Программа кружка "Я и мое здоровье"
рабочая программа по теме

Татьяна Константиновна Инусилова

Программа кружка направлена на формирование  у младших школьников  ценностного отношения к здоровью.

Научив с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, можно надеяться, что будущее поколение

будет более здоровым и развитым физически. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_5.doc396.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Я и мое здоровье»

                                                         Составитель: Инусилова

                                                                                  Татьяна Константиновна

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  высшей кв. категории

                                                                                  МОУ «СОШ № 61»

                                                                                   города Саратова

Саратов  2009

Пояснительная записка.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок.  Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

   Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.   Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Задача  кружка - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,  рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые  задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

Работа  кружка начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

                                                      Цели программы:

1. Организация благоприятных условий для  формирования здоровой и физически крепкой личности

2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи: 

1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.

3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня;  научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

.

Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:

  1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  2. Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  5. Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  6. Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

                                 Ожидаемые результаты.

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

Обучающиеся должны уметь  правильно строить режим дня и выполнять его;  распознавать и  анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать  экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

                                                 Программное содержание

Класс

Содержание  

1 класс

Уроки  Айболита

Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Режим дня.  Гигиенические навыки: уход за  зубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка - стройная спина.  Лекарственные растения.   Положительные эмоции - хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство.

2 класс

Страна Здоровячков

Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи.

3 класс

Разговор о правильном питании и правилах поведения.

Осознанно  о правильном  и здоровом питании. Питание  – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения

4 класс

Быть здоровым – это здорово!

Нет вредным привычкам. . Курение – это плохо. Злой волшебник – алкоголь.  Наркотик  - болезнь и гибель человека. Как отучить себя от вредных привычек. Мальчишки и девчонки. Я принимаю  и отвечаю за свое решение. В здоровом теле – здоровый дух!.

 Тематическое планирование

1 класс  (33 часа).

Уроки Айболита

.

№ п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

Требования к уровню подготовки

1-2

Я и мое здоровье

2

Умение заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Овладение основными культурно – гигиеническими навыками ( я   умею, я могу, сам себе я помогу), навыками самообслуживания. Зачем нам нужно быть здоровым.Спорт в моей жизни

 

3-4

Режим дня

2

Умение организовать свое время – ценное качество. Научиться соблюдать режим дня. Способствовать пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха в режиме дня помогает поддерживать высокую работоспособность, что свободное время – это не только время для отдыха, но и для полезных дел.

5-6

Почему кости крепкие? Почему мы не ломаемся?

2

Приобщение к здоровому образу жизни (правильно питаться, двигаться, следить за своим телом, делать зарядку, заниматься спортом.)

7-8

Как живет наш организм. Знакомство со скелетом. Осанка.

2

Соблюдение  правил, чтобы осанка была хорошей.

Выполнение физических упражнений для укрепления мышц для сохранения  осанки.

9

Викторина «Что я знаю о себе»

1

 Определить уровень усвоения материала.

10-11

Друзья Мойдодыра – вода и мыло.

2

        Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека. Заболевания кожи, их профилактика.

12-13

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

2

Умение умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение.  

14

Кто тобой управляет?

1

Знать как  работает  мозг; формирование потребности в гигиене умственного труда.

15

  Чтоб дышалось легко.

.

1

Приемы правильного дыхания. Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья. Дыхание и движение. Двигательные упражнения как способы дыхательной гимнастики. Влияние занятий физкультуры и спорта на развитие жизненной емкости легких.

16

Здоровые зубы – здоровью любы.

1

Знание сведений, необходимых для укрепления здоровья, выработанные  на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

17-18

Чтобы зубки не грустили.

2

Знания о том, что вредно и полезно для зубов, содействовать выработке устойчивой привычки заботиться о здоровье зубов.

19

Волшебная щёточка.

1

Знания детей о средствах гигиены полости рта, особенностях их применения;  умение правильно чистить зубы; формирование потребности ежедневно заботиться о чистоте зубов.

20-21

"Беречь глаз как алмаз".

2

Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи

22

Сон – лучшее лекарство

1

Зачем человеку сон и  сколько надо спать. Что делает сон полноценным

23-24

Чтобы уши слышали

2

Заболевания органов слуха и их профилактика

25-26

Ноги носят, а руки кормят.  Болезни грязных рук.

.

2

 Умение  ухаживать за кожей рук. Разработать вместе с детьми правила гигиены

27-28

Не видать грязнулям счастья".

2

Закрепление  умения следить за порядком и чистотой в классе, на рабочем месте.

29

Чистота приходит в гости

1

Умение поддерживать порядок, чистоту.  Знание простейших навыков ухода за своим телом, потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.

30

Праздник «В гостях у Мойдодыра»

1

Определить уровень усвоения материала.

31

Как стать красивым.

1

Знание навыков  ухода за своим телом,  умение поддерживать его чистоту.

32

Если хочешь быть здоров

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Викторина. Конкурс рисунков

33

Урок КВН «Наше здоровье».

1

     

Содержание программы.

  Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей. Потребность расти здоровым. От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический  труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика.  Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Функции глаза, профилактика  глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа,  заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми.  Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным.  Какие нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание  физических упражнений для сохранения  осанки.

                                 Тематическое планирование

                      2 класс  (34 часа).

                                                   Страна Здоровячков

                                             

№ п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

Требования к уровню подготовки

1-2

Правила здорового образа жизни (проектная работа).

2

Понятие об образе жизни, его составляющие.  Необходимость владения навыками здорового образа жизни.  Влияние образа жизни на здоровье.

     Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье.

3

Как сохранить своё здоровье до самой старости.

1

Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью.

4

Нужно ли заниматься физкультурой?

1

Важность  подвижных спортивных игр для развития  двигательных   способностей. Стремление быть ловким и сильным

5

Утренняя оздоровительная гимнастика.

1

Приобщение  к регулярным занятиям физическими упражнениями.

6

Физкультминутки на уроке.

1

Развитие умения снимать напряжение путём переключения на другой вид деятельности.

7

  Упражнения для глаз.

1

Знание упражнений, снимающих напряжение с органов зрения.

8

   Вы больны.

1

Формирование  представлений о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии.

9-10

Если хочешь быть здоров – закаляйся

2

Правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий

11-12

Не пугает, не страшит ОРВИ и страшный ГРИПП.

.

2

Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом,  пути передачи вируса, признаки заболевания, меры  предосторожности. Разработать правила гигиены, защищающими от болезни.

13

. Твой друг заболел, чем ты можешь помочь?

1

Знание   причин заболевания ОРВИ и гриппом,  путей  передачи вируса, признаков  заболевания, меры  предосторожности. Вспомнить правила гигиены, защищающими от болезни.

14

Домашняя аптечка, термометр.

1

Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.);

  1. Правила применения и назначения мед. Средств, входящих в состав домашней аптечки;

15

Надо знать, как помощь оказать.

Ножки погреем – и хворь одолеем!

1

Оказание первой помощи. Ножные горчичные ванны можно  делать при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений.

16

 Лекарства. Отравления лекарствами

1

Лекарственные травы России и нашего края. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знание  оказания первой помощи при отравлении

17-18

Основы первой медицинской помощи (при ссадинах, ранениях, кровотечениях, переломах)

2

Умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях.

19

Что вокруг нас может быть опасным?.

1

Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами.

20

Отравления ядовитыми веществами и угарным газом

1

Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом

21-22

Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды.

«Опасные растения и грибы»

2

Умение  распознавать опасные для здоровья грибы, растения. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами.

23

Викторина «Кто меня защитит?»

1

Определить уровень усвоения материала.

24

Умеешь ли ты плавать?

1

Правила поведения на водоёме. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Простейшие приёмы оказания помощи на воде, на льду.

25

«Отдыхаем без опасности»

1

Знание правил  поведения на воде. Предупреждение учащихся о возможных опасностях во время отдыха на пляже.

26

«Переход и светофор» и «Переходим улицу»

1

Умение быть внимательными, предвидеть опасность при переходе улицы (дороги). Закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.

27

«Виды транспорта» и «Правила для пассажиров»

1

Знание  различных  видов транспорта и правил поведения в общественном транспорте.

28

Внимание! Авария!» и

 «Как защитить себя во время аварии»

1

Знание возможных аварийных ситуаций  и других  опасностей в городе. Умение быстро действовать в случае транспортной аварии на дороге.

29

«Один дома»

1

Умение  предвидеть опасность в

повседневной жизни, в быту, особенно когда  дома один. Проверить знания учащихся об основных видах опасных для жизни ситуаций из числа тех, с которыми он может столкнуться дома. Знание  правил безопасного обращения с бытовыми предметами.

30

«Как вести себя с домашними питомцами» и «Когда четвероногие     друзья бывают опасны»

1

Знание правил безопасного поведения с

домашними и бродячими животными. Знание  учащимся, как животные

обороняются, пытаются предупредить человека об опасности.

31

Огонь»

1

Умение  детей правильно вести себя при

возгорании, задымлении, возникновении пожара.  Навыки безопасного поведения при пожаре.

32

«Элек тричество»

1

Умение детей правильно  пользоваться

электроприборами. Знание  учащимися  правил оказания первой помощи при ударе током.

33

«Ожог

1

Знание учащимися  понятия «ожог»,

«первая помощь при ожоге», «вызов врача». Сформированность на конкретных примерах четких представлений об источниках опасности, о возможности получения ожога, о первой доврачебной помощи при ожоге, о необходимости сообщить взрослым об ожоге и о вызове «скорой помощи»

34

Праздник «Путешествие в страну Здоровье»

1

Повторение пройденного материала.

                                                         Содержание программы

      Владение навыками здорового образа жизни. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Физкультура и спорт способствуют здоровому образу жизни. Оказание первой помощи при отравлении лекарствами. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Один не ходи купаться на водоём.  Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Опасность от домашних или брошенных домашних животных. Животные как переносчики инфекций.  Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах.  

Тематическое планирование

3 класс (34часа)

Правильное питание – основа здоровья

№ п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

Требования к уровню подготовки

1

Если хочешь быть здоров.

1

Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

2

Самые полезные продукты.

1

Умение детей выбирать самые полезные продукты.

3-4

Всякому овощу – своё время.

2

Представление детей о  разнообразии  овощей

5

Как правильно есть.

1

Представление об основных принципах гигиены питания.

6

Удивительные превращения пирожка

1

Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

7

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

8

Плох обед, если хлеба нет.

1

Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

9

Время есть булочки.

1

Знание  вариантов  полдника. Представление о значении молока и молочных продуктах.

10

Пора ужинать.

1

Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

11 -12

На вкус и цвет товарищей нет.

2

Знание разнообразия вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

13

Как утолить жажду.

1

Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

14

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

15-16

Где найти витамины весной?

2

Знание значения   витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

17

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

2

Знание разнообразия  фруктов, ягод, овощей, их значения  для организма.

18

День рождения    Зелибобы. Проверь себя.

1

Закрепление полученных знаний о законах здорового питания; знание учащимися  полезных блюд для праздничного стола.

19

Давайте познакомимся!

1

Обобщение  уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.

20

Из чего состоит наша пища.

1

Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

21

Что нужно есть в разное время года.

1

Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; знание  блюд, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторых  традиций  питания и блюд национальной кухни жителей разных регионов; представление о традициях питания своего народа, формирование чувства  уважения к культуре своего народа.

22

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

Представление о зависимости рациона питания от физической активности;  умение оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.

23

Где и как готовят пищу.

1

Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомство  с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов; навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; знакомство  с основными признаками несвежего продукта.

24

Как правильно накрыть стол.

1

Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

25

Молоко и молочные продукты.

1

Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.

26

Блюда из зерна.

1

Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; формирование  уважения к культуре собственного народа и других народов.

27

Какую пищу можно найти в лесу.

1

Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

28

Что и как приготовить из рыбы.

1

Представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; представление о местной фауне.

29

Дары моря.

1

Представление о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

30-31

Кулинарное путешествие по России

2

Представление о кулинарных традициях как части культуры народа;  о кулинарных традициях  культуры своего народа.

32 -33

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

34

Как правильно вести себя за столом.

Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

                                                         Содержание программы

Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше  молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна.  Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы  каждый день.

Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление   о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;  о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы  сервировки стола, правила сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом.

Тематическое планирование

4 класс

«Нет!» - вредным привычкам

№ п/п

Тема занятия

Кол –во

часов

Требования к уровню подготовки

1

Что  такое привычка?

1

Привычки и здоровье. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.

2

Привычки вредные и полезные

2

Представление о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека

3

От здоровых привычек - к здоровой жизни

1

Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Стремление приобретать полезные привычки и избегать вредных.

4

Спешите делать добро

1

Потребность делать людям добро.

5

Мои эмоции. Как справиться с гневом.        1

1

Представление об отрицательной эмоции гнев. Возможные опасности гнева. эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражите

6

Зависть и жадность

1

 Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.

7

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

1

  В каких случаях и почему мы обманываем.  К чему может привести притворство и хвастовство. Как ложь становиться привычкой. « Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

8-9

Мы и наши близкие. Взаимодействие с другими взрослыми.

2

Чем озабочены и чего ждут от  детей  родители. Как доставить радость родителям.. Стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений. Умение оказывать и принимать поддержку окружающих.

 

10 -11

Капризы. Можно ли без них обойтись?

1

Воспитание в себе сдержанности.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.

12

Наказание

1

Можно  ли обойтись без наказания и  что для этого нужно

13-14

Вежливое общение.

2

Умение общаться - важный показатель воспитанности человека. Уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

15-16

Чувства и поступки.

2

Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различение хороших и плохих поступков;

17

Стресс

1

 Понятие «стресс». Как избежать негативных  эмоций.

18

Сначала думать, потом  действовать

1

Умение избегать  опасных ситуаций, если сначала думать, потом действовать.

19

Умей выбирать Мое решение

1

Умение вырабатывать ответственность, отвечать за свои поступки.

20-21

 Курение – это зло

2

Представление о немедленных и отдаленных последствиях курения. В чем непривлекательна внешность курильщика

22- 23

Зависимость

2

Опасность пассивного курения (вдыхание дыма окружающими). Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья

24

Как сказать нет

1

Формирование личной позиции по отношению к курению

25

Я выбираю

1

Тренинг

26 -27

Что такое алкоголь.

2

Представление о том, какие напитки и по какому признаку принято относить к алкогольным. Причины употребления алкоголя. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.

28

Алкоголю скажем нет

1

Представление об опасности возможных неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Отрабатывается умение безопасного поведения при встрече с ним.

29- 30

Наркотик – путь в никуда

2

Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков;

 Быть убежденными, что жить без наркотиков – более предпочтительно.

 

31

Наркотикам нет

1

Тренинг

32

Спорт против наркотиков

Расширить спектр представлений о спорте и спортивных достижениях.  

Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности,

активности, солидарности.

         

33

Я  здоровье берегу – сам себе я помогу

1

Праздник здоровья

34

Привычка сохранять здоровье

Развитие потребности поддерживать своё здоровье.  

 

                                                         Содержание программы

Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.  Как избежать негативных  эмоций.  Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.  

                               Изучив  программу, учащиеся будут знать:

*   Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

*  Способы сохранения и укрепления здоровья.

*  Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.

*  Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.

* Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

*  Основные приемы и методы психической релаксации.

                             Изучив  программу, учащиеся будут уметь:

* Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

* Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

* Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие  физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы.

* Соблюдать правила личной гигиены.

* Применять приемы и методы психической релаксации.

* Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.

                                                     Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
  2.  Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
  3.  Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
  4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
  5. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
  6. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
  7. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
  9. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  10. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
  11. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
  12. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  13. Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
  14. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  15. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки»

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни    «Здоровые сибирячки»  ...

Программа кружка "Час здоровья"

Программа кружка в рамках внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению....

Программа кружка "Тропинки к здоровью"

Авторизованая программа  «Тропинки к здоровью» рассчитана на четыре года обучения. Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс. Основная задача программы популяризация преимущества здорового об...

Программа кружка « Расти здоровым ».

Внеурочная деятельность.  Спортивно-оздоровительное направление....

Программа кружка "Школа здоровья"

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и реализуется в школе с 2011 года....

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс.

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс....