Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков"
материал по теме

Урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hozyaystvennaya_deyatelnost_nashih_predkov.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паненко Ирина Николаевна
Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков" 

Цель и задачи урока. 
• Сформировать понимание того, какую хозяйственную деятельность вели наши предки; 
• Установить связь между природой и занятиями наших предков; 
• Дать представление об основных видах хозяйственной деятельности наших предков;
• Описать орудия труда и занятия наших предков; 
• Развивать воображение, творческие способности, умение анализиро¬вать и делать выводы, проводить связь с жизнью, память, устную речь, логическое мышление;
• Способствовать формированию взаимоуважения, стремлению к со-трудничеству для достижения общего положительного результата, развитию культуры общения в совместной работе. 
• Воспитать интерес к истории России, уважительное отношение к наши предкам, чувство гордости за свой родной край.. 
Оборудование:
Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) О.Т. Поглазова «Окру¬жающий мир» часть 2, кроссворд, тест по итогу урока, экран, мультиме¬дийный проектор, презентация к уроку. 
Ход урока 

1. Вступительное слово учителя. 
Ребята! Вы уже знаете, что жизнь наших предков изучает наука исто-рия. Покровительница науки истории богиня Клио обращается к вам со словами: 
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ ЗА ВАШИМИ УСПЕХАМИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА! МЕНЯ РАДУЕТ ВАША ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. 
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЯМ ВАШИХ ПРЕДКОВ. НАДЕЮСЬ, ЧТО В ДОРОГЕ НАМ УДАСТСЯ РАСКРЫТЬ МНОГО ТАЙН И ЗАГАДОК. 
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! БОГИНЯ КЛИО. 


Тема нашего урока «Хозяйственная деятельность в жизни наших пред¬ков»
- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (дети сами говорят о целях урока).
- Какие цели перед собой поставите?

Ребята! В далекие времена былинных русских богатырей Ильи Му-ромца Добрыни Никитича и Алеши Поповича, жили на нашей земле сла¬вяне.
Славяне являлись предками русского народа, которые полторы тысячи лет назад, заселились на больших лесных равнинах по берегам рек и озер. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Представьте, что вы попали в далекое прошлое… Темной лентой вьется река, длинные ветви деревьев низко зависли над водой. Посмотрите над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слы¬шен людской говор, подойдем поближе. На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилище славян.
(Показ картины славянского поселка)

Занятия славян. 
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян. 
- Посмотрите на картину, и определите какие виды деятельности были у наших предков?
- Чем они занимались?

Занятия славян.

Охота Рыболовство Собирательство Бортничество
Охота. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оле¬ней, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких жи¬вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя¬ным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи – кожаные ремни для метания камней. При помощи различных сил¬ков (так называли специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Охота давала не только допол¬нительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со¬боля служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».
- Какой бы я была богатой если бы жида в древние времена.
Игра «Охотники» 
(по классу развешаны картинки животных, дети должны выбрать тех животных, на которых наши предки охотились). 
Рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Служили они и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам и маленькие рыбачьи лодки-долбленки. А зимой они превращались в гладкие ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гар¬пун (специальное метательное орудие), а позже сплетённые неводы – сети, неводы и ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев. Рыбу ловили: щуку, сома, ерша, налима, плотву, осетра, белугу, стерлядь. Ее жарили, варили, сушили.
Собирательство. Лес был надежным кормильцем. Собирательство ди¬ких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. За¬нимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, ди¬кую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.
Игра “Лесная аптека"
Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Представьте что вы древ¬ние славяне. В те времена аптек не было. Где же взять лекарство? 
• Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? 
Ответ: приложить лист подорожника. 
• Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? 
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество. 
• Какая ягода заменит лимон? 
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту). 
• Представьте что простудились. Какие лесные ягоды вам могут по-мочь? 
Ответ: малина, черная смородина, шиповник, они богаты витаминов А,B и C, которые помогают бороться с простудой.
Бортничество. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собира¬тельство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дуплистое дерево”, в котором селится пчелиный рой). Борт¬ничать – значит, добывать мед и воск диких пчел. Бортничеством занима¬лась каждая семья. Чтобы собрать душистый, сладкий мед, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится медом. Бортничество, то есть лесное пче¬ловодство, было раньше у славян очень важным промыслом. Пока не было сахара, его прекрасно заменял мед. Мед хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ. 
Шло время и основными занятиями наших предков стали земледелие и скотоводство. Наши предки хотели меньше зависеть от капризов природы. Убивая на охоте взрослое животное, они приносили детенышей домой. Так детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы - звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу 
Земледелие. Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой выру¬бали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с зем¬лёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы за¬крыть семена землёй, поле обрабатывали бороной - суковаткой, так назы¬вали большую ветвь из дерева с обрубленными не до конца сучьями). Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок, лук. Важными сельскохозяйственными культу¬рами были лен и конопля. Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт пи¬тания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:
Хлеб - всему голова. 
Не пролил семи потов - вот хлеб и не готов. 
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб батюшка, вода матушка
Баловством хлеб не добудешь

- Как вы понимаете эти пословицы?
Игра “Бюро погоды”
Славяне были наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по следующим признакам. Найти пару противополож¬ных явлений природы.
Признаки ухудшения погоды: 
• Пчелы сидят в ульях и громко гудят. 
• Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы. 
• Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. 
• Рыба не клюет – она сыта. 
Признаки хорошей погоды: 
• Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы. 
• Раскрыты цветы кувшинки. 
• Паук усиленно плетет сети. 
• Голуби разворковались. 
В ходе хозяйственной деятельности наших предков шел процесс от-деления ремесла от земледелия. Успешно развивались ремесла: кузнеч-ное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь. Шкуры зверей обрабатывали костяным ножом или камнем с острым краем. Шерсть мяли и валяли, превращая в теплый мягкий войлок. Скру¬чивали деревянным веретеном, получая пряжу. Из нее деревянными спи¬цами вязали шерстяные вещи.
Из стеблей трав шили легкую одежду. Стебли дикого льна, конопли, крапивы мочили, сушили, мяли, трепали и чесали, чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно. Выбеливали его под солнеч¬ными лучами.

Давайте посмотрим картинку на станице 109-110 (ремесла). 

Посуду изготавливали из дерева и глины. Деревянную посуду изготав¬ливали мастера-древоделы очень искусно. Древнейшее ремесло - гончар¬ное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. 
С незапамятных времён дерево на Руси было самым любимым мате-риалом, так как вокруг было большое количество леса. Вместо времен-ных тесных землянок славяне рубили тёплые, надёжные избы, сараи, по¬мещения для скотины. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая брёвна одно на другое. Постепенно мастера научились строить не просто избы, а красивые терема. 
Очень бережно наши предки относились к огню. Давайте прочитаем об этом в учебнике нас странице 109
Из всего этого можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но и научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь раньше воздух и все про¬дукты были экологическими чистыми. Поэтому в наше время очень остро стоит экологический вопрос.

Игра “С какими занятиями славян связаны эти загадки?”

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (п_____) (бортничество)
Среди двора стоит копна:
Спереди - вилы ,сзади - метла. (К____, Б_____) (скотоводство)
Сначала дерево свалили,
Потом его нутро долбили, 
Потом лопатами снабдили и 
По реке гулять пустили ( Л_________) (рыболовство, торговля, корабле¬строение)
Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень,
Он в берлоге до весны
Тихо спит и видит сны. (М________) (охота)
Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю -
Людям добром плачу (x_______) (земледелие)
Он дыряв со всех сторон,
Даже если новый он. 
Ловят рыбу им в реке,
И в пруду, и в озерке (н_______) (рыболовство)
На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки - собираем огоньки
Цветик - невеличка, будет . . . (з_______) (собирательство)

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей ра¬боты. Кто-то охотился, кто - то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались и орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы назы¬ваем профессиями, дошли до xxi века. Труд был всегда уважаем. 

Занятия славян.
Земледелие Скотоводство


Охота Рыболовство Собирательство Бортничество

Наш Ставропольский край является житницей нашей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур. За 2006 год хлеборобы нашего края собрали более 6 млн. тонн зерна. Ставрополь¬ское зерно остается самым лучшим в Россию. Очень развито скотовод¬ство, рыболовство и растениеводство. На территории края имеются бога¬тые фруктовые сады и виноградники. 

Работа в печатной тетради стр. 39 задание № 5,6,7.
Работа в учебнике стр. 110.

Для закрепления материала мы проведем тестовое задание.

Выбери правильный ответ и обведи в кружок. 
А) Славяне жили: 
1. В пустыне, в засушливых районах. 
2. По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне. 
3. Высоко в горах, в горной местности. 
Б) Для работы славяне использовали: 
1. Борону-суковатку. 
2. Лопату. 
3. Комбайн. 
В) Что такое бортничество? 
1. Изготовление бочек из дерева. 
2. Выдалбливание лодок из дерева 
3. Собирание меда диких пчел. 
В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты? 

1. Ружье
2. Лук со стрелами 
3. Сабля. 

Г) Что у славян первоначально применялось вместо денег?

1. Шкуры пушных зверей
2. Изделия из металла 
3. Продукты питания. 

Взаимопроверка тестов в парах. 

Проверка на экране.

Итог урока.

Рефлексия.

Ребята! Какую цель вы поставили в начале урока?
Кто считает, что достиг цели?
Что нового вы узнали на уроке? 
Что вам было интересно? 
Что вас удивило?
Что можете рассказать своим сверстникам о наших предках?

Паненко Ирина Николаевна
Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков" 
Ход урока 
1. Вступительное слово учителя. 
Ребята! Вы уже знаете, что жизнь наших предков изучает наука исто¬рия. Покровительница науки истории богиня Клио обращается к вам со словами: 
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ ЗА ВАШИМИ УСПЕХАМИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА! МЕНЯ РАДУЕТ ВАША ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. 
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЯМ ВАШИХ ПРЕДКОВ. НАДЕЮСЬ, ЧТО В ДОРОГЕ НАМ УДАСТСЯ РАСКРЫТЬ МНОГО ТАЙН И ЗАГАДОК. 
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! БОГИНЯ КЛИО. 
Тема нашего урока «Хозяйственная деятельность в жизни наших пред¬ков»
- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (дети сами говорят о целях урока).
- Какие цели перед собой поставите?
Ребята! В далекие времена былинных русских богатырей Ильи Му¬ромца Добрыни Никитича и Алеши Поповича, жили на нашей земле сла¬вяне.
Славяне являлись предками русского народа, которые полторы тысячи лет назад, заселились на больших лесных равнинах по берегам рек и озер. 
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Представьте, что вы попали в далекое прошлое…
Темной лентой вьется река, длинные ветви деревьев низко зависли над водой. Посмотрите над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слы¬шен людской говор, подойдем поближе.
На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилище славян.
Занятия славян. 
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян. 
- Посмотрите на картину, и определите какие виды деятельности были у наших предков?
- Чем они занимались?
Охота. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оле¬ней, лосей, кабанов, соболей, куниц.
Охотились наши предки на диких жи¬вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя¬ным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи – кожаные ремни для метания камней. При помощи различных сил¬ков (так называли специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Охота давала не только допол-нительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со¬боля служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги». 
- Какой бы я была богатой если бы жида в древние времена.
Игра «Охотники» 
Рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Служили они и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам и маленькие рыбачьи лодки-долбленки. А зимой они превращались в гладкие ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гар¬пун (специальное метательное орудие),
а позже сплетённые неводы – сети, неводы и ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев. Рыбу ловили: щуку, сома, ерша, налима, плотву, осетра, белугу, стерлядь. Ее жарили, варили, сушили.
Собирательство. Лес был надежным кормильцем. Собирательство ди¬ких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. За¬нимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, ди¬кую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

Игра “Лесная аптека"
Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Представьте что вы древ¬ние славяне. В те времена аптек не было. Где же взять лекарство? 
• Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? 
Ответ: приложить лист подорожника. 

• Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? 
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество. 

• Какая ягода заменит лимон? 
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту). 

• Представьте что простудились. Какие лесные ягоды вам могут по¬мочь? 
Ответ: малина, черная смородина, шиповник, они богаты витаминов А, B и C, которые помогают бороться с простудой.

Бортничество. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собира¬тельство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дуплистое дерево”, в котором селится пчелиный рой). Борт¬ничать – значит, добывать мед и воск диких пчел. Бортничеством занима¬лась каждая семья. Чтобы собрать душистый, сладкий мед, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится медом. Бортничество, то есть лесное пче¬ловодство, было раньше у славян очень важным промыслом. Пока не было сахара, его прекрасно заменял мед. Мед хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ. 
Шло время и основными занятиями наших предков стали земледелие и скотоводство. Наши предки хотели меньше зависеть от капризов природы. Убивая на охоте взрослое животное, они приносили детенышей домой. Так детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы - звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу
Земледелие. Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой выру¬бали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с зем¬лёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы за¬крыть семена землёй, поле обрабатывали бороной - суковаткой, так назы¬вали большую ветвь из дерева с обрубленными не до конца сучьями). Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок, лук. Важными сельскохозяйственными культу¬рами были лен и конопля. Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт пи¬тания.
Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:
- Как вы понимаете эти пословицы?

Игра “Бюро погоды”
В ходе хозяйственной деятельности наших предков шел процесс от¬деления ремесла от земледелия. Успешно развивались ремесла: кузнеч¬ное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь. Шкуры зверей обрабатывали костяным ножом или камнем с острым краем. Шерсть мяли и валяли, превращая в теплый мягкий войлок. Скру¬чивали деревянным веретеном, получая пряжу. Из нее деревянными спи¬цами вязали шерстяные вещи. 
Из стеблей трав шили легкую одежду. Стебли дикого льна, конопли, крапивы мочили, сушили, мяли, трепали и чесали, чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно. Выбеливали его под солнеч¬ными лучами.
Давайте посмотрим картинку на станице 109-110 (ремесла).
Посуду изготавливали из дерева и глины. Деревянную посуду изготав¬ливали мастера-древоделы очень искусно. Древнейшее ремесло - гончар¬ное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. 
Очень бережно наши предки относились к огню. Давайте прочитаем об этом в учебнике нас странице 109
Из всего этого можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но и научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь раньше воздух и все про¬дукты были экологическими чистыми. Поэтому в наше время очень остро стоит экологический вопрос.
Игра “С какими занятиями славян связаны эти загадки?”

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (п_____) (бортничество)
Среди двора стоит копна:
Спереди - вилы ,сзади - метла. (К____, Б_____) (скотоводство)

Сначала дерево свалили,
Потом его нутро долбили, 
Потом лопатами снабдили и 
По реке гулять пустили ( Л_________) (рыболовство, торговля, корабле¬строение)

Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень,
Он в берлоге до весны
Тихо спит и видит сны. (М________) (охота)

Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю -
Людям добром плачу (x_______) (земледелие)

Он дыряв со всех сторон,
Даже если новый он. 
Ловят рыбу им в реке,
И в пруду, и в озерке (н_______) (рыболовство)
На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки - собираем огоньки
Цветик - невеличка, будет . . . (з_______) (собирательство)

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей ра-боты. Кто-то охотился, кто - то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались и орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы назы-ваем профессиями, дошли до xxi века. Труд был всегда уважаем. 
Занятия славян.
Земледелие Скотоводство
Охота Рыболовство Собирательство Бортничество
Работа в печатной тетради стр. 39 задание № 5,6,7.

Наш Ставропольский край является житницей нашей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур. За 2006 год хлеборобы нашего края собрали более 6 млн. тонн зерна. Ставрополь¬ское зерно остается самым лучшим в Россию. Очень развито скотовод¬ство, рыболовство и растениеводство. На территории края имеются бога¬тые фруктовые сады и виноградники. 
Для закрепления материала мы проведем тестовое задание.
Взаимопроверка тестов в парах. 

Проверка на экране.

Итог урока.

Рефлексия.

Ребята! Какую цель вы поставили в начале урока?
Кто считает, что достиг цели?
Что нового вы узнали на уроке? 
Что вам было интересно? 
Что вас удивило?
Что можете рассказать своим сверстникам о наших предках?

Паненко Ирина Николаевна
Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков" 
Ход урока 
1. Вступительное слово учителя. 
Ребята! Вы уже знаете, что жизнь наших предков изучает наука исто¬рия. Покровительница науки истории богиня Клио обращается к вам со словами: 
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ ЗА ВАШИМИ УСПЕХАМИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА! МЕНЯ РАДУЕТ ВАША ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. 
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗЕМЛЯМ ВАШИХ ПРЕДКОВ. НАДЕЮСЬ, ЧТО В ДОРОГЕ НАМ УДАСТСЯ РАСКРЫТЬ МНОГО ТАЙН И ЗАГАДОК. 
В ДОБРЫЙ ПУТЬ! БОГИНЯ КЛИО. 
Тема нашего урока «Хозяйственная деятельность в жизни наших пред¬ков»
- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (дети сами говорят о целях урока).
- Какие цели перед собой поставите?
Ребята! В далекие времена былинных русских богатырей Ильи Му¬ромца Добрыни Никитича и Алеши Поповича, жили на нашей земле сла¬вяне.
Славяне являлись предками русского народа, которые полторы тысячи лет назад, заселились на больших лесных равнинах по берегам рек и озер. 
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Представьте, что вы попали в далекое прошлое…
Темной лентой вьется река, длинные ветви деревьев низко зависли над водой. Посмотрите над высоким холмом, над рекой вьется узкой струйкой дымок. Оттуда слы¬шен людской говор, подойдем поближе.
На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилище славян.
Занятия славян. 
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян. 
- Посмотрите на картину, и определите какие виды деятельности были у наших предков?
- Чем они занимались?
Охота. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оле¬ней, лосей, кабанов, соболей, куниц.
Охотились наши предки на диких жи¬вотных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костя¬ным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи – кожаные ремни для метания камней. При помощи различных сил¬ков (так называли специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Охота давала не только допол-нительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, со¬боля служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги». 
- Какой бы я была богатой если бы жида в древние времена.
Игра «Охотники» 
Рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Служили они и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам и маленькие рыбачьи лодки-долбленки. А зимой они превращались в гладкие ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служил гар¬пун (специальное метательное орудие),
а позже сплетённые неводы – сети, неводы и ловушки. Сети плели из конопли или льна, ловушки – из ивовых прутьев. Рыбу ловили: щуку, сома, ерша, налима, плотву, осетра, белугу, стерлядь. Ее жарили, варили, сушили.
Собирательство. Лес был надежным кормильцем. Собирательство ди¬ких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. За¬нимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, ди¬кую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

Игра “Лесная аптека"
Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Представьте что вы древ¬ние славяне. В те времена аптек не было. Где же взять лекарство? 
• Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? 
Ответ: приложить лист подорожника. 

• Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? 
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество. 

• Какая ягода заменит лимон? 
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту). 

• Представьте что простудились. Какие лесные ягоды вам могут по¬мочь? 
Ответ: малина, черная смородина, шиповник, они богаты витаминов А, B и C, которые помогают бороться с простудой.

Бортничество. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собира¬тельство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дуплистое дерево”, в котором селится пчелиный рой). Борт¬ничать – значит, добывать мед и воск диких пчел. Бортничеством занима¬лась каждая семья. Чтобы собрать душистый, сладкий мед, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится медом. Бортничество, то есть лесное пче¬ловодство, было раньше у славян очень важным промыслом. Пока не было сахара, его прекрасно заменял мед. Мед хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ. 
Шло время и основными занятиями наших предков стали земледелие и скотоводство. Наши предки хотели меньше зависеть от капризов природы. Убивая на охоте взрослое животное, они приносили детенышей домой. Так детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы - звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу
Земледелие. Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие. Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой выру¬бали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с зем¬лёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы за¬крыть семена землёй, поле обрабатывали бороной - суковаткой, так назы¬вали большую ветвь из дерева с обрубленными не до конца сучьями). Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок, лук. Важными сельскохозяйственными культу¬рами были лен и конопля. Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт пи¬тания.
Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:
- Как вы понимаете эти пословицы?

Игра “Бюро погоды”
В ходе хозяйственной деятельности наших предков шел процесс от¬деления ремесла от земледелия. Успешно развивались ремесла: кузнеч¬ное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь. Шкуры зверей обрабатывали костяным ножом или камнем с острым краем. Шерсть мяли и валяли, превращая в теплый мягкий войлок. Скру¬чивали деревянным веретеном, получая пряжу. Из нее деревянными спи¬цами вязали шерстяные вещи. 
Из стеблей трав шили легкую одежду. Стебли дикого льна, конопли, крапивы мочили, сушили, мяли, трепали и чесали, чтобы получить тонкие и прочные волокна. Из нитей ткали полотно. Выбеливали его под солнеч¬ными лучами.
Давайте посмотрим картинку на станице 109-110 (ремесла).
Посуду изготавливали из дерева и глины. Деревянную посуду изготав¬ливали мастера-древоделы очень искусно. Древнейшее ремесло - гончар¬ное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками, позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. 
Очень бережно наши предки относились к огню. Давайте прочитаем об этом в учебнике нас странице 109
Из всего этого можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы использовать его не только в своей практической деятельности, но и научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь раньше воздух и все про¬дукты были экологическими чистыми. Поэтому в наше время очень остро стоит экологический вопрос.
Игра “С какими занятиями славян связаны эти загадки?”

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны (п_____) (бортничество)
Среди двора стоит копна:
Спереди - вилы ,сзади - метла. (К____, Б_____) (скотоводство)

Сначала дерево свалили,
Потом его нутро долбили, 
Потом лопатами снабдили и 
По реке гулять пустили ( Л_________) (рыболовство, торговля, корабле¬строение)

Вперевалочку зверь идёт
По малину и по мёд. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень,
Он в берлоге до весны
Тихо спит и видит сны. (М________) (охота)

Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю -
Людям добром плачу (x_______) (земледелие)

Он дыряв со всех сторон,
Даже если новый он. 
Ловят рыбу им в реке,
И в пруду, и в озерке (н_______) (рыболовство)
На припёке у пеньков много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки - собираем огоньки
Цветик - невеличка, будет . . . (з_______) (собирательство)

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей ра-боты. Кто-то охотился, кто - то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались и орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы назы-ваем профессиями, дошли до xxi века. Труд был всегда уважаем. 
Занятия славян.
Земледелие Скотоводство
Охота Рыболовство Собирательство Бортничество
Работа в печатной тетради стр. 39 задание № 5,6,7.

Наш Ставропольский край является житницей нашей страны. В крае выращивают элитные сорта пшеницы и других зерновых культур. За 2006 год хлеборобы нашего края собрали более 6 млн. тонн зерна. Ставрополь¬ское зерно остается самым лучшим в Россию. Очень развито скотовод¬ство, рыболовство и растениеводство. На территории края имеются бога¬тые фруктовые сады и виноградники. 
Для закрепления материала мы проведем тестовое задание.
Взаимопроверка тестов в парах. 

Проверка на экране.

Итог урока.

Рефлексия.

Ребята! Какую цель вы поставили в начале урока?
Кто считает, что достиг цели?
Что нового вы узнали на уроке? 
Что вам было интересно? 
Что вас удивило?
Что можете рассказать своим сверстникам о наших предках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Кожа – наша первая «одежда»

Познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;выделить её значение в приспособлении организма к окружающей среде;развивать интеллектуальные и практические умения детей;развивать  навыки, свя...

Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"

Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока.  Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...

УМК: «Начальная школа ХХI века» План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Наша страна - Россия».

План - конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Наши подземные богатства"

Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива...

Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Красивые камни в нашем доме" по УМК "Перспектива"

Презентация может быть использована на уроке по Окружающему миру.  Тема "Красивые камни в нашем доме УМК "Перспектива" по учебнику А.А. Плешакова....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...