Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой? программа курса для обучающихся 1 – 4 классов
рабочая программа на тему

Аксёнова Лариса Валерьевна

 

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существует много программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эти причины были основными при создании рабочей программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?»

     Новизна программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» состоит в том, что она реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 – 4 классах в рамках апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения.

     Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» направлена на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

      Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_Bankir.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа « 62»

Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?

программа курса для обучающихся 1 – 4 классов

Обсуждено на                                                        Составитель:        

заседании методического                                     Аксёнова Л. В.,

объединения                                                           учитель начальных классов

протокол №____ от ________

Утверждено педагогическим

советом

протокол № ______________

от ______________________

директор школы Л. Н. Буданаева

Прокопьевск

2010

Пояснительная записка

    Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существует много программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эти причины были основными при создании рабочей программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?»

     Новизна программы «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» состоит в том, что она реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 – 4 классах в рамках апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения.

     Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» направлена на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

      Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

     Целью реализации программы является содействие формированию интереса к труду взрослых у обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

    В ходе её достижения решаются задачи:

-  познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

-  формировать конкретно-наглядные представления о существенных  

   сторонах профессии;

-  развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;

- развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей,  

  целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

     Особенность программы состоит в привлечении значительного числа детей. Для кого-то из них профориентационные занятия могут стать толчком в развитии интереса к профессии.

        Тематика занятий направлена на эффективное и системное усвоение детьми знаний о мире профессий, их необходимости обществу. Активные формы проведения занятий:  викторины, КВН, беседы с родителями, встречи с представителями разных профессий, интервью, соревнования, которые увлекают детей, активизируют их любознательность. Продуманное использование схем, таблиц, дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание, умение делать умозаключения, анализировать и сравнивать.

    В результате прохождения программного материала дети получат первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

- поучаствуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых познакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

- узнают о профессиях своих родителей и прародителей, будут участниками в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

- получат первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения праздника труда, ярмарки, конкурсов, праздника «Город мастеров», организации детских фирм и т. д., раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

- приобретут опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

- приобретут первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм);

 - приобретут умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Учебно-тематический план

Сроки

Темы занятий

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Всего часов по теме

1 класс

  1. «Все профессии нужны, все профессии важны»
  2. «Школа – моя вторая семья»
  3. У кого мастерок, у того молоток»
  4. «Эти мудрые русские сказки»
  5. «Профессии наших родителей»
  6. «Русские умельцы»
  7. «Человек и животные»
  1. «Знакомство с городом»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

  1. класс

1-2.  «Знакомьтесь: наши друзья – книжки!»

3-4. «Библиотека – светоч знаний»

5. «Как приходят вести»

  1.  «Продавец – молодец!»
  1. «Профессия – журналист»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

  1. класс

1-2. «Куда уходят поезда?»

  1. «По водным просторам»
  1. «По дорогам идут машины»
  1.  «Покорение космоса»
  1. «Наша служба и опасна и трудна»
  1. «Эти мудрые врачи»
  1. «Что нам стоит дом построить»
  1. «Шахтёру шахта, что птице – небо»
  1.  «Азбука профессий»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2

1

2

2

2

2

2

2

4

4 класс

  1. «Мир профессий»
  1. «Весёлые мастерские»
  1. «Творцы мира прекрасного»
  1. «Рекламный ролик»
  1. «Не игла шьёт, а руки»
  1. « Профессия – повар»

      12.  «Откуда хлеб пришёл»

  1. «Профессия – экскурсовод»
  1. «Актёрское мастерство»
  1.  «Профессиоведческий турнир»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

1

3

2

1

2

3

2

Содержание программы

1 класс

Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:

- познакомить с понятием «профессия»;

- познакомить с профессиями взрослых близкого окружения;

- формировать первые умения и навыки общего труда на пользу людям;

- формировать интерес к труду взрослых посредством игры.

  1. «Все профессии нужны, все профессии важны»

Информировать детей об основных профессиях; продолжить знакомить детей с поэтическими произведениями, обогащать речь детей через дискуссионную беседу; формировать интерес к труду взрослых через игру.

Совместная деятельность учителя и учащихся: чтение (Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», В. Маяковский «Кем быть?», Бойко «Своими руками»); просмотр слайдов с изображением людей  различных профессий, их рабочих мест, готовой продукции.

  1. «Школа – моя вторая семья»

Создать положительный эмоциональный климат в классе; развивать навыки общения; вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий; способствовать профилактике социальной дезадаптации; расширить представление о профессии учитель.

Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «Урок», составление правил поведения в школе.

  1.  «У кого мастерок, у кого молоток»

Познакомить детей с понятием «инструмент», с различными видами инструментов; формировать умение согласовывать свои действия с действиями других.

Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «У кого мастерок, у кого молоток»; чтение пословиц, разгадывание загадок.

  1. «Эти мудрые русские сказки»

Продолжить знакомство детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к труду через сказки; воспитывать желание читать их и понимать заложенный в них смысл.

Совместная деятельность учителя и учащихся: изучение иллюстраций к русским народным сказкам.

  1. «Профессии наших родителей»

Закрепить знания детей о профессиях в семье; формировать у детей представление о деятельности людей разных профессий; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Совместная деятельность учителя и учащихся: фотовыставка «Профессии моей семьи»

  1. «Русские умельцы»

Познакомить с работами мастеров из уголков нашей родной земли; привить интерес к их ремёслам; воспитывать бережное отношение к труду.

Совместная деятельность учителя и учащихся: просмотр диафильма «В мире народного искусства» Т. М. Семёновой; игра «Хоровод».

  1. «Человек и животные»

Познакомить с профессиями людей, связанные с животноводством; формировать положительное отношение к их труду; воспитывать бережное отношение к животным.

Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «По зоопарку»; экскурсия.

  1. «Знакомство с городом»

Познакомить детей с их малой родиной – городом; формировать представление о предприятиях города; дифференцировать представление о профессиях необходимых городу; развивать вербальную память, наглядно-образное мышление; воспитывать чувство любви и гордости к родному городу.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: дидактическая игра «Где ты живёшь»; экскурсия по городу с целью ознакомления с предприятиями города. 

2 класс

Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:

- продолжить знакомство с общественно значимыми профессиями взрослых,

- привить навыки трудовой деятельности через общественно полезный труд;

- формировать интерес к труду взрослых через совместную деятельность  

   учителя и обучающихся;

 - формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу  

  слова, чувство собственного достоинства;

1-2. «Знакомьтесь: наши друзья – книжки!»

Познакомить учащихся с профессиями работников типографии, с историей возникновения книги; вызвать интерес у детей к профессиям наборщик, печатник, линотипист, переплётчик; развивать навыки общения; вырабатывать навыки социального поведения; воспитывать бережное отношение к труду.

Совместная деятельность учителя и учащихся: игры «Линотипист», «Как делают книги», экскурсия в типографию.

3-4. «Библиотека – светоч знаний»

Познакомить с профессией библиотекарь; познакомить с историей профессии; вырабатывать навыки социального поведения; развивать интерес к книгам; воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии; развивать зрительную память.

Совместная деятельность учителя и учащихся: беседа-тренинг; игра «Угадай, какая книжка»; игра на тренировку зрительной памяти; экскурсия в библиотеку.

  1. «Как приходят вести»

Познакомить учащихся с профессиями отросли связи; углубить знания о профессии почтальон; воспитывать бережное отношение к труду.

Совместная деятельность учителя и учащихся: игра «Отгадай слово», тренинговая игра «Наша почта»,  просмотр диафильма «Вести приходят так», М.: студия «Диафильм»; беседа

6-7.  «Продавец – молодец!»

Познакомить с профессией  «продавец»; сформировать представления о нравственных нормах взаимодействия с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, честности; воспитывать бережное отношение к труду посредством игры.

Совместная деятельность учителя и учащихся: беседа-тренинг; игра «Умей промолчать», экскурсия в книжный магазин с целью привития трудовых навыков продавца.

8-9. «Профессия – журналист»

Познакомить с профессией «журналист»; развивать навыки общения; вырабатывать навыки социального поведения; помочь понять, что вместе играть веселее; формировать умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.

Совместная деятельность учителя и учащихся: викторина, конкурс «Юный журналист».

  1. класс

Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:

- расширить знания о мире профессий;

- осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности;

- формировать интерес к труду взрослых с привлечением родителей и  

  общественностью;

- развивать лидерские качества личности - ответственность за порученное  

  дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом

  вопросе лидеру;

1-2. «Куда уходят поезда?»

Познакомить со специальностями железнодорожников, их профессиональными качествами; пробудить интерес к профессиям  «машинист», «проводник», «кассир»; расширить представление о транспорте; развивать внимание.

Совместная деятельность учителя и учащихся: просмотр диафильма «Про железного коня», авт. Л. Гальперштейн; викторина; игры «Что изменилось», «Не пропусти свою букву»; игры для установления профессионально важных качеств.

3. «По водным просторам»

Расширять представления о людях, имеющих профессии морского и речного флота: матросах, рулевых-мотористах, судовых электромеханиках, судоводителях; воспитывать у детей навыки партнерского общения; развивать желание помогать друг другу в игровой, трудовой и учебной деятельности; развивать память,  мышление, внимание.

Совместная деятельность учителя и учащихся: проведение праздника

 ( работа в группах; игра «Глаз-фотограф»).

4-5. «По дорогам идут машины»

Обогатить представление о профессии «водитель автомобиля»; познакомить с историей профессии; развивать внимание, память, мышление; моделировать проблемные ситуации и пути их решения; формировать высшие моральные качества личности: мужество, стойкость перед искушениями, способность к самосовершенствованию.

Совместная деятельность учителя и учащихся: беседа-тренинг; игры «Кто самый внимательный», «Неуловимый шнур», «Какой это знак»; ролевая игра «Улица», экскурсия на Автобазу с целью ознакомления с видами транспорта.

6-7. «Покорение космоса»

Рассказать о космонавтах, дать знания о том, что человек нашей страны впервые покорил космос; воспитывать чувство гордости за достижения нашей страны, участвовавшей в создании международной космической станции.

Совместная деятельность учителя и учащихся: рассказ на тему «Юрий Гагарин»; конструирование на тему «Космический корабль».

  1. «Наша служба и опасна и трудна»

Познакомить с профессией «следователь»; формировать высшие моральные качества личности: мужество, стойкость перед искушениями, способность к самосовершенствованию; воспитывать в детях чувство гордости, справедливости; развивать интерес к профессии посредством игры.

Совместная деятельность учителя и учащихся: пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»; игра «Следопыт».

  1. «Эти мудрые врачи»

Познакомить с профессией врача; развивать и поддерживать интерес к профессии; формировать навыки культурного поведения.

Совместная деятельность учителя и учащихся: пресс-конференция со школьной медсестрой; сюжетно-ролевая игра «В больнице»; экскурсия в детскую поликлинику с целью ознакомления деятельности медицинского персонала.

  1. «Что нам стоит дом построить»

Дать представление о строительных профессиях; развивать навыки общения; рассказать о технике безопасности.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: викторина; экскурсия на стройку жилого дома с целью ознакомления с планом стройки дома.

  1. «Шахтёру шахта, что птице – небо»

Познакомить с профессией «шахтёр»; воспитывать в детях чувство гордости за шахтёрский труд, уважительное отношение к профессиональному празднику; научить делиться впечатлениями с окружающими людьми, используя художественные средства выразительности.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: разучивание стихотворений о шахтёрах; выставка рисунков «Шахтёрский труд»; экскурсия в Краеведческий музей с целью ознакомления с передовиками шахтёрского труда нашего города.

  1. «Азбука профессий»

Обобщить знания о профессиях; продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками о профессиях); обогащать речь детей образными, меткими выражениями.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: составление «Азбуки профессий»

  1. класс

Задачи, решаемые в процессе воспитания и обучения:

- углубить представления детей о мире профессий;

- выработать навыки организации своей работы и работы товарищей;

- формировать интерес к труду взрослых через практическую  

  направленность;

- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром.

  1. «Мир профессий»

Расширить знания о мире профессий; развивать у детей коммуникативные навыки и умения; воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: игра «Определи профессию», «Вот я умелец какой».

          2-3. «Весёлые мастерские»

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать у детей навыки партнерского общения; развивать желание помогать друг другу в игровой, трудовой и учебной деятельности; пробудить интерес к продуктам трудовой деятельности взрослых; изготовить продукты деятельности разных профессий.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: организация мастерской с целью изготовления продуктов деятельности разных профессий.

  1. «Творцы мира прекрасного»

Расширить представления о профессиях: дизайнер, архитектор, скульптор, пианист; учить детей видеть сходство этих профессий; вызвать желание детей поделиться собственными идеями.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: беседа; встреча со специалистами; изготовление книжки о понравившейся профессии.

6. «Рекламный ролик»

Развивать наблюдательность и мыслительные способности; пробудить интерес к рекламе; познакомить с профессией «художник по рекламе»; формировать навыки совместных действий.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: создание рекламного ролика.

  1. «Не игла шьёт, а руки»

Познакомить с профессией «портной»; закрепить умение пользоваться иголкой и ниткой; развивать мелкую моторику рук; продолжить формирование навыков сотрудничества; воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: викторина; экскурсия в ателье с целью ознакомления процессом изготовления платья;  конкурс «Юные модельеры».

10-11.  «Профессия – повар»

Познакомить с профессией «повар»; вырабатывать навыки социального поведения; воспитывать бережное отношение к труду; развивать гигиенические навыки.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»; экскурсия в столовую с целью ознакомления процесса приготовления блюд.

12. «Откуда хлеб пришёл»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: выставка-дегустация хлебобулочных изделий; рассказ на тему «Берегите хлеб».

13-14. «Профессия – экскурсовод»

Обогатить представление детей о профессии «экскурсовод»; помочь осознать значимость памятных мест нашего города, сформировать уважительное отношение к ним; воспитывать чувство гордости за достижения нашего города.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: экскурсия по памятным местам города с целью воспитания чувства восхищения и гордости за достижения нашего города; конкурс рисунков «Мои впечатления».

  1. «Актёрское мастерство»

Развивать навыки актёрского мастерства; развивать мыслительные процессы; пробудить интерес ребёнка к себе как к формирующейся личности.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: экскурсия в Драматический театр с целью просмотра спектакля; инсценировка сказки.

18-19.  «Профессиоведческий турнир»

Обобщить знания о профессиях; пополнить словарь детей названиями разных профессий; формировать интерес к труду взрослых через практическую направленность.

Совместная деятельность учителя и обучающихся: конкурс «Кинокомедия», конкурс пантомимы, словарь «Азбука профессий», игры «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия».

Список литературы для учителя

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и  

        психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с.

  1. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-

        метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. – Мн.:  

       ООО “ФУАинформ”, 2003. -312с.

  1. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.:

        ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.

  1. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное

        пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.

  1. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального  

        самоопределения. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. –  

       203 с.

  1. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов  

         – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  1. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / пер. с анг. – М.: Центр

        общечеловеческих ценностей, 2004. – 318 с.

  1. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед.

        учеб. Заведений: Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.:

        Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2003.- 688с.

  1. Швандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие.

       Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии /  

       Н.И. Швандрин. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 544с.

  1. Быков О.В. Типичные варианты профессионального

       самоопределения./Новые исследования в психологии и возрастной

       физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2000.- с. 13-15.

  1.  Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры / Е. А.Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)

Программа«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой?»(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)...

Рабочая программа курса " Логика" 3 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку  и календарно-тематическое планирование курса " Логика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» на 2014-2015 учебный год 4 класс Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательн...

Рабочая программа курса «Математика» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по математике (автор М. И. Моро, Ю.М. Ко...

Рабочая программа курса Математика 4 класс ("Школа России")

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа курса " Речь" 2 класс

Рабочая программа по курсу «Речь»  во 2 классе составлена по авторской программе «Школа развития речи» автора Соколовой Т.Н., основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего обра...

Социально-ориентированный проект "Банкир, фермер иль портной...Кто я буду такой?"

Знакомство с профессиями и ориентация в океане человеческих занятий как важнейшее звено социальной адаптации ребенка. привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с...