планирования развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека методик и диагностик на определение развитие психических процессов ребенка младшего школьник

Восприятие

Ссылка:

Автор: Автор — Р. С. Немов (в ряде источников)

Методика: Чего не хватает на этих рисунках?

Инструкция: Ребёнку предлагается серия рисунков (обычно 7), на каждой картинке отсутствует важная деталь. Задача — внимательно посмотреть и назвать, чего не хватает. Проводящий фиксирует общее время выполнения задания (секундомер). Затем по времени ставятся баллы (по 10-балльной шкале)

Ссылка:

Автор: К.К. Платонов.

Методика: перепутанные линии

Инструкция: Ребёнку предлагают карточку с несколькими (5–7) линиями, переплетающимися между собой. Каждая линия начинается слева и заканчивается справа. Начала линий слева имеют номера, концы справа — буквенные, цветовые или условные обозначения. Инструкция: «Найди глазами, не отрываясь, куда приходит линия под номером 1. Затем — номер 2 и так далее». Оценке подлежит правильность определения соответствия «начало—конец» и время выполнения.

Развитие

Ссылка:

Методика: Диагностический комплект Семаго

Автор: Н.Я. Семаго и М.М. Семаго

Инструкция: В комплекте — альбомы, стимульные материалы, бланки, методическое руководство. Это даёт подробную инструкцию: как проводить, какие возрастные нормы, как интерпретировать результаты.

Ссылка: #1058;ест_Рейвенаutm_source

Автор: Джон Равен (и Л. Пенроуз)

Метод:Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Инструкция: Методика предполагает: серия матриц, где ребёнку нужно выбрать фрагмент, дополняющий рисунок; результаты по баллам; анализ решений. Есть инструкции и нормы (особенно в рамках комплекта Семаго).

Picture background

Воображение

Ссылка:

Автор: О.М. Дьяченко

Метод: Методика «Дорисовывание фигур»

Инструкция: Дается ряд фигур (геометрические контуры, простые формы); ребёнку предлагается дорисовать их так, чтобы получился предмет или сюжет. Затем анализируются рисунки: оригинальность, разнообразие, гибкость, сколько разных образов получилось — и по этим показателям судят o развитии воображения.

Picture background

Ссылка:

Автор: не указан

Методика: Методика «Назови картину»

Инструкция: Детям показывают сюжетную картинку — яркую, с содержанием — затем предлагают придумать к ней как можно больше различных названий (или интерпретаций). Чем больше название/интерпретаций, тем богаче воображение.

Память

Ссылка:

Автор: Кремлева Инна Владимировна

Метод: Оценка объёма кратковременной (зрительной / слуховой)

памяти

Инструкция:Например, предъявляют ряд картинок или слов (визуальных или слуховых), затем после короткого интервала просят воспроизвести. По количеству правильно воспроизведённых элементов судят об объёме памяти.

Picture background

Ссылка:
Автор: не указан
Метод: Изучение логической и механической памяти
Инструкция: Экспериментатор зачитывает два ряда слов — один ряд со смысловой связью, другой — бессвязный. После предъявления просьба воспроизвести по памяти. Сравнивают, как ребёнок запоминает осмысленную и бессмысленную информацию.

Внимание

Ссылка:

Автор: не указан

Метод: Таблицы Шульте

Инструкция: Ребёнку предъявляется таблица (например, 5×5, с числами 1–25, расположенными хаотично). По команде «начали» ребёнок указывает (называет или показывает) числа по порядку как можно быстрее. Фиксируется время. Норма для младших школьников — ~ 40–60 секунд на таблицу.

Ссылка:

Метод: Методика изучения уровня внимания у школьников

Автор: Гальперин & Кабыльницкая

Инструкция: В зависимости от содержания — работа с текстом, задания на внимание, самоконтроль и др.; оценивается поведение ребёнка, ошибки, темп, устойчивость внимания. В исследовании привёл к распределению детей по уровням: высокий / средний / низкий.

Picture background

Речь

Ссылка:

Автор: Т. А. Фотекова

Метод: Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Инструкция: Методика включает несколько серий: 1) Сенсомоторный уровень речи: фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, структура слогов/звуков. 2) Задания на словообразование (образование уменьшительно‑ласкательных форм, прилагательных и др.) 3) Проверка понимания логико-грамматических конструкций. 4) Диагностика связной речи: составление рассказа по картинкам, пересказ. Оценивание по балльной системе: правильность, самокоррекции, стимуляция и др.

Picture background

Вывод

Диагностика психических процессов (восприятие, развитие, воображение, внимания, памяти, речь) и речевого развития у младших школьников играет ключевую роль в выявлении особенностей развития, трудностей в обучении и потенциальных отклонений. Эффективная диагностика требует комплексного подхода, поскольку каждый психический процесс или речевой компонент многогранен. Систематическая, корректно проведённая диагностика позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны ребёнка, планировать педагогическую и логопедическую помощь, а также отслеживать эффективность коррекционных мер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция психологических процессов младших школьников

В докладе приведена таблица наиболее часто встречающихся "трудностей" обучения детей. А также причины этих трудностей, т.е. несформированности тех или иных психических процессов. Даны рекомендации по ...

Картотека методик и диагностик на определение развития психических процессов ребёнка младшего школьника

Картотека методик и диагностик на определение развития психических процессов ребёнка младшего школьника...

Картотека методик и диагностик на определение развития психических процессов ребёнка младшего школьника

Картотека методик и диагностик на определение развития психических процессов ребёнка младшего школьника...

Картотека методик и диагностик на определение развитие психологических процессов младшего школьника

Данный сборник методик предназначен для комплексной оценки психических процессов и речевого развития у детей младшего школьного возраста. Он включает проверенные и авторитетные методики для диагностик...

Картотека методик и диагностик на определении развития психических процессов ребёнка младших классов

Данный сборник методик предназначен для комплексной оценки психических процессов и речевого развития у детей младшего школьного возраста. Он включает проверенные и авторитетные методики для диагностик...

Картотека методик, диагностик, на определение развития психических процессов ребёнка младшего школьного возраста

Картитеки методик,диагностик на определение развития психических процессов ребенка младшего школьного возраста. В данном файле представлены различные виды диагностик....

Картотека методик, диагностик на определение развития психических процессов ребёнка младшего школьного возраста

Картотека методик, диагностик на определение развития психических процессов ребёнка младшего школьного возраста...