Влияние нетрадиционных техник изображения на развитие творчества ребёнка
статья по изобразительному искусству (изо)

Сорокина Елена Сергеевна

В статье показана актуальность использования нетрадиционных техник изображения в развитии тврчества ребёнка. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать шаблонности в детских работах. Дают возможность проявить самостоятельность, инициативу, индивидуальность в изображении задуманного.Педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние нетрадиционных техник изображения на развитие творчества ребенка

Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия, и природа создала человека творцом. При решении любого вопроса возникает потребность в элементах творчества.

Творчество – это не роскошь избранных, а социальная, биологическая и историческая потребность человека, которая обеспечивает его жизнедеятельность, определяет продолжительность и качество жизни. При отсутствии поисковой активности «творчества» отсутствуют элементы напряжения «борьбы»; следовательно, организм лишается тренировки и закалки и при этом теряется смысл существования организма. Творческий стиль жизни приносит больше положительных эмоций, благоприятно влияющих на здоровье.

Творческие способности нужно развивать. И проблема не в поиске гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, творческого мышления, позволяющего вырабатывать умение решать творческие задачи, находить оригинальные решения, понимать, что все взаимосвязано.

 К художественному творчеству принято относиться как к чему-то особенному, недоступному большинству людей. Если в раннем возрасте творит каждый ребенок, то в школьные годы случается так, что большая часть детей отлучается от этого вида деятельности. И взрослые воспринимают это как нечто само собой разумеющееся.

Однако заниматься художественным творчеством может каждый, и не только может, но и должен. Ибо личность формируется, творчески постигая и усваивая мир.

«Творчество - это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.»     (Г. Г. Григорьева).

       Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

Обучение рисованию предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз учитель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание и в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Для успешного развития творческих способностей ребенка, самовыражаться, фантазировать, необходимо использовать нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» (от лат. tradition – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами и фломастерами, но и подкрашенной мыльной водой, свечой и др. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски. Они пробуют рисовать ладошками, пальцами, получать изображения с помощью подручных средств и природного материала. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения ученикам предоставляется возможность экспериментировать, что способствует развитию творческого воображения. Известно, что в процессе занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

В процессе работы видно, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, а наоборот, увлекает их, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнении задания.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования влияют на эстетическое представление и эмоциональное развитие ребенка. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интерес.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интереснее станут развиваться детские художественные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....

Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....

Презентация по теме:" Нетрадиционные техники изображения на уроках ИЗО и технологии"

Данная презентация подготовлена для городского МО психологов и социальных работников по теме:" Нетрадиционные техники изображения на уроках ИЗО и технологии"...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...

Влияние нетрадиционных способов рисования на развитие психических процессов у детей с ОВЗ

Годы школьного детства — это годы интенсивного психического развития ипоявления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В этот периодактивно развиваются воображение, логическое мы...