Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности
статья по изобразительному искусству (изо)

Иванова Алина Алексеевна

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится  красиво.
Учёными изучено и освоено  более 30 различных техник рисования,
-        техника тычка,
-        рисование пальчиками,
-        рисование ладошкой,
-        оттиск пробкой, печатками, ластиком,
-        оттиск поролоном, пенопластом,
-        оттиск смятой бумагой,
-        обрывание бумаги,
-        скатывание бумаги,
-        рисование восковыми мелками и акварелью,
-        рисование свечой и акварелью,
-        монотипия приоритетов,
-        монотипия пейзажная,
-        кляксография,
-        набрызг,
-        тиснение,
-        тычкование,
-        цветной граттаж,
-        чёрно- белый граттаж,
-        рисование акварельными мелками,
-        рисование нитками,
-        рисование с помощью мыльных пузырей,
-        рисование пластилином,
-        рисование солью,
-        рисование опилками и тд.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Использование

нетрадиционных техник рисования  

для развития творческих способностей

 на уроках изобразительной деятельности

           

        «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя   свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

                                                          М. Шклярова

           «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                      В. А. Сухомлинский

     «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет  душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить  радость в своём труде».
   

                                                                                 Роден.

     Дети с ограниченными возможностями испытывают большие затруднения в создании изображений. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Актуальность использования нетрадиционных техник рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

     По исследованиям ученых, большинство взрослых людей  в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого  сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни, развитие навыков  рисования прекращается в раннем возрасте. Если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как  дети, каких бы результатов они  не достигали в других сферах.
Именно в детстве закладывается  фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы  поведения в обществе, формируется  духовность. Изобразительная деятельность - один из немногих
видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные  кем-то стихотворения, песни, танцы.
Каждый ребёнок по своей  природе - творец. Творческие возможности  детей находятся в скрытом  состоянии и не всегда полностью  реализуются, тем более у детей с ограниченными возможностями.  Создавая условия, побуждающие  ребёнка к занятиям искусством, можно  раскрыть эти дремлющие творческие наклонности.
  Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная  деятельность.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует  свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления  о мире. Именно поэтому психологи  выступают против традиционных дидактических  методов обучения, используемых в  общеобразовательных  учреждениях и вынуждающих  детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые  не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
  Традиционные программы  не развивают воображения, не побуждают  детей к экспериментированию  с красками, бумагой, пластилином, а  вынуждают механически выполнять  то, что предлагает педагог.

Цель изучения проблемы  - исследовать  различные нетрадиционные техники  и приемы рисования.

Объект исследования - изобразительная деятельность детей  с ограниченными возможностями здоровья.


Предмет исследования - рисование  нетрадиционными способами.


Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2.  Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
  3.  Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития творческого воображения детей
  4. Выявить эффективность работы по развитию творческой способностей средствами нетрадиционных техник рисования
  5.  Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
  6.  Рассмотреть различные способы и техники нетрадиционного рисования;

Для достижения поставленных задач  нужно  использовать следующие  методы и приемы исследования:


1.        Анализ литературы;
2.        Изучение психолого-педагогической литературы;
3.        Наблюдение;
4.        Изучение продуктов деятельности;

   Цель ознакомления с нетрадиционными техниками рисования - помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ


Задачи в работе с детьми:

-   Помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность;

-  Сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира;  

-  Освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения;

- Развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.


- Обогащать и расширять художественный опыт детей.


- Побуждать ребенка экспериментировать.


- Поощрять и поддерживать творческие находки.

- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.


- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.


- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений.


- Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев

. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится  красиво.
Учёными изучено и освоено  более 30 различных техник рисования

    Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится  красиво.
Учёными изучено и освоено  более 30 различных техник рисования,
-        техника тычка,
-        рисование пальчиками,
-        рисование ладошкой,
-        оттиск пробкой, печатками, ластиком,
-        оттиск поролоном, пенопластом,
-        оттиск смятой бумагой,
-        обрывание бумаги,
-        скатывание бумаги,
-        рисование восковыми мелками и акварелью,
-        рисование свечой и акварелью,
-        монотипия приоритетов,
-        монотипия пейзажная,
-        кляксография,
-        набрызг,
-        тиснение,
-        тычкование,
-        цветной граттаж,
-        чёрно- белый граттаж,
-        рисование акварельными мелками,
-        рисование нитками,
-        рисование с помощью мыльных пузырей,
-        рисование пластилином,
-        рисование солью,
-        рисование опилками и тд.

   Таким образом, данная проблема: использование нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными возможностями, как средство развития технических умений и навыков, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья показало ее актуальность на современном этапе развития общества.
  Анализ источников по проблеме позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Выявление различных подходов к проблеме развития творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении. На данный момент мною моделируется и будет апробирована система работы по развитию творческой способности у детей с ограниченными возможностями средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования.
    Углубленная работа в данном направлении позволит выявить ее эффективность


Приложение

Рисование пальчиками

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.

В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое

Рисование ладошкой
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур  в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу)

Рисование цветным клейстером

Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой или вилкой  «процарапывает» выразительные детали. Это могут быть морозные узоры, волны на море, узор на посуде, домике.

Тычок жесткой кистью

Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется  силуэт пушистого животного или растения сначала по контуру, затем внутри его. Можно наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев, травы.

Оттиск печатками

 Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской  или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.

Рисование поролоном

Ребенок опускает кусочек поролона ( или тампон из поролона) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.

Отпечатки листьев

Ребенок покрывает листок дерева красками, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и проглаживает. Затем  аккуратно все убирает и получает отпечаток .Детали можно дорисовать тонкой кисточкой. Этот вид рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти разнообразные еще не высохшие листья и создать очень похожие на настоящие букеты, пейзажи и др.

Рисование мятой бумагой

Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску и наносит на бумагу, получая отпечаток неопределенной формы. Так очень быстро можно получить траву,  кроны деревьев, снежный покров, изображения с пушистой фактурой( цыпленок, одуванчик)

Набрызг

Ребенок набирает густую краску на зубную щетку, затем проводит ею о палочку, расческу или кусочек картона, держа их над листом бумаги.  Краска разбрызгивается на бумагу. Используя внешние и внутренние трафареты, можно получить цветные фактурные изображения или наоборот белые контурные изображения на цветном фоне

(снежинки, самолет в небе, парашютист в небе). Можно изобразить снегопад или дождь.

Воздушные фломастеры (блопены) 

Похожая техника, только брызги  получаются более мелкими, и требует меньше подготовки

Ребенок берет фломастер, готовит его к работе, дует в него длительно, заполняя  мелкими брызгами трафарет или весь лист. Можно использовать сочетание нескольких цветов, несколько трафаретов, создавая сюжет или узор

Монотипия (предметная и пейзажная)

Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или  пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения  простые, хорошо усвоенные детьми предметы

Кляксография

Ребенок зачерпывает жидкую краску ложечкой, выливает на бумагу, накрывает другим листом. Затем, верхний лист снимает и определяет на что похоже изображение. При необходимости можно дорисовать детали. Эта техника требует достаточно развитого воображения, поэтому лучше ее использовать со старшими детьми.

Раздувание краски

Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать .С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и многое другое

Рисование свечой или восковыми мелками

Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить карандашный контур или использовать трафарет .Интересными получаются сделанные в этой технике зимние пейзажи, морозные узоры на окне, веточки вербы, подснежники или ромашки

Рисование веревочкой

Ребенок смазывает клеем контур предмета, затем постепенно выкладывает его веревочкой. Изображение внутри контура раскрашивает  обычным способом или тычком. Очень хорошо развивает мелкую моторику, контурное восприятие предмета.

Лучше использовать на  плотной бумаге ,картоне. В качестве веревочек можно использовать шерстяные нитки, шнурки, тонкую тесьму

Рисование ватной палочкой

Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых  кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение

Рисование акварелью по туши

Ребенок или взрослый рисует тушью контур предмета. После высыхания раскрашиваем акварельными красками. При этом тушь не  растекается, рисунок остается ярким, привлекательным.

Похожая техника- техника выполнения витражей, На контур будущего рисунка наноситься клей ПВА. Именно он после высыхания не дает акварели растекаться и смешиваться

Рисование сыпучими  материалами (соль, песок, крупы)

Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний  материал ссыпается на поднос.

Соль, манку можно подкрасить.

Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка — это одна из важнейших задач учителя...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».

         Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование к...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей....