Социально-ориентированный проект "Банкир, фермер иль портной...Кто я буду такой?"
методическая разработка (4 класс)

Анохина Юлия Леонидовна

Знакомство с профессиями и ориентация в океане человеческих занятий как важнейшее звено социальной адаптации ребенка. привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proforientatsiya.docx65.08 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?»

                                                                   Котенок вырастает кошкой

                                                                             Такой же, как и все на свете.

                                                                                 Птенец превратится в птицу

                                                                          Такую же, как все на свете.

                                                                                          А дети читают, а дети мечтают,

                                                                                       И даже их папы и мамы не знают,

                                                                                       Кем станут, кем вырастут дети.

     В. Берестов «Кто чему научится».

Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направленность – духовно-нравственное воспитание.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

Знакомство с профессиями и ориентация в океане человеческих занятий как важнейшее звено социальной адаптации ребенка. привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.

ЗАДАЧИ:

1.Дать первоначальное представление о профессиях наших родителей.

2.Регулярность проведения во внеурочное время.

3.Для достижения целей использовать различные формы и методы, дидактические приемы в нетрадиционной форме.

Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 4 класс.

Срок реализации – 1 год. Формы и режим занятий – теоретические, практические и зачётные занятия, экскурсии. Всего 1 час в месяц.

МЕТОДЫ:

Практические, наглядные, игровые, исследовательские.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

мультфильмы о профессиях, ссылка: https://vk.com/wall-193929958_16174

ссылка на сайт «Генератор ребусов»:

стихи, песни, прибаутки

игры-тренинги

беседы

экскурсии

встречи с представителями разных профессий

викторины

КВНовские задания

ролевые игры

итоговый праздник-утренник

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

                 «Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания», – писал В. А. Сухомлинский.

В мире существует более 50000 профессий. И ежегодно появляются все новые. Но какую и как из этого многообразия выбрать? Как помочь ребенку в его самоутверждении и в раннем детстве, и в школьном возрасте?

          Идея этого проекта возникла из потребности детей узнать о существующих профессиях, о профессиях своих родителей. Эти представления у 7-10-летнего ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Ориентация в океане профессий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Работа по профориентации с детьми этого возраста должна быть нестандартной, яркой, доступной по форме. В ней важно сохранить и донести до детей ощущение нужности и важности, увлекательности и яркости каждой профессии.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:

1.Эта работа расширяет общий кругозор и открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и наклонностей.

2.Раннее знакомство с профессиями позволит осознать свое будущее место в обществе.

ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ:                                                                                                                                       1.Изготовление альбома – отчета о проделанной работе.

2.Презентация работы на НПК.

3.Выполнение поручений пожарной инспекции, почты, больницы, и других организаций.

Ожидаемые результаты

К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Результативность

Программа считается освоенной, если ребёнок посетил не менее половины занятий и принял участие в 3 из 5 контрольных мероприятиях.

Программа считается освоенной с отличием, если в конце года обучающийся получил грамоту, диплом, сертификат участника мероприятия и т.д.

Форма подведения итогов:

- итоговые тематические игровые мероприятия

- зачётное практическое занятие (создание фотоальбома и выставки рисунков о профессиях).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД:

СЕНТЯБРЬ:

1.Беседа «Есть профессий на свете немало»

2.Конкурс-выставка рисунков на тему «Кем я хочу стать»

3.Сочинения на тему «Кем я стану, когда вырасту»

4.Игра-тренинг «По дорогам идут машины» (рисунки, фото по ПДД).

ОКТЯБРЬ: 1.Беседа «Они трудятся для нас»

2.Экскурсия на КВГЭС. Фотоотчет по итогам, сочинения и рисунки «Как мы ездили на КВГЭС».

3.Выполнение поручений от работников КВГЭС: силами родителей изготовление бюллетеня «Как преодолеть простуду», «Лекарственные растения нашего района», изготовление мини-проектов «Моя Красная книга».

НОЯБРЬ:

1.Устный журнал «Кем быть?»

2.Концерт-поздравление ко Дню Энергетика 22.12

3.Встреча с метеорологом КВГЭС.

ДЕКАБРЬ:

1.Беседа «Как мы можем беречь электроэнергию»

2.Встреча с дежурным электриком ЗЭС. Показ простейшей электрической модели.

3.Фотоотчет по встрече.

ЯНВАРЬ:

1.Классный час «Наши мамы и папы на работе»

2.Встреча с родителями-медработниками, Беседа о профессии врача.

3.экскурсия в больницу. Фотоотчет, сочинения и рисунки по теме.

4.Выполнение поручений от врачей: изготовление стенгазеты «Как различить простуду от гриппа» силами родителей.

ФЕВРАЛЬ:

1.Беседа о профессии пожарного, задания для экскурсии в ПЧ-3

2.Экскурсия в ПЧ: фотоотчет, сочинения и рисунки по теме

3.Выполнение поручения: изготовление плаката «Огонь друг или враг?»

МАРТ, АПРЕЛЬ:

1.Классный час «Как приходят вести?»

2.Просмотр презентации соцпроекта 6-х классов о почтовой службе нашего поселка.

3.Экскурсия на почту: фотоотчет, сочинения и рисунки на тему.

МАЙ:

1.Игра-состязание «Веселые мастерские»

2.Открытое итоговое мероприятие-викторина «Мир профессий»

3.Оформление результатов работы за год в виде книжки-альбома.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

1.Беседы о профессиях («Есть профессий на свете немало», «Они трудятся для нас», «Как мы можем беречь электроэнергию», «Наши мамы и папы на работе», Вопросы-задания к экскурсии на почту, «Все профессии важны»)

2.Тренинги («По дорогам идут машины», «Как приходят вести»).

3.Игровые мероприятия (устный журнал «Кем быть?», игра-состязание «Веселые мастерские», профориентационная викторина «Мир профессий»).

ПРИЛОЖЕНИЯ. Методические материалы.

I.Беседы

  1. «Есть профессий на свете немало».

Цель: познакомить уч-ся с наиболее распространенными профессиями.

Оборудование: презентация с изображением людей разных профессий.

Содержание беседы.

                     Вначале учитель предлагает игру «Вопрос-ответ», где дети дают краткий и точный ответ. Вопросы и ответы могут быть такими:

Кто в воздухе смело ведет самолет? (летчик)

Днем и ночью ведет электровоз? (машинист)

Разную материю и ковры делает? (ткачи)

Глубоко в землю опускается и добывает «черный камень»? (шахтеры).

Шьет одежду для нас? (швея)

Письма, газеты и журналы нам приносит? (почтальон)

                Далее учитель показывает презентацию, на которой изображены плотник, маляр, штукатур, монтер, каменщик, крановщик, стекольщик, комбайнер, тракторист, доярка, пастух, овощевод, птичница. По этим изображениям дети называют профессии рабочих и тружеников сельского хозяйства. Можно изменить вопрос-задание и показать изображения хлебного поля, животноводческой фермы, завода, нефтяной вышки, а дети должны назвать, кто работает на этих трудовых участках.

                 В заключение беседы уч-ся называют профессии своих родителей и рассказывают об их работе.

  1. «Они трудятся для нас».

Цель: расширить представления уч-ся о массовых профессиях

Оборудование: презентация, на которой изображены фрезеровщик, сварщик, металлург;

репродукции с картин художников, посвященные людям труда.

Содержание беседы.

            Учитель знакомит с профессией фрезеровщика. Его называют младшим братом токаря. Он режет металл. Легко и быстро фреза перерезает металл любой толщины. Сейчас насчитывается около 350 типов фрезерных станков. Есть станки-автоматы, которые сами режут металл по заданной программе, сами готовят различные детали. Фрезеровщик следит за выполнением программы.

          Знакомя уч-ся с профессией монтажника, учитель рассказывает, как рабочие с помощью кронов, лебедок поднимают, собирают и устанавливают различные детали и целые сооружения. Сборку они ведут по плану и чертежам.

           Разговор о профессии металлурга (сталевара) учитель начинает с чтения отрывка стихотворения Н. Флерова «Сила несметная»:

Под чьей рукой металл рождается,

Кто крепость стали испытал,

Кто за нее в труде сражается,

Тот крепнет сам и закаляется,

Как им же созданный металл.

          Дети рассматривают подобранный иллюстративный материал и

 рассказывают все, что они знают о работе металлурга.

            Перед разговором о профессии электросварщика, учитель или предварительно подготовленный ученик читает стихотворение Е. Авдиенко об электросварщика:

Там, на башенном кругу, где летают галки,

Сварщик летом и зимой сваривает балки.

Сталь, огнем лишь только тронь, выпустит зарницу.

Паренек за хвост огонь держит, как жар-птицу.

            Затем дети рассказывают о работе электросварщика, о своих наблюдениях за его трудовой деятельностью. Учитель обобщает детские рассказы по картинкам и наблюдениям.

  1. «Как мы можем беречь электроэнергию?»

Цель: создать условия для привлечения внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Показать необходимость экономии различных ресурсов.

Задачи: 

1.Способствовать получению учащимися объективной, соответствующей их возрасту информации об энергии, источниках энергии и их роли в жизни человека, правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов.

2.Познакомить учащихся с элементарными способами и средствами энергосбережения и экономии.

3.Способствовать развитию чувства ответственности  за свои действия; воспитывать экономное и бережное отношение к электроэнергии.

Оборудование: компьютер, проектор, картинки электроприборов, задания для групповой работы, на доске плакат «Экономьте электроэнергию!».

Содержание беседы.

          Энергия окружает нас повсюду. Но мы так свыклись с нею, что порою забываем об этом и о том, что благодаря энергии человеку удалось создать те вещи, которые нас окружают. Потребление энергии ежегодно увеличивается. Мы должны научиться энергосбережению – научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, эффективно и безопасно. Поэтому ежегодно во всем мире 11 ноября отмечается Всемирный день энергосбережения». 

Главным источником энергии на земле является Солнце. Оно дает нам неограниченное количество энергии. Солнце излучает огромные потоки света и тепла, приводя в движение ветер и воду, дает жизнь людям, животным, растениям. Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд.

Мультфильм «Фиксики. Солнечная энергия»

             Каменный уголь, нефть и газ содержат остатки растений, поэтому энергия, которая в них хранится, тоже энергия Солнца. Современные автомобили, работающие на нефтепродуктах, используют энергию, образовавшуюся 300 миллионов лет назад.

         Солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия – это источники энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия.  Ученые подсчитали, что для восстановления запасов нефти, которой человечеству хватило бы на 1 год, необходимо 3 миллиона лет!

          Основные источники энергии на сегодняшний день – ископаемое топливо (раньше это были древесина и торф, сейчас – нефть и газ) и ядерная энергия, которая вырабатывается на атомных станциях.

            Потребление энергии ежегодно увеличивается. Ее производство и использование негативно воздействует на окружающую природу, так как при сжигании нефти и газа в атмосферу выбрасываются вредные вещества.

            Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между потреблением энергии человеком каменного века и нашим современным человеком огромна. Пещерный человек потреблял около 1 %того количества энергии, которую использует современный житель Земли. Значит на Земле стало больше энергии? Нет! Она просто стала доступней. Людям хочется жить с комфортом, который обеспечивает ему энергия. Представьте, что наша квартира осталась без осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

                  Да, в такой ситуации современному человеку остаётся кричать: «SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас вместе с нашими любимыми героями мы с вами попробуем найти способы, как сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

                  Энергосбережение – это бережное отношение к энергоресурсам, эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии.

                   Энергосбережение – это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках. 

                 Во все времена умение экономить было одним из главных достоинств хорошего хозяина.  А каждый хороший хозяин знает, что энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Какие советы вы можете дать, хозяевам квартиры, где в каждой комнате горят яркие электрические лампочки и, перекрикивая друг друга, работают компьютер, магнитофон? К чему вы их призвали бы? (Обсуждение вопроса с детьми. Дети работают в группах. Каждая группа предлагает свой совет)

  • Уходя из дома, гасите свет.
  • Следите за тем, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.
  • Включайте технику только тогда, когда это нужно.
  • Используйте энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70-80% меньше, чем лампы накаливания.

Отгадайте загадку:

Очень строгий контролёр

Со стены глядит в упор.

Смотрит, не моргает:

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь.

Всё на ус мотает. (Электросчетчик)

Мультфильм «Фикси- советы. Экономьте электроэнергию»

Беседа завершается общим выводом, что каждый ученик должен беречь не только электроэнергию, воду, хлеб, но и свои вещи, книги, тетради, школьное оборудование.

Ну что же, ребята, на прощание Фиксики хотят вам дать один очень простой наказ. А какой, вы узнаете, если выполните их задание: 

Лишь буквы — те, что в каждой строчке

Даны не более чем раз, —

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

* Зачеркни буквы, которые встречаются в строке более одного раза, и прочитай наказ. (Будь бережливым)

                  Если в нашей школе будет зря гореть одна лампочка в 100 ватт в течение 10 часов, то она израсходует впустую 1 киловатт-час энергии. Этого достаточно, чтобы выплавить 104 кг чугуна, испечь 36 кг хлеба, вывести в инкубаторе 30 цыплят. В современном мире для экономии энергии придуманы специальные энергосберегающие лампочки. Они не только экономят семейный бюджет, но и сохраняют электроэнергию. Уходя, гасите свет!

  1. «Наши мамы и папы на работе».

Цель: познакомить уч-ся с профессиями своих родителей.

Оборудование: рисунки и фото уч-ся, стихи по теме.

       Готовясь к беседе, учащиеся выполняют задание – узнают где и кем работают их родители, выполняют рисунки на тему «Моя мама на работе», «Где работает мой папа». С помощью родителей организовывается выставка некоторых изделий, которые производят взрослые, и некоторых инструментов, которыми они пользуются. Изделия можно заменить рисунками, плакатами, фотографиями.

       На мероприятии могут выступить 2-3 родителя, характер производства которых позволяет наглядно показать, что именно они производят и как они это делают. Показывая рисунки или фото, родители рассказывают о трудовой деятельности своего коллектива, об отношениях между людьми.

        Проводятся конкурсы, во время которых дети определяют по рисункам или фото, где изображены люди разных профессий, их профессию и место работы, например: токарь работает на заводе, кондитер на кондитерской фабрике, телеграфист на почте и т.д.

        Предлагается отгадать загадки, организовать мимический спектакль, в котором дети показывают, что именно делают их родители на работе.

         В заключение, можно спеть песню (слова О. Фадеевой, музыка В. Иванникова) «Самая хорошая», читают стихи Дж. Родари и В. Маяковского о профессиях.

  1. Классный час «Как приходят вести» - 2 часа.

Цель: познакомить с профессиями связи

Оборудование: бланки для телеграмм для каждого, картонный ящик для игры-тренинга, презентация со знаками азбуки Морзе.

                                       Содержание классного часа.

                В мире существует большое количество профессий и все они нужны нам. Без водителей транспорта мы не смогли бы доехать быстро до места куда нам надо, без врачей – вылечиться, если заболеешь. Без почтальонов до нас бы не доходили письма, телеграммы, журналы и газеты, пенсия наших старших родственников. Сегодня вы узнаете о людях, чьи профессии связаны с отраслью связи. Связь нужна для быстрого обмена информацией. Как можно передать сообщение другу в другой город? (позвонить, написать письмо, послать телеграмму). Почту «выживает» другой вид связи – мобильная связь. Поэтому почта в современных условиях очень изменилась. Сегодня мы будем говорить об исчезающем виде связи и исчезающих профессиях.

              Кто знает, как раньше передавали известия, когда еще не было ни телефонов, ни почты? Не все это знают, поэтому послушайте отрывок из сказки Р. Киплинга. Ответьте на вопросы:

- Как передавали новости в древности?

- Какие изобретения в области связи вы можете назвать?

- Какие современные профессии связи вы можете назвать?

-Чем занимается почтальон?

           Дополнение к ответам детей:

Получив почту, он сортирует ее, т.е. раскладывает по адресам и абонентам. Ему приходится 2-3 раза в день разносить газеты и журналы, письма и телеграммы, извещения на посылки и пенсионные переводы. Почтальон должен обладать хорошей памятью, знать расположение улиц, проходов, проездов. У него должны быть крепкие ноги и руки, для того, чтобы много ходить «с толстой сумкой на ремне».

               Прежде чем корреспонденция попадет в руки почтальона, она проходит сортировку. Людей, которые этим занимаются, называют сортировщиками почтовых отправлений и периодической печати. Авто сортировщик раскладывает вашу корреспонденцию по тем городам, почтовые индексы которых указаны на конвертах. В другом городе местные сортировщики перешлют по спецсвязи письма в нужные отделения связи. При ручной сортировке опытные сортировщики достигают скорости 1 письмо в 1 секунду. Сейчас сортировщикам помогают машины. Они считывают индексы и раскладывают письма по ячейкам. Работу сортировщика очень затрудняет неправильно указанный адрес: не хватает индекса, названия города, улицы или же адрес написан неразборчиво, неаккуратно, пастой, цвет которой не воспринимает авто сортировщик. А теперь отгадаем загадки.

- Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и грузы везет? (самолет)

- Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок? (локомотив и вагоны).

Как вы думаете, какое отношение имеют эти загадки к нашему разговору? Верно, это почтовый транспорт. Он необходим для перевозки почты.

               Учитель демонстрирует бланк телеграммы. Как называется это сообщение? Ребята, сейчас это почтовое отправление почти исчезло, его заменили другие современные средства связи.

               Когда вы приходите на почту, то вы посылаете или отправляете что-либо, или же получаете что-либо от кого-либо. Поэтому ваши сообщения, посылки, письма называются «почтовые отправления». Они бывают внутренними и внешними. Внутренние – это письма, корреспонденция между городами в нашей стране. Внешние – это телеграмма для человека в другой стране. Телеграмму отправить очень удобно: уже через 3-4 часа она попадет в другой город. Отправляет телеграмму телеграфист. «Телеграф» с греческого – «далеко пишу», «пишу на расстоянии». Телеграфист передает текст с помощью электрических сигналов, в которые преобразуются буквы и цифры. Первую телеграмму с помощью электрического тока передали русские изобретатели П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Для передачи телеграммы нужен телеграфный аппарат. Наиболее удачным является аппарат С. Морзе. В нем использована специальная азбука, в которой каждая буква или цифра обозначена комбинацией точек и тире. Всем известен сигнал бедствия SOS (…_…). Учитель демонстрирует презентацию со знаками азбуки Морзе. На смену аппарату Морзе пришли буквопечатающие аппараты, такой аппарат создал ученый, академик Б. С. Якоби. Современный телеграфный аппарат называют телетайп, т.е. «печатающий на расстоянии». В другом городе такая машинка отпечатает текст на бумажной ленточке, ее приклеят на бланк и передадут почтальону.                

            Про какой вид связи эта загадка?

- Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам, скажут здесь, а слышно там? (телефонная связь).

            Когда мы хотим позвонить в другой город, мы обращаемся за помощью к телефонистам междугородней связи.  Они быстро соединяют ваш номер с нужным номером. Сегодня это делают специальные автоматы на АТС. Если вам нужно узнать номер телефона, то телефонист справочной службы даст вам совет. Нужно набрать 08,09. Знаете ли вы сколько лет телефону? Он существует более 100 лет. Сначала телефонные линии были воздушными – провода перекладывали с крыши одного дома на другой или подвешивали на специальные деревянные столбы. Поэтому телефонной связи мешали ветры, дожди, снегопады. Сейчас телефонная сеть перенесена полностью под землю. Количество абонентов очень возросло, т.к. подземный кабель сделан многожильным. Специалисты США и Японии не так давно создали пробные варианты нового необычного телефона. Он позволяет людям разных стран разговаривать без переводчиков – в телефон уже заложено специальное устройство - переводчик. Но такой телефон еще не готов для широкого применения.

          Сейчас телефонная связь работает через спутник на орбите Земли, и позвонить мы может абсолютно самостоятельно и в любую точку мира. Такая связь называется мобильной. И работает она только при наличии специальных вышей связи.

           Какой еще вид связи вы знаете? (радиосвязь). В наши дни радио можно встретить повсюду. У радистов всегда много дел. По радио летчики запрашивают разрешение на посадку или взлет, а геологи сообщают на базу об обнаружении нового месторождения полезных ископаемых. По радио ведется связь с космическими кораблями и миллионы людей узнают последние известия. К услугам радистов сложнейшие аппараты, огромные радиостанции. Радисту хорошо знать технику. У них есть специальный язык – азбука Морзе. Чтобы различать сигналы, радист должен иметь тонкий музыкальный слух. Известно, что этой профессией лучше овладевают те, кто занимается танцами, играет на музыкальных инструментах. Тот, кто хочет стать радистом, должен хорошо изучить математику, физику (этим предметам вы будете обучаться в старших классах). В городах есть техникумы, институты, которые готовят специалистов: телеграфистов, телефонистов, радистов и других работников отрасли связи.

