Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Вязовкина Людмила Владимировна

Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка — это одна из важнейших задач учителя, родителей. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_na_urokakh_izo.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Вязовкина Людмила Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Весенненская СОШ»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Перед учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка — это одна из важнейших задач учителя, родителей. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Детское творчество - это новый мир. Это нечто таинственное, которое вселяется в каждом ребенке с его рождением. Маленький человек постоянно говорит: «Я сам!» Дайте ему возможность исследовать все вокруг себя, свободу в поиске, в работе. Именно в этом маленьком творении природы уже заложено желание быть самостоятельной личностью. Роль педагога состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность:

- самоанализ, самоцелеполагание;

-самопланирование, самоорганизацию;

-самоконтроль и оценку, саморегулирование

Творчество учащихся понимается как самостоятельное решение новых поставленных перед ними задач. В занятиях рисованием заложены все предпосылки для развития творчества. Проявление его может быть связано не только с решением сложной задачи изображения, как в тематической композиции, но и с простейшей односложной задачей, решаемой в наброске с натуры, по памяти и представлению. Подвести ребенка к самостоятельности решения новой задачи, к открытиям – моя работа.

Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.

Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, мне необходимо помнить, что это не обычное учебное занятие, на котором просто чему-то учатся, что-то узнают, а художественно-творческая деятельность, требующая от детей положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая для этого умственные и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Ребенок, находящийся на первом уровне , проявляет умения быстро  усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу.  На втором уровне ребенок способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

В  соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно использовать следующую модель урока, направленную на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам.

Его структура может включать в себя четыре последовательных этапа:

  1. Разминка.

На этом этапе преобладают репродуктивные задачи. Позволяющие применять задания из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умения  быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.

Опыт показывает , что большинство учащихся , как правило стараются работать, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тем,  кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы.

  1. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения)

На этом этапе необходимо включать в уроки задания на развитие памяти  и мышления, воображения.

Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показала, что существует прямая связь между ними и уровнем развития  памяти и внимания, особенно произвольного. Те учащиеся, которые быстрее решали задачи творческого характера, успешнее выполняли и задания , определяющие степень развития названных познавательных процессов.

Это позволило сделать вывод о том, что специальные задания формирующие приемы рационального запоминания. Тренирующие  внимание, особенно произвольное, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда  быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом.

  1. Этап выполнения развивающихся частично- поисковых задач;

Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая деятельность является подарком богов.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения которого учащиеся  как правило, самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Конкретно к частично- поