Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"

    Малышева Елена Андреевна

    В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с пози­ции оздоровления и обогащения за счет правильно организо­ванной коррекционно-развивающей среды. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл byt_zdorovym-_zdorovo.docx564.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное образовательное учреждение  Ростовской области специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида. сл.Колушкино, Тарасовского района.

    Рассмотрено на заседании МО       Согласовано на заседании МС                          Утверждаю директор школы

     воспитателей                                                 Протокол №__ от _________

    Протокол № __ от _______                                               Зам. по ВР ______                                   _____________

    Руководитель МО ________                                          (Олифер Л.П.)                                            Землянская Л. Г

    Быть здоровым - здорово!

                                Составили:  воспитатели  Везоргина Л.Н.  Малышева Е.А., Селиванова Н.А.

    Пояснительная записка.

    В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.         

    Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показателям здоровья относят благополучие:

    • физическое (соматическое);
    • душевное (эмоциональное);
    • духовное (познавательное).

    Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.

    Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ.

    К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:

    • правильное чередование различных видов деятельности;
    • обеспечение рациональной двигательной активности;
    • регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;
    • формирование прочных навыков здорового образа жизни (использование не медикаментозных методов оздоровления, а правильного питания, закаливания, физической культуры, создания эмоционального комфорта и т.д.).

    Задача ОУ - вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максимально реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова.

    Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания.

    Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.

    Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие доступные и эффективные программы для воспитанников коррекционных учреждений, посредством которых можно определить индивидуальный коррекционное–развивающее-оздоровительный подход к каждому ребенку.

    Цели:

     - Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

     - Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления

    здоровья и навыков здорового образа жизни.

    - Создание в школе организационно - педагогических, материально - технических,

       санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения.

     - Представление всех возможностей школы для формирования психически

    здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

    Коррекционные:

    - Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и

    нормализацию нарушенных функций.

    Задачи:

    - Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.

     - Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

     - Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья

     ребёнка.

    -Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную

     деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение

     здоровья.

      - Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом

     и самим собой.

    Коррекционные:

    -Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию

    мышечного тонуса, развитие статической выносливости.

    -Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.

    Нормативно-правовая и документальная основа.

    • Конституция РФ.
    • Конвенция о правах ребенка.
    • Закон об образовании.
    • ФГОС начального общего образования второго поколения.
    • СанПин.

    Педагогические средства.

    • Диагностика состояния здоровья.
    • Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
    • Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
    • Воспитательные мероприятия, формирующие основы здорового образа жизни.
    • Дни Здоровья.
    • Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой и  оздоровительной работы.

    Участниками программы являются:

     - учащиеся;

     - педагоги;

    - врач и медсестра (закрепленные за школой);

    - родители.



    Сроки и этапы реализации программы:

    1 этап – подготовительный (1 год):

    • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к 

    вредным привычкам;

    • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
    • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

    2 этап – апробационый( 1 год):

    • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

    эффективных;

    • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
    • выполнение оздоровительных мероприятий.

    3 этап -  контрольно-обобщающий (1год):

    • сбор и анализ результатов выполнения программы;
    • коррекции деятельности.

     

    Модель личности ученика:

    По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.


    Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

    • Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
    • Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
    • Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека.
    • Правильная организация своей жизнедеятельности.
    • Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
    • Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
    • Потребность в самостоятельной двигательной активности.
    • Самоконтроль, личностное саморазвитие.
    • Творческая продуктивность.

    Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:

    • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
    •  гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
    •  планомерная организация питания учащихся;
    •  совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
    •  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся

    Основные направления программы:

    • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
    • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
    • введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
    • обеспечение двигательной активности детей;
    • пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры,  конкурсы рисунков,  плакатов, стихотворений, различные акции;
    • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры, мероприятия по экологии);
    • широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
    • развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.


    Наши действия.


           В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

    • Убеждать учащихся и ежедневно контролировать выполнение утренней гимнастики, соблюдение режима труда и отдыха школьника.
    • Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
    • Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
    • Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
    • Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание  комнат, спален , озеленять помещения комнатными растениями.
    • Еженедельно проводить генеральную уборку  помещений, спален.
    • Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
    • Следить за условиями теплового режима, освещённости  помещений.
    • Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
    • В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
    • Способствовать созданию комфортной атмосферы в  коллективах.

    Разнообразные формы работы:


              1.Учет состояния детей:

    • анализ медицинских карт;
    • определение группы здоровья;
    • учет посещаемости занятий;

    • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

    2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

    • организация работы спортивных секций, кружков.
    • проведение дополнительных уроков физической культуры;
    • динамические паузы;
    • организация спортивных перемен;
    • дни здоровья;
    • физкульминутки  для учащихся.

    3.Урочная и внеурочная работа:

    • открытые занятия и уроки;

    • открытые классные и общешкольные

     мероприятия физкультурно-

     оздоровительной направленности;

    • спортивные кружки и секции:

    баскетбол, волейбол, футбол,

    легкая атлетика, шашки и шахматы,

    настольный теннис, плавание,

    и др.


    Ожидаемые конечные результаты программы:

    Учащиеся и выпускники школы

    должны знать:

    Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.

    О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.

    О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.

    должны уметь:

    Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

    Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

    Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.

    Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.

    Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.

    Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.

    Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.

    Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.

    должны иметь:

    Потребность соблюдения правил личной гигиены.

    Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.

    Навыки позитивного отношения к людям.

    Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1 класс

    Я – мальчик.

    Я – девочка.

    Как я подрос.

    Мои чувства.

    Скелет человека.

    Строение сердца.

    Кто всему голова.

    Как устроен глаз.

    Как устроено ухо.

    Мое здоровье - моя программа.

                                                2 класс

    Давайте познакомимся.

    Клетка - основа жизни.

    «Я». Каким я был.

    Какой я сейчас (рост, вес, характер).

    Мое настроение.

    Почему я не падаю?

    Моя красивая осанка.

    Зачем человек ест.

    Красивые зубы - красивая улыбка.

    Я и мое здоровье.

                                             3 класс

    Я и мир.

    Я и мой класс.

    Я и моя школа.

    Я и мое здоровье.

    Мое дыхание.

    Как правильно питаться.

    Попытайся не болеть.

    Кто нас лечит.

    Осторожно - лекарство.

    Я люблю физкультуру.

                                              4 класс

    Я учусь творить свое здоровье.

    Решение и здоровье.

    Наши легкие?

    Полезная пища, вредная пища.

    Чем и как можно отравиться?

    Мой сон.

    Движение – это жизнь.

    Если хочешь быть здоров – закаляйся.

    Бой с микробами.

    Как справиться с инфекцией.

                                           5 класс

    Понятие о здоровье и факторах на него влияющих.

    Познай самого себя.

    Содержи свое тело в чистоте.

    Содержи свой мир в чистоте.

    Правильно питайся.

    Здоровье и болезни.

    Нужные и ненужные лекарства.

    Иммунизация.

    Двигательная активность.

    Пассивное курение.

                                            6 класс

    Здоровье и выбор здорового образа жизни.

    Влияние социальной среды на развитие и здоровье подростка.

    Личная гигиена.

    Свет мой, зеркальце, скажи…(уход за кожей лица).

    Аллергия.

    Гигиена зрения.

    Гиподинамия.

    Здоровая пища.

    Витамины и здоровый организм.

    Компьютер и его влияние на здоровье подростка.

                                            7 класс

    Я расту, я меняюсь (физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового созревания).

    Особенности психического развития в подростковом возрасте.

    Состояние тревожности. Преодоление тревожности.

    Виды взаимоотношений между людьми.

    Манипулирование человеком  и давление на него.

    Здоровье человека и влияющие на него факторы. Загрязнение окружающей среды.

    Режим дня и здоровье подростка.

    Утомление и переутомление. Причины переутомления и его профилактика.

    Правильное питание - залог здоровья.

    Вред курения.

    8 класс

    Факторы, разрушающие здоровье.

    Психологическая уравновешенность и ее значение для подростка.

    Стресс и его влияние на человека.

    Практическое занятие «Защититесь от стресса».

    Возможен ли сегодня здоровый образ жизни.

    Алкоголю – скажем, нет!

    Спорту скажем - привет!

    Полноценное  питание

    Школьное питание.

    Рациональный режим.

    9 класс

    Путь, ведущий к здоровью.

    Советы гигиены.

    Полезное питание.

    Разговоры о модных диетах.

    Физическая активность. Зимние радости.

    Чистый воздух-основа жизни.

    Хорошее настроение.

    «Нет»- вредным привычкам. Профилактика   курения.

    Профилактика алкоголизма.

    Профилактика наркомании.

    Литература

    1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов // Физкультура и спорт. – 1987. – С.64.

    2. Розанова Т.В. Развитие способностей у  детей в процессе обучения/ Т.В. Розанова // Педагогика.- 1991.

    3. Васильева О.С. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация здоровья/ О.С.Васильева, Журавлева Е.В.// Педагогика здоровья.- 1999.-№2.-С.6.

    4. Горячев В.В. Здоровье детей – категория педагогическая. / В.В.Горячев //

    Воспитание школьников.- 2001. - №7.

    5. Смирнов А. Здоровье и здоровый образ жизни / А.Смирнов// Основы безопасности и жизнедеятельности. - 2000.-№ 1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки»

    Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни    «Здоровые сибирячки»  ...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

    Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

    Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

    Программа по здоровьесбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия»

    Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться ка...

    Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

    Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

    Программа по здоровьесбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия»

    Программа  включает актуальность,  описание  форм  и  методов  работы, планирование  работы  с  1 по 4  класс...