Давайте попробуем себя в роли радистов. Напишите одно маленькое предложение с помощью значков азбуки Морзе.

     Игра-кроссворд «Отгадай слово».

1.Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке, в синей форменной фуражке?

Рано-рано он встает, отправляется в поход.

У него в холщовой сумке «город» новостей живет?

2.Тук-тук-тук да тук-тук-тук – бьет ключом, как дятел сук,

Только стук витиеватый… А за тысячью верст

Вылезает из машины очень пестрый тонкий хвост

Из бумажной ленты длинной с сообщеньем:

Внуки, дети, муж, семья, тетя Настя, ну и я»

Кто же этот человек, поздравляет всех уж век?

3.Специалисты, занятые раскладкой писем по ячейкам.

4.Забежал ко мне однажды необычный зверь,

Лег на стол и там остался, будто в доме прописался,

И теперь он не желает выходить за дверь.

Целый день он спит отважно, а по вечерам

Шум в квартире поднимает, звон и тарарам,

Словно попугай болтает, важен и упрям:

Всех жильцов к себе сзывает – прямо стыд и срам!

У него два странных уха, будто решето,

Целый день гудит в них муха: «Что-то здесь не то!»

Вместо плеч две небольшие ямы, вместо носа – круглый сыр,

В нем не две, а десять дыр!

Очень часто его гладят, что-то шепчут и поют,

Крутят, вертят и сжимают – вдруг сбежит коварный плут?

Я не знаю, что за зверь у меня живет теперь.

Вы скажите – сей бедлам, может, забегал и к вам?

5.Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая… -

Дети в бланке записали и на почту передали.

В дальнем городе, на ленте появились эти знаки.

Удивились все связисты, даже спорили до драки!

А потом сие посланье отнесли в звенящий сад.

«Вам большой привет, компания, передали сто ребят!

Получите, распишитесь!»

Почтальон, взглянув на лица, побежал скорей назад.

Что ж ребята? В бланк взглянули,

Облегченно все вздохнули, засмеялись и запели про веселые качели,

На которых уместились сидя, стоя, лежа, в ряд

Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая…

В общем, целый детский град.

Угадайте, что же в сад получили сто ребят?

6.Вид почтового отправления, заклеенного в конверт.

7.Человек, хорошо знающий азбуку Морзе.

8.Специалист, к которому мы обращаемся, когда звоним в другой город.

9.Отрасль промышленности, занятая передачей различных известий.

Тренинговая игра «Наша почта».

Раздать бланки телеграмм для написания текста для своего одноклассника. Учитель показывает, как надо заполнять бланк, где писать текст, как написать адрес (ряд, парта, адресат). Дается время для написания сообщения. Заполненные бланки опускают в ящик. Далее проводятся соревнования сортировщиков – кто разложит больше бланков за 10 секунд.

      В заключение учитель подводит итоги беседы:

- Что нового узнали вы сегодня?

-Где можно узнать еще какую-либо информацию, связанную с данными профессиями? (Сходить на экскурсию на почту, спросить родителей, работников связи, прочитать книги, словари). При этом учитель может показать книги, рассказывающие о разных профессиях связистов.

  1. Экскурсия на почту.

План проведения экскурсии:

1.Движение по намеченному маршруту и выполнение заданий.

2.Вступительная беседа о цели и задачах экскурсии. Инструктаж о правилах поведения и технике безопасности.

3.Беседа (рассказ) по теме экскурсии. Организованное наблюдение и самостоятельное выполнение заданий.

4.Подведение итогов экскурсии.

Вопросы-задания к экскурсии на почту.

- Люди каких профессий работают на почте? В чем заключается их работа?

- Какие машины, механизмы, приборы облегчают труд работников почты?

- Сколько писем приходит ежедневно? Откуда приходят письма?

- Сколько газет и журналов поступает ежемесячно? Какие детские издания приходят?

- Чем мы можем помочь почте?

       7.  Тренинг «По дорогам идут машины».

Цель: познакомить уч-ся с видами пассажирского транспорта и профессиями людей, работающих на транспорте.

Оборудование: презентация «Виды пассажирского транспорта», фото кабины водителя.

Содержание беседы-тренинга.

       С каждым годом все интенсивнее становятся потоки транспорта на улицах наших городов. Во всех уголках нашей страны, по бесконечным лентам дорог мчатся сотни тысяч автомобилей, перевозя различные грузы и пассажиров.

         Когда же возникла одна из самых распространенных профессий в мире – водитель автомобиля? В 1769г. французский инженер Н. Ж. Кюнью создал первую паровую повозку: на трехколесную платформу 2,5 тонны был установлен огромный паровой котел. Человека, который его топил, называли шофером (от французского «главный» - cheter). Он управлял паровой машиной и постоянно подбрасывал уголь в топку. При помощи рычага он постоянно поворачивал передник колеса. Таким был когда-то первый водитель.

          Теперь автомашины изменились и труд шофера стал намного сложнее. Ведь только за 1км пути ему приходится выполнять 40-50 операций. На каждом виде транспорта есть свои водители, а на автозаводах есть даже радиоуправляемый водитель – механический манекен со встроенной микросхемой, который выполняет определенные команды или испытания машин на прочность.

              Давайте вспомним, какие виды транспорта вы знаете?  Учитель демонстрирует презентацию «Виды транспорта» и предлагает отгадать соответствующие народные загадки.

- Что за чудо – синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины, а питается бензином? (автобус)

- Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома? (трамвай).

         Независимо от вида транспорта, водитель выполняет примерно одинаковые действия. Он управляет машиной, сидя в удобном кресле, чтобы тело не очень напрягалось и не уставало, т.к. водитель не «катается» на машине, а целый рабочий день перевозит людей и грузы.

Слайд «Кабина шофера». Шоферу помогают очень умные приборы внутри кабины. В кабине расположен приборный щиток, на котором установлено несколько важных приборов. Один показывает уровень давления масла в системе смазки двигателя, другой – уровень топлива в баке, третий – скорость движения автомобиля, четвертый – пройденный путь и т.д. Через лобовое и боковые стекла водитель следит за движением на дороге, а специальные зеркала помогают ему контролировать обстановку позади автомашины. Они помогают ему увидеть, не собирается ли другая машина обогнать его, не сдерживает ли он движение, все ли пассажиры вошли в машину и др.

            Требования к этой профессии высоки. Водитель пассажирского транспорта должен знать правила дорожного движения, быть вежливым и внимательным с пассажирами, иметь хорошую реакцию, зрение, пространственное воображение, наблюдательность, глазомер. Есть ли у вас такие качества? Давайте проверим. Начнем с внимания.

              Игра «Кто самый внимательный». (В. Ковальчук)

У меня есть приз, но получит его тот, кто самый внимательный.

- Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три» - хлопни сразу раза три.

Понятно, когда нужно хлопать? Тогда продолжаю свой рассказ.

- Однажды мы поймали щуку, распотрошили…

А внутри рыбешек много увидали. И не одну, а целых … две!

- Мечтает мальчик, закаленный, стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри, а жди команду: «Раз, два… марш!»

- Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори, разок, другой, но лучше … пять.

- Недавно поезд на вокзале мне три часа пришлось прождать.

Ну, что ж, друзья, вы приз не взяли, когда была возможность взять!

             А теперь проверим, натренированы ли ваши глаза.

Проверка глазомера.

- Какова длина и ширина классной доски?

- Сколько шагов от одной стены до другой?

- Сколько стаканов войдет в 3-х литровую банку?

- Сколько монет уместится в этом кошельке?

- Сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

(Все ответы записываются на доске, а потом проводится проверка).

                Как вы уже знаете, водитель нередко сталкивается с неожиданными ситуациями на дороге. В таких случаях решающее значение часто играют доли секунды и без быстрой реакции не обойтись. Проверить скорость вашей реакции нам поможет другая игра.

Игра «Неуловимый шнур».

Двое игроков садятся на стулья спиной друг к другу на расстоянии 2-3 метров. Под стульями протянута веревка. Включается музыка, игроки спокойно сидят на месте. Внезапно музыка обрывается, тогда они должны наклониться, схватить и вытянуть к себе веревку. Можно сыграть несколько раз и наградить лучших.

                Если водитель не обладает быстрой реакцией, он должен быть предельно осторожным и предусмотрительным. Очень медлительным и рассеянным людям лучше не

садиться за руль автомобиля.

                Вождению автомобилей обучают в автошколах, на специальных курсах, в ПТУ, а вождению трамваев и троллейбусов – в СПТУ. Во многих городах есть автодорожные техникумы и институты, где на всех факультетах, кроме основной специальности, обучают и вождению автомобилей.

             Предлагаю поиграть и порешать задачи по Правилам Дорожного Движения.

Игра «Какой это знак?»

Презентация дорожных знаков, учитель спрашивает:

- Я хочу перейти улицу. Какой знак я должен найти, чтобы это сделать?

- Мы поехали отдыхать за город и захотели поесть. Какой знак нам об этом поведает?

- У нас сломалась машина. Где ее можно отремонтировать?

Игровая ситуация по ПДД.

На доске рисунок – дорожные знаки в виде аппликаций, которые изготовили уч-ся на уроке технологии. Рисунок представляет собой головоломку. Задание: укажите линией, как коту Мурзику проехать на велосипеде к своему другу собаке Дружку, не нарушая правил дорожного движения.

Ролевая игра-драматизация «Улица».

Игра проходит на пришкольной площадке «Авто городок». В игре принимает участие учитель ОБЖ. Учитель готовит атрибуты: из картона вырезаются машины, которые прикрепляются на грудь участников. Готовятся шапочки для водителей и полицейского. Распределяются роли участников. Водители передвигаются, подчиняясь сигналам светофора, указаниям регулировщика. Нарушителей штрафуют красными карточками, лучших шоферов и пешеходов поощряют зелеными карточками.

                  В заключение учитель подводит итоги беседы:

- Что нового узнали вы сегодня?

II. Праздничные мероприятия.

  1. Профориентационная викторина «Мир профессий».

Оформление: плакаты с изображением животных в качестве представителей конкретных профессий (жираф в каске, крокодил Гена с отбойным молотком, обезьяна за рулем автомобиля, бегемот с удочкой и т.д.; пословицы – их изображение должно соответствовать изображениям животных)

Подготовка: дети делятся на 2 команды, по 6 человек в каждой. Остальные – болельщики. Название команд: «мастер», «Призвание». Каждая команда имеет свою эмблему. В жюри – шефы, родители. Ведущий – учитель.

                                         Содержание мероприятия.

1.Разминка.

Члены команд получают карточки, на которых написаны группы слов. По ним нужно определить о каких профессиях идет речь. Можно назвать известных людей этой профессии:

- чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)

- компьютер, программа, текст (программист, оператор)

- груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман)

- животные, шприц, больница (ветеринар).

2.Конкурс «Словарь».

Каждая команда получает писок терминов. После чтения и обсуждения дети объясняют значения терминов. Время – 1 минута.

Список 1: профессия, инструмент, халтура, условия труда.

Список 2: рабочий, орудие труда, мастер, зарплата.

3.Конкурс болельщиков.

Вопросы к болельщикам: какие профессии железнодорожного транспорта вы знаете? Какие профессии сельского хозяйства?

Болельщики должны дать ответы-загадки, чтобы болельщики другой команды их отгадали.

4.Конкурс плакатов (рисунков) о профессиях.

Каждая команда представляет на обсуждение соперникам несколько заранее приготовленных плакатов (не больше 10). На рисунках нужно показать, чем именно занимаются люди этой профессии, что в ней привлекательно, выбор профессий – произвольный, формат – любой. Соперники отбирают лучшие и помечают своим знаком в уголках. Выигрывает та команда, у которой среди отобранных и помеченных плакатов наибольшее количество совпадений мнений болельщиков и соперников.

5. Конкурс «Письмо другу». Задание командам:

- Ваш друг, живущий в другом городе, просит дать ему совет. Став взрослым, он хочет заниматься лечением людей. Напишите ему ответное письмо и дайте совет – какую профессию ему выбрать. Письмо может быть и шуточное, но из него можно легко понять данный другу совет.

Командам вручаются листы с началом письма: «Здравствуй, дорогой … ! Ты просишь подсказать тебе, кем стать в будущем. Спешу помочь тебе и выполняю твое задание. У меня есть хороший знакомый (друг), который работает … .Я долго приглядывался к нему и его работе, и я понял, что … ».

6.Конкурс «Кроссворд».

Для слов кроссворда можно подобрать детские стихи, загадки, пословицы, открытки на тему профессий. Можно придумать загадки, попросить заранее ребят сочинить мини-стихи к конкретным словам, не говоря о том, где они будут использоваться.

По горизонтали:

1.Мастер своего дела (он знает свое дело так, что выполняет его, словно маг!)

2.Работница, изготавливающая вязанный трикотаж.

3.Сколько предметов для разных работ в слове одном дружно живет?

По вертикали:

4.Кто строгает и поет, древесине жизнь дает?

5.В сказке – доктор Айболит, в жизни – лечит все, что у зверей болит.

6.Он весь день у печи – выплавляет кирпичи из железа и свинца для умельца-кузнеца.

7.Конкурс пословиц и поговорок.

Какая команда знает их больше всех? Конкурс проводится по принципу аукциона: команды по очереди называют пословицы. Кто больше назовет за определенное время, тот выигрывает.

8.Игра «Эрудит».

По желанию или жребием выбирается один ведущий. Он определяет профессию, но не называет ее, а называет только первую букву слова. Класс пытается отгадать, но не называя прямо, а задавая вопрос, содержащий описание функций носителя, например:

-Задумана профессия на букву «П».

Отгадывающий говорит: «Это мастер, который варит пищу?»

-Нет, это не повар.

Другой ученик задает вопрос: «Это тот, кто продает масло, хлеб и бутерброд? Холодильник и утюг, трактор, лес, а, может, плуг?»

-Нет, это не продавец.

И т.д.

Если ведущий не смог правильно назвать профессию, то он называет вторую букву в слове. Тот, кто отгадал, становится ведущим.

Если класс сдался, то ведущий получает право загадать второе (другое) слово.

Учитель следит, чтобы дети правильно давали описание функций профессий, а ведущий отгадывал их, грамотно называя нужную профессию. Победителя конкурса необходимо наградить.

Подводятся итоги игры-викторины.

II.   Праздник «Все профессии важны».

Цель: ознакомить детей с людьми тех профессий, продукты труда которых они чаще всего используют в повседневной жизни.

Подготовка: празднику предшествует большая подготовительная работа: экскурсии на производства; дети готовят материалы, инструменты и приспособления для выполнения заданий. Объявляется конкурс на лучший рисунок и сочинение о профессиях родителей, выставка поделок и книг для внеклассного чтения. Зал оформляется лозунгами: «Только в труде можно стать настоящим человеком», «Кто любит труд, того люди чтут».  Подготовить фотоматериалы (люди разных профессий). Установить деловую связь с родителями (механизаторами, хлебопеками, сантехниками, продавцами, электромонтерами, почтальонами; привлечь их к организации праздника.

Ход праздника.

1 часть праздника.

Со всеми, кто будет выступать, предварительно переговорить, указав на те моменты, которые они должны затронуть в своих выступлениях. Рассказы родителей о своих профессиях можно проиллюстрировать рисунками, фото, показом натуральных предметов труда. Выступления приглашенных гостей должны быть яркими, краткими, конкретными и эмоциональными.

2 часть праздника.

Художественная самодеятельность детей. Подбираются небольшие по объему стихи о рабочих профессиях (С. Михалков «А что у вас?», Ю. Тувим «Все для всех», С. Маршак «Какого цвета ремесла?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»)

Несколько стихов можно представить в виде стихотворных загадок:

Кто он?                                                                          Скоро хлопок станет ситцем,

Он красил перила на лестничной клетке.                  Уж работа началась…

-Я очень спешу, - говорил он соседке.                       Будут хлопок мастерицы

-Мне нужно скорее докрасить перила,                      На больших машинах прясть.

Покуда не кончились в банке белила.                          (З. Александрова)

(А. Лосев)

3 часть праздника.

Проводится конкурс строителей (из кубиков построить дом). Вопросы:

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома?

- Какие материалы нужны для постройки?

- Назовите инструменты, которые используются для столярных работ.

- Кто быстрее и лучше скрепит гвоздями две дощечки?

4 часть праздника.

Подводятся итоги праздника. Участники выставок поделок, рисунков, сочинений, победители конкурсов награждаются грамотами и небольшими сувенирами.

III.   Игра-состязание «Веселые мастерские».

Оформление: плакаты с высказываниями и пословицами о труде, в том числе и юмористические (их размещают у входа в мастерскую); таблички с названиями мастерских.

Организация: игра проводится в просторном помещении. На выбранной площадке для каждой мастерской поставить столы, указать стрелками маршруты движения между мастерскими. В команде по 5 человек. Капитаны получают маршрутный лист с последовательностью прохождения мастерских. Каждой мастерской руководит шеф-вожатый. Он одет в соответствующий его профессии костюм. После выполнения задания вожатый дает жетон-оценку. Жюри состоит из приглашенных родителей, имеющих профессию, представленную в данной мастерской. Перед игрой детям объясняются условия состязаний, порядок передвижения от одной мастерской к другой, двигаться они должны всей командой «паровозиком», каждая команда по очереди проходит все мастерские, предъявляются требования к выполняемым самоделкам. Время на одну мастерскую – не более 10 минут. Общее время игры около 70 минут.

Ход игры.

              Объяснение хода и правил игры. Команды придумывают название.

Состязания: примерный маршрут одной из команд.

              1.Свое движение она начинает со Столярной мастерской. Здесь команду встречает Столяр. Он говорит:

- Вы находитесь в столярной мастерской. Столяр – это человек, умеющий превращать древесину в мебель, в резные наличники для украшения окон деревянных домов, в резные деревянные доски, в посуду и т.п.

Столяр показывает инструменты и просит их назвать: молоток, киянка, пила, топор, клещи, долото, стамеска, рубанок, фуганок, шершебель и т.д. Можно использовать загадки:

- Принялась кума за дело, заиграла и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)

- У конька-Горбунка деревянные бока,

У него из-под копыт стружка белая летит. (рубанок)

- Кланяется, кланяется. Придет домой – растянется. (топор)

- Сам худ, а голова с пуд. (молоток)

- Она винтом пустилась в пляс,

А он, кружась, в доске увяз. (отвертка и шуруп)

Можно задать вопрос: «А какие загадки об инструментах знаете вы?»

Столяр показывает, как работать этими инструментами и дает второе задание: из готовых заготовок сделать изделие: ящик. Столяр распределяет работу – подбирает детали, инструменты, гвозди. После выполнения работы оценивает работу команды жетоном. Учитывается скорость выполнения и качество.

             2.Команда переходит в Швейную мастерскую. Ею руководит Портной.

- Шить люди научились очень давно. Что появилось раньше – одежда или иголка? Оказывается – одежда. Первобытный человек скреплял звериные шкуры, протыкая их рыбьими костями или заостренными костями животных, а затем протягивал в полученные отверстия жилы животных или растительные волокна и связывал их концы. Кто –то однажды догадался сделать отверстие и получилась игла. А вы умеете работать иголкой и ниткой? Сейчас проверим.

Портниха дает задание пришить пуговицу. Пока один человек из команды шьет, остальные отгадывают загадки и пантомимой показывают, как работать этими предметами.

- Маленького роста, тонкая и острая. (иголка)

- То назад, то в перед ходит, бродит пароход.

Если остановишь – горе, продырявит сине море! (утюг)

- На поляне шерстяной пляшет тонконожка:

Из-под туфельки стальной выползает стежка. (швейная машинка)

               3. Следующая мастерская Скульптора. Он встречает гостей и говорит:

- Скульптор – профессия творческая. Это ваятель, художник, который создает объемные изображения всего, что его волнует: людей, животных, предметов из глины, из бумаги, из полотна, металла, дерева, камня, стекла, керамики и др. Скульптор долго ищет художественный образ, с которого потом лепит модель из мягкого материала – пластилина или глины. Только после этого на основе модели он делает скульптуру в натуральную величину из нужного материала. Помимо творческой одаренности скульптор должен обладать и физической силой.

Далее скульптор показывает, как правильно работать с материалом (пластиком, пластилином), как разрезать, лепить, соединять детали. Команда выполняет работу по выбору: фрукты, овощи, животных.  

                4.Конструкторская мастерская. Один из конструкторов рассказывает:

- Конструктор – слово многозначное. Это человек, который занимается созданием различных конструкций (машин, механизмов, сооружений) или их отдельных частей. Он разрабатывает строение и взаимное расположение частей какого-либо предмета (прибора, машины, сооружения), которые зависят от его назначения и характерного признака. Конструкции различают по материалам (дерево, металл, железобетон, пластмасса и др.), по способу изготовления (сборные, монолитные), по области применения. (Здесь можно показать иллюстрации с примерами конкретных конструкций).

- Это еще и хорошо всем известная игра, которая состоит из набора деталей, из которых можно собирать реальные предметы. Всем знаком конструктор Лего.

              Под руководством Конструктора команда собирает машину из конструктора, показывает ее работу и применение этой машины. При оценке учитывается время сборки и умение работать коллективно.

                  5.Следующая мастерская – Архитектурная. Архитектор рассказывает:

- Архитекторы изучают, какие были в древности жилища и, используя наилучшее, конструируют новые здания, дома, музеи, выставки, театры и др. Вспомните, из чего состоит дом? (Ответы детей).

А сейчас мы попробуем придумать и нарисовать карандашом на бумаге проект дома, в котором жильцы должны иметь больше удобств, чем в современных домах. Команда выполняет задание.

           После того, как все мастерские пройдены, капитаны сдают карточки с оценками в жюри. Оно подводит итоги, а ребята смотрят выставку работ из мастерских.

           Победители награждаются призами и грамотами за 1-3 места.

III. Устные журналы и встречи с профессиями.

  1. Устный журнал «Кем быть?»

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма.

Организация: страницы журнала представлены в презентации, на слайдах – необходимые цифры и факты. Выступающие (по ходу мероприятия) иллюстрируют эти данные. Демонстрация мультфильмов о профессиях: https://vk.com/wall-193929958_16174.

Чтение стихов о профессиях. Содержание устного журнала:

1 страница – «Наши мамы, наши папы и наши знакомые»

2 страница – «Открываем секреты профессий»

3 страница – «Дело мастера боится»

4 страница – «Всегда найдется дело для умелых рук».

Используемая литература:

1.Юрмин Г. Все работы хороши, выбирай на вкус! Москва, 1971

2.Юрмин Г. Быстрые, могучие, послушные. Москва, 1970

3.Маркуша А. Кто ты? Москва, 1978

4.Беляев А. О чем рассказала дорога. Москва, 1974

5.Лев Феликс. Про завод и про то, как он живет. Москва 1975.

6.Глущенко А. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. Конкурсы и викторины (с.117-137). Москва 1979.

  1. Устный журнал «Все профессии нужны, все профессии важны».

Подготовка: придумать названия страниц, сделать иллюстрации. Для 4 страницы можно привлечь школьников из старших классов.

Содержание страниц журнала:

1 страница – Информационная (данные об основных профессиях)

2 страница – Поэтическая (стихи о профессиях)

3 страница – Художественная (просмотр слайдов и демонстрация мультфильмов о профессиях: https://vk.com/wall-193929958_16174.)

4 страница – Познавательная (сообщение интересных фактов)

5 страница – Дискуссионная (не более 5 минут)

6 страница – Игровая.

             Примерное содержание каждой страницы.

1 страница - Информационная. Ее ведут старшие школьники-шефы. Они дают краткую информацию о наиболее распространенных профессиях, имеющих какое-либо отношение к школе, например, о строителях школы (каменщики, маляры, штукатуры, плиточники), о школьных поварах, библиотекарях, врачах, о тех, кто изготовил школьную мебель (столяры, плотники). План короткого рассказа о профессиях:

- Как возникла эта профессия

- Что и как делают люди (содержание и характер труда)

- Где они работают (условия труда)

- Значение этой профессии для людей.

2 страница - Поэтическая. Дети читают стихи о профессиях, о труде, например, Д. Родари, В. Маяковского, А. Бойко и др.  

В мире слов разнообразных, что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, бумажных нет священней слова «труд».

       Все искусство, знанья, книги – воплощенные в труды:

       В каждом шаге, в каждом миге, ясно видны их следы.

И окончив день усталый, каждый щедро награжден,

Если труд хоть скромный, малый был с успехом завершен.

3 страница – Художественная. Учитель показывает слайды презентации с изображением людей разных профессий за работой, фото производимой или уже готовой продукции. Просмотр мультфильмов о профессиях.

4 страница – Познавательная. Старшие школьники-шефы представляют «Калейдоскоп фактов», сопровождая презентацией. Например:

«Кружева в металле». 

Кружева бывают не только из ниток, но и из … металла. Посмотрите на слайд: решетка из цветов выращена чудо-кузнецами, представителями одной из самых старых, почитаемых профессий. В старину кузнец, он же металлург превращал железо в изделие. Людей поражало то, что кузнец делал ценные вещи из куска какого-то бурого камня (руды). Поэтому многие народы считали кузнеца «вещим» человеком, чуть ли не чародеем.  Эта профессия была очень почетной. «С кузнецом не положено на «ты» говорить» - уважительно отмечает финская пословица.

«Экзотическая профессия».

Вряд ли где-нибудь, кроме Филиппин, существует такая редкая профессия – загонщики рыбы. Обычно это мальчишки. Они ныряют и плывут на большой глубине, держась за шнур с привязанными цветными ленточками. Рыбы, пугаясь надвигающихся лент и людей, плывут в нужном направлении прямо в сети.

«Знаете ли вы?»

- Знаете, как в разные времена в разных странах назывались библиотеки? Дома мудрости, дома табличек, приют мысли, аптеки для души, книгохранительные палаты.

- Название профессии «токарь» произошло от слова «точить». Он может выточить различные детали: болт, шайбу, шар, зубчатое колесо и др., более сложные детали.

- Нити для тканей получают из самых разных растений: хлопка, льна, крапивы, текстильного банана, джута. Большинство теплых вещей для осени и зимы изготовлены из нитей, полученных от животных – овец, коз, верблюдов, собак. Но есть очень тонкие нити, полученные и от насекомого – гусеницы тутового шелкопряда.

5 страница – Дискуссионная. Выберите два вопроса для обсуждения:

- Как вы можете объяснить пословицу: «Всякая вещь трудом создана»?

- Можно ли сказать, что «Бережливость – родственница труду»?

- Почему на свете существует так много профессий?

- Можно ли прожить жизнь, не трудясь? Хорошо ли это?

- Зачем люди трудятся?

6 страница – Игровая.

Организуется игра. Все дети встают в круг или полукруг. В центре -  ведущий. Он вперемешку называет профессии, инструменты и продукты труда, при этом неожиданно бросая кому-либо мяч. Если слово, названное ведущим, обозначает профессию, играющий ловит мяч и бросает его обратно. Если слово обозначает инструмент или изделие, играющий должен, не ловя мяч, отбить его ведущему. Перечень слов:

Портной, здание, расческа, платье, библиотекарь, шахтер, ножницы, картина, книга, вагонетка, молоток, агроном, кирпич, столяр, инженер, художник, сварщик, бухгалтер.

            Подведение итогов мероприятия.

3.Встреча «Профессии наших родителей».

Подготовка: дети получают задание – узнать где и кем работают их родители. По своему заданию он оформляют книжки-картинки с рисунками и фото. Даются вопросы:

- Где работают твои родители?

-Что они делают на работе?

- Где и сколько учились для этого?

- Что должны уметь люди их профессий?

На мероприятие приглашаются родители.

Оформление: плакаты с юмористическими высказываниями о труде, шутливые шаржи на профессии (в Интернете).

Ход встречи.

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, каждый из вас, наверняка, уже задумывался – кем он станет, когда вырастет. У вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию и работу себе по душе. А сегодня мы познакомимся с некоторыми профессиями ваших родителей.

2.Выступление родителей по плану (желательно сопровождать выступления фото, рисунками, картинками. Длительность рассказа около 5 минут):

-  Место работы, профессия, стаж. - Чем занимается предприятие и родитель.

- Знания и умения, необходимые работнику данной профессии.

- Трудности и преимущества профессии.

- Где работник обучался этой профессии.

- Ответы на вопросы детей.

3.Профессиональная игротека.

А. «Кто это создал?» Дети делятся на 2 команды – «Загадчики» и «Отгадчики». Загадчики показывают продукты труда различных производств (хлеб, одежда, книги, часы), а Отгадчики называют профессии людей, которые участвовали в изготовлении изделий.

Б. «Пантомима». Деление на 2 команды. Участники по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы, названия каких-либо профессий, изображая действия, характерные для данной профессии. Задача второй команды – отгадать, какая профессия задумана.

В. «Черный ящик». На столе стоит черный ящик. В нем – рабочие инструменты. Учитель берет один и, не доставая, говорит детям – какую работу или операции им выполняют: шьют, строгают, разрезают, варят, забивают). Задача детей – назвать инструмент. Если угадан правильно – учитель достает его и просит перечислить профессии тех людей, которые пользуются им в своей работе.  

       В конце игротеки поощрить наиболее активных ребят.

3.Профессиональный турнир (познавательно-развлекательная программа).

Оборудование: набор карточек-букв, карточки с названиями профессий, ребусы.

Дети делятся на 3 команды. За каждый конкурс – до 5 очков.

Ход мероприятия.

1 конкурс «Кинокомедии».  

Вспомните наибольшее число названий кинокомедий, герои которых имеют следующие профессии… Можно сделать наоборот: учитель перечисляет названия фильмов, а уч-ся называют профессии, которые встречаются в них. На размышление дается 2 минуты.

2 конкурс «Азбука профессий».

Предлагаю вспомнить азбуку. Я буду показывать букву и одновременно задавать вопрос, а вы должны ответить словом, которое начинается с

этой буквы. Например:

- Буква А. Специалист сельского хозяйства (агроном).

- Буква Б. Коммерсант, предприниматель (бизнесмен).

- Буква В. Фамилия русского художника, автор картин «Аленушка», «Иван-царевич и Серый волк» (Васнецов).

- Буква Г. группа наук, изучающих Землю, ее поверхность, полезные ископаемые, животных и растений (география).

- Буква К. Повар на корабле (кок).

- Буква Н. дает различным инструментам красивое звучание (настройщик).

- Буква М. Человек, окрашивающий пол, стены, потолки (маляр).

- Буква П. Помогает людям иметь красивые прически (парикмахер).

- Буква Р. Разводит рыбу в искусственных водоемах (рыбовод).

3 конкурс «Приветствия команд».

Всем, вне зависимости от команды, раздаются карточки, на которых написаны профессии:

- каменщик, бетонщик, бульдозерист, монтажник, крановщик, маляр, экскаваторщик, стекольщик, плотник, штукатур.

- семеновод, агроном, тракторист, комбайнер, сеяльщица, слесарь-ремонтник, рабочий зернотока.,

По команде учителя ребята должны собраться в команды строителей и хлеборобов. После этого команды представляются, описывая особенности своей работы. Например:

- Мы бетонщики, делаем бетонную смесь и заливаем ее в форму для фундамента нового дома.

- А мы монтажники, собираем дома из панелей. И так далее.

4 конкурс «Задача на сообразительность».

Выходят трое детей. Задача: перед вами трое специалистов: каменщик, маляр, комбайнер. Кто из вас догадается – как удалить комбайнера из середины, не дотрагиваясь до него. Сам он, конечно, не уйдет с места, зови-не зови его. Как поступим? Ответ: одного из крайних детей надо поставить на другой край).

5 конкурс «Третий лишний».

Определить лишнее слово в ряду, на обсуждение 30 секунд:

- Программист, закройщик, компьютер (компьютер, т. к. это инструмент).

- Учитель, парикмахер, ножницы (ножницы).

- Связист, режиссер, кинофильм (кинофильм).

6 конкурс «Что ни шаг, то профессия». Участники каждой команды выходят по очереди и делают несколько шагов вперед. Делая шаг, называет профессию. Если участник одной команды сбился или повторился, он останавливается. Когда участник собьется, право хода переходит к другой команде. Каждый участник команды выступает только один раз. Команда, которая продвинулась дальше – выигрывает.

7 конкурс «Пантомима».

Каждая команда получает задание – изобразить особенность профессии. Время на подготовку 5 минут. Команды выступают по очереди. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?». Ответ: «А что вы умеете делать?» Далее следует показ действия. Задача другой команды – отгадать задуманное.

8 конкурс «Разгадать ребус».

На сайте набирается ребус. Кто раньше прочитает – побеждает. Зашифрована фраза: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

             Подведение итогов турнира, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?» (Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)

Программа«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой?»(Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у учащихся младшего школьного возраста.)...

Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой? программа курса для обучающихся 1 – 4 классов

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существует много программ по...

Формирование социально-ориентированной личности, способной к самостоятельному преобразованию мира на высоких нравственных и гуманистических началах.

Статья подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему: "Формирование социально-ориентированной личности,способной к самостоятельному преобразованию мирана высоких нравственных и гуманисти...

Презентация мастер-класса "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир "

Презентация мастер-класса  "Дидактическая конструкция  уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир  в его органич...

Мастер-класс "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве"

Мастер-класс построен на основе учебного курса "Литературного чтения" автора В.Лазаревой , представляющего собой синтез искусств....

Социально-ориентированный проект «Доброта»

             Рядом с  нашей гимназией есть Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. Там содержатся дети, которые оказались в трудной жи...

Актуальность социально - ориентированного подхода в образовании

В статье рассматриваются вопросы социально - ориентированного подхода в образовании....