Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Долидзе Галина Николаевна

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_na_konferentsii.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей  детей.

            Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к девяти – десяти годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые рисуют тоже как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать.

Причина данного явления кроется в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому, не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, заканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Именно в детстве закладываются фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающие невидимое видимым.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Подойдут разные техники: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, пальчиками, ладонью, нитями, бумагопластика, тестопластика, рисование крупой и на крупе и т.д.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:

Монотипия

 (рисунок №1 «Космос» «Цветы» «Золотая осень» смешивание цветов для фона творческой работы учащегося)

Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Работа выполняется на пленке красками (акварель, гуашь), затем полученные изображения необходимо «отпечатать» на листе бумаги. Учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.

Рисование методом тычка

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»:

Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких  боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.

От коротких веточек  по бокам зеленым цветом  нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.

Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем  желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.

Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке.

Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.

Рисование сыпучим материалом.

Следующий необычный способ рисования, с которым я вас сегодня познакомлю – это рисование сыпучим материалом. Это может быть песок, манная крупа, гречка, рис, яичная скорлупа, сухой чай и т. д. Материал может быть разным, но техники рисования две. Это рисование крупой и на крупе. Показ работ.

Для того, чтобы выполнить рисунок на крупе, песке – надо подготовить основу.

На лист картона нанести ровным слоем клей ПВА, и не дав ему высохнуть, через сито насыпаем сверху песок, крупу. Затем прижимаем сверху бумагой слегка поглаживая. Через некоторое время, когда клей подсохнет, лишний материал ссыпать. Если какие-то места остались без песка, нужно вновь нанести на это место клей и присыпать. Высохшая поверхность картона будет напоминать наждачную бумагу. На этой поверхности можно рисовать акварелью, гуашью. Шершавая поверхность позволит создать плавный переход красок и получить зрительный стереоэффект. Именно этим способом удобно изображать пейзажи. Дополнительный эффект объёма можно получить наслаивая песок, крупу или подклеивая на передний план мелкие камушки. В работе можно использовать песок различных оттенков. В этом случае песок не красят. Для данной техники подходят мелкая крупа – манка и песок.

Второй способ рисования – это покрытие сыпучим материалом только в некоторых местах – это создаёт эффект фактурной, объёмной работы.

Начинать работу надо с наброска простым карандашом. Затем наносится клей на те места, где необходима фактура. В пейзаже это деревья, трава и т.д. Далее клей засыпается материалом, прижимается бумагой и после высыхания ссыпается. При необходимости наносится краска ( только при полном высыхании клея).

Можно использовать  готовые детские раскраски . Всю поверхность рисунка покрываем тонким слоем белого клея и засыпаем манкой. После высыхания работы стряхиваем лишнюю манку и раскрашиваем красками.

Раздувание краски

        Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.  А теперь берем трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Вашему вниманию предлагаю  очень интересные идеи для уроков рисования «Я парикмахер», «Страшный закат», «Осень»

В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут рассматриваться монотипия, кляксография, работа восковыми мелками, рисование свечой. Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков.

       Сегодня я познакомила Вас лишь с 4 нетрадиционными приёмами изображения. Надеюсь, использование их в работе позволит сделать занятия по изобразительной деятельности более интересными и разнообразными. Ведь эти техники эффектные, но совсем не сложные, поэтому ваши ученики смогут без особого труда создать свои собственные шедевры, а значит, у них появится уверенность в своих силах и желание заниматься дальше. Ведь ничто так не мотивирует, как успех.  

             Занимаясь изобразительным искусством нетрадиционными техниками, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, ни только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обогащать. А эти качества нужны не исключительно художникам, они полезны любым специалистам. Полезны и доступны.

Фантазия художника щедра

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Влияние нетрадиционных техник изображения на развитие творчества ребёнка

В статье показана актуальность использования нетрадиционных техник изображения в развитии тврчества ребёнка. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать шаблонности в детских работах. Дают в...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».

         Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование к...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...

Влияние нетрадиционных способов рисования на развитие психических процессов у детей с ОВЗ

Годы школьного детства — это годы интенсивного психического развития ипоявления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В этот периодактивно развиваются воображение, логическое мы...

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей....