Программа кружка "Школа здоровья"
рабочая программа (1 класс) по теме

Голыгина Лия Ивановна

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и реализуется в школе с 2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_zdorovya.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Верхнеентальская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на педсовете                                                                                                                      Утверждена

Протокол № 1 от 31.08.2011 г.                                                                                                                  __________/Т.М.Голыгина/

Рабочая программа кружка

Направление: спортивно-оздоровительное

Возраст: 1-4 кл.

Реализуется в течение 4 лет

Руководитель кружка -

Голыгина Лия Ивановна,

учитель начальных классов

с.Верхняя Ентала

2010-2011 уч.год

Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;
  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. - интенсификация учебного процесса;
  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Программа реализуется в течение 4 лет. По каждому разделу программы выделяются теоретические и практические занятия. Занятия проводятся во второй половине дня.

Цель и задачи программы

Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. 

Задачи:

  1. организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
  2. формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  3. добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
  4. обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  5. обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Количество часов: всего -136  часов, по 34ч каждый год обучения.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Категории участников: обучающиеся 1-4 классов.

 Особенности программы

 Данная  программа строится на принципах:

           -научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;

-доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

          -системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Ожидаемые результаты

Личностные:

  1. активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  2. проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  3. проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  4. оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Познавательные:

• начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;

• начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

• научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;

• освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

• научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;

• научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;

• приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах, будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;

• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

Основные разделы  программы:

  1. «В здоровом теле -  здоровый дух!

         В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ре бенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ре бенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оз доровительную деятельность, формировать свое здоровье.

  1. «Красный. Желтый. Зеленый»

          Одним из системообразующих компонентов учебно-воспи тательной работы является профилактика и предупреждение детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ).

Цель: обучение младших школьников правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта. Важно, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил Дорожного движения.

Содержание программы

Направления

Виды деятельности

Работа в классе

1 год

2 год

3 год

4 год

«В здоровом теле - здоровый дух!»

- познакомиться с правилами личной гигиены и основами здорового образа жизни;

- заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;

-выявить экологические проблемы сельского поселения;

- применять полученные знания в повседневной жизни.

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»:

а) беседы о значении и способах закаливания, пре дупреждении инфекционных болезней, простейших правилах пове дения заболевшего;

б) вводится понятие «здоровый образ жизни». Рассматриваются главные правила здорового образа жизни: «Соблюдай чистоту», «Правильно питайся», «Сочетай труд и отдых». «Больше двигайся», «Не заводи вредных привычек»;

в) упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях  кожи.

Итог: Праздник

«В гостях у Мойдодыра!»

«Поговорим о правильном питании»:

а) беседы о гигиене питания; о питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах;

б) практическая работа по изучению содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках)

Итог:

Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое»

«Здоровье человека - его важнейшее богатство»:

а) составление режима дня ученика начальных классов;

б) беседы о значении физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Итог: Праздник

«Путешествие в Здоровейск»

Экология сельского поселения

а) знакомство с экологической обстановкой в микрорайоне школы, в сельском поселении;

б) участие в работе школьного научного общества «Экоград».

Итог: Проект «Защити себя сам»

«Красный. Желтый. Зеленый»

1 класс:

1.Найти место пешеходного перехода на улице.

2.Самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути от дома до школы.

2 класс:

1.Применять на практике основные правила перехода проезжей части.

2.Выбрать безопасный маршрут к другу, в магазин. 

3 класс:

1.Пользоваться общественным транспортом.

2.Переходить проезжую часть  дороги после выхода из автобуса. 

4 класс:

1.Правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги.

2.Пользоваться общественным транспортом.

3.Самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

Занятия в Школе юного пешехода

Тема года

«Азбука улицы»

Тематика занятий:

1. Мы идем в школу.              

2. Наша улица. Город, поселок, деревня, где мы живем.

 3.Это должны знать все.

4.Наши верные друзья.

5. Мы знакомимся с дорожными знаками.

6. Где можно играть.

7. Мы - пассажиры

9. На загородной дороге

10. Мы учимся соблюдать правила движения.

Итог: Праздник «Азбуку дорожную каждому знать положено!»

Занятия в Школе юного пешехода

Тема года

«Школа пешехода приглашает в Автоград»

Тематика занятий:

  1. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
  2.  Безопасный путь домой.

3.  Элементы улиц и дорог.

4. Сигналы светофора и регулировщика.

5. Правила перехода улиц и дорог.

 6. Перекрестки и их виды. Поведение пешеходов на перекрестках.

 7. Дорожные знаки.

 8. Обязанности пассажиров.

9. Правила перехода улицы при выходе из транспортных средств.

Итог: КВН «Знатоки ПДД»

Занятия в Школе юного пешехода

 «Знай правила движения как таблицу умножения!» Тематика занятий:

1. Забота государства о безопасности дорожного движения.

2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. 3.Сигналы для регулирования дорожного движения.

 4. Дорожные знаки и их группы.

 5. Правила перехода улиц и дорог.

6. Тормозной путь транспортных средств.

7.Виды транспортных средств.

8.Настольные игры по правилам дорожного движения.

9. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Итог: Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения!»

Занятия в Школе юного пешехода

 Тема года

 «Мы – ЮИДовцы!»

Тематика занятий:

1. Повторение пройденного за три года обучения

в Школе Юного пешехода.

2. Встреча с отрядом юных инспекторов движения школы.

3. История развития автомототранспорта и проблемы

безопасного движения.

4. Закрепление знаний сигналов светофора

и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств.

5. Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

6. Дорожная разметка и ее предназначение.

7. Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся начальных классов.

8. Общие требования к водителям велосипедов.

9. Игры и соревнования по правилам безопасного

поведения учащихся на улицах и дорогах.

10.Встреча с сотрудниками ГИБДД и ДПС.

Итог: Праздник «Посвящение в ЮИДовцы»


Пути  реализации программы

  1. Игры – путешествия
  2. Беседы
  3. Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
  4. Утренники и праздники
  5. Подвижные игры, спортивные соревнования.
  6. Устные журналы
  7. Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены, правил дорожного движения
  8. Встречи с медицинскими работниками
  9. Санитарные рейды
  10. Организация санитарного уголка
  11.  Организация «веселых перемен»
  12. Экскурсии (учебные, тематические)
  13. Однодневные походы выходного дня

Формы работы:

  1. Индивидуальная (творческая деятельность)
  2. Групповая (лекторий «Расти здоровым»,  КВН, устные журналы, викторины, практические занятия, тренинги, экскурсии)
  3. Проектная деятельность

  1. Развернутое тематическое планирование.

1 год обучения  -  (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»- 17ч

Аудит.

Внеауд.

1

Советы доктора Воды.

1

2

Друзья Вода и Мыло.

1

3

Глаза – главные помощники человека.

1

4

Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря

1

5

Чтобы уши слышали.

1

6

Чтобы зубы были здоровыми.

1

7

Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря

1

8

Кожа человека и ее здоровье

1

9

Подвижные игры

1

10

Если кожа повреждена

1

11

Питание – необходимое условие для жизни человека

1

12

Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря

1

13

Сон – лучшее лекарство

1

14

Я — ученик. Режим дня.

1

15

  Вредные привычки

1

16

Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря

1

17

Праздник «В гостях у Мойдодыра»

1

Занятия в школе юного пешехода. Азбука улицы- 16ч

18

Мы идем в школу

1

19

Наша улица.

1

20

Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря.

1

21-22

Это должны знать все.

1

1

23-24

Наши верные друзья

1

1

25

Мы знакомимся с дорожными знаками

1

26

Где можно играть.

1

27

Мы - пассажиры

1

28

На загородной дороге

1

29

Праздник «Азбуку дорожную каждому знать положено!»

1

30-31

Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря

2

32-33

Обобщающие уроки «Доктора природы»

2

Итого:

14

19

2    год  обучения   -  (34часа)

Тема занятия

Поговорим о правильном питании- 8ч

Количество часов

Ауд.

Внеауд.

1

Питание — необходимое условие жизни человека. Гигиена питания.

1

2

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и их роль в жизни человека

1

3-4      

Содержание питательных веществ в разных продуктах питания

2

5

Меню второклассника

1

6-8    

Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря

3

Занятия в школе юного пешехода. Школа пешехода приглашает в Автоград- 26ч

9-11  

Основные правила поведения на улице. Безопасный путь домой.

1

2

12

Элементы улиц и дорог

1

13

Сигналы светофора и регулировщика

1

14 -16  

Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря

3

17

Правила перехода улиц и дорог

1

18

Перекрестки и их виды

1

19-20  

Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря

2

21

Дорожные знаки

1

22-24

Правила перехода улицы при выходе из транспортного средства

1

1

25-33

Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря

9

34

КВН «Знатоки ПДД»

1

Итого

8

26

  1.                                        3 год обучения   -  (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Здоровье человека — его важнейшее богатство-13ч

Ауд.

Внеауд.

1

Режим дня школьника

1

1

2

Физическая культура — залог здоровья

1

1

3-5  

Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря

3

6-7  

Формирование правильной осанки

1

1

8

Закаливание

1

9-10  

Роль укрепления скелета и мышц. Экскурсия в тренажерный зал.

1

1

11-12  

Поход выходного дня

2

13

Праздник «Путешествие в Здоровейск»

1

Занятия в Школе юного пешехода

 «Знай правила движения как таблицу умножения!»-21ч

15

Забота государства о безопасности дорожного движения

1

16

 Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.

1

17

Сигналы для регулирования дорожного движения.

1

18

 Дорожные знаки и их группы.

1

19-21

Подвижные игры, посвященные праздникам зимнего земледельческого календаря

3

22-23  

 Правила перехода улиц и дорог.

2

24

Виды транспортных средств.

1

25

Тормозной путь транспортных средств.

1

26-28  

Настольные игры по правилам дорожного движения.

3

29-33  

 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

5

34

Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения!»

1

Итого

10

24

4 год обучения    -  (34 часа)

Тема занятия

Экология сельского поселения

Кол-во часов

Ауд.

Внеауд.

1

Знакомство с экологической обстановкой в микрорайоне школы, в сельском поселении;

1

2

Роль растений в экологической обстановке.

1

3-7  

Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря

5

8-11  

Определение прозрачности воды в реках Верхнеентальского поселения

2

2

12-15  

 

Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий. Проект.

3

1

16

Праздник «Защити себя сам»

1

Занятия в Школе юного пешехода

 «Мы – ЮИДовцы!»

18

 Повторение пройденного за три года обучения

в Школе Юного пешехода.

1

19

Встреча с отрядом юных инспекторов движения школы.

1

20

 История развития автомототранспорта и проблемы

безопасного движения.

1

21

Закрепление знаний сигналов светофора

и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств.

1

22

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

1

23-27  

Подвижные игры, посвященные посвященные зимним праздникам земледельческого календаря

5

28

Дорожная разметка и ее предназначение.

1

29-31

Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся начальных классов.

3

32

 Общие требования к водителям велосипедов.

1

33

Соревнования «Безопасное колесо»

1

34

Праздник «Посвящение в ЮИДовцы»

1

Итого

15

19

             

                                             

Литература

1.Р.Г.Чуракова. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: 2 часть. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.

2.Н.А.Извекова. Учителю о правилах дорожного движения: рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения. - М.: Просвещение, 1982.

3.И.Товпинец. Уроки здоровья. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Конкурсно-игровая программа "В здоровом теле-здоровый дух"

Здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью, соревнование команд...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья

Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...

Презентация для конкурсно-игровой программы "В здоровом теле - здоровый дух"

Пропаганда здорового образа жизни. Путешествие по станциям....

Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"

Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...

Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...