Исследование способностей детей к изобразительной деятельности
тест по теме

Задания исследования проверяют пространственные, графические и творческие навыки учащихся начальных классов (1-2-х)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов

Исследование

способностей детей к изобразительной деятельности

        0_8d6bc_3dce4344_orig.png

Прутян В.М.

1 ноября 2011 года

Исследование способностей детей к изобразительной деятельности

(на основе авторской методики Д.Р. Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области, "Областной центр диагностики и консультирования")

Исследование способностей детей к изобразительной деятельности (графомоторных навыков, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности) может провести педагог дополнительного образования, руководитель художественной студии совместно с учителем.

В процессе исследования педагог четко проговаривает детям каждый пункт задания. Причем словесное объяснение пп. 1-2 сопровождает показом на доске (т. к. дети могут быть еще не знакомы с понятиями "горизонтальный", "вертикальный").

Все задания направлены на исследование уровня развития графомоторных навыков детей, но при этом также ориентированы на выявление уровня развития других сфер школьников:

  • задания 1-3, 5, 7, 9,10,11 направлены на исследование уровня развития пространственных представлений ("пополам", "левый", "верхний" и т. д.);
  • задания 3-8 - исследование уровня развития восприятия цвета, формы;
  • задания 3,4, 7 - исследование способности соотносить изображение эталонному образцу;
  • задания 8-11 - исследование творческих возможностей.

Задания

  1. Раздели лист пополам прямой горизонтальной линией,
  2. Раздели лист на три части двумя вертикальными линиями.
  3. В левой верхней части листа нарисуй треугольник.
  1. Если тебе нравится рисовать, раскрась треугольник в красный цвет; если не очень нравится -в синий; совсем не нравится - в черный.
  1. В средней верхней части листа нарисуй квадрат.
  1. Если тебе кажется, что ты умеешь хорошо рисовать, раскрась квадрат в красный цвет; не очень - в синий; если тебе кажется, что совсем не умеешь - в черный.
  1. В правой верхней части листа нарисуй круг.
  1. Представь, что это волшебный шар. Если бы он был волшебным, как бы он был раскрашен? Раскрась.
  1. В левой нижней части листа нарисуй человека - мальчика или девочку,
  1. В средней нижней части листа нарисуй любое животное.
  2. В правой нижней части листа нарисуй любой транспорт.

Обработка результатов исследования

В целом работу ребенка можно оценить в соответствии со следующими уровнями развития графомоторных возможностей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности:

  • высокий ■- если задание выполнено в соответствии с требованиями;
  • средний - если задание выполнено с погрешностями (отрывы линии, перекос рисунка и т. п.), но достаточно узнаваемо;

•        низкий - если задание не выполнено совсем или выполненное совершенно не соответствует требованиям.

По итогам исследования необходимо заполнить бланк, в котором проставляются отметки, обозначающие уровни развития у ребенка тех или иных навыков, а именно:

  • В - высокий уровень (3 балла);
  • С - средний уровень (2 балла);
  • Н - низкий уровень (1 балл).

Динамика отслеживается по следующим критериям:

1.        Развитие пространственных представлений:

  • высокий уровень - ребенок свободно, без ошибок ориентируется на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), точно соблюдает соотношение и наличие частей, деталей;
  • средний уровень - не всегда точно ориентируется на листе, в соотношении и наличии частей, деталей, их расположении в пространстве;
  • низкий уровень - не ориентируется на листе и в пространстве, не соблюдает соотношение частей, деталей.

2.        Развитие восприятия цвета, формы:

  • высокий уровень - различает основные и вспомогательные цвета, формы;
  • средний уровень - различает основные цвета и формы, вспомогательные - не всегда;
  • низкий уровень ~ не различает ни основные, ни вспомогательные цвета и формы.

3.        Соотношение изображения эталонному образцу:

  • высокий уровень - изображение соответствует образцу;
  • средний уровень - в целом изображение соответствует образцу, но есть небольшие погрешности;
  • низкий уровень - изображение не соответствует образцу.

4.        Развитие графомоторных навыков:

  • высокий уровень - движения у ребенка точные, прослеживается хороший контроль за силой, амплитудой, скоростью и ритмичностью движений;
  • средний уровень - не всегда отмечается точность движений, регуляция их силы, амплитуды, скорости, ритмичности и контроля за ними;
  • низкий уровень - движения неточные, нет контроля за силой, амплитудой, скоростью и ритмичностью движений, постоянно пользуется ластиком.

5.        Развитие творческих возможностей:

  • высокий уровень - ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, выразительность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;
  • средний уровень - иногда проявляет творческую инициативу, с удовольствием принимает участие в предлагаемых творческих заданиях, стремится улучшить свои изобразительные навыки;
  • низкий уровень - не проявляет творческой инициативы, отказывается от творческих заданий или не доводит их до конца.

На основании полученных данных специалист может сделать вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО...

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности

В современном обществе значительно расширяются возможности общения и повышается значимость комммуникативных способностей личности. Это приводит к необходимости использования в системе образо...

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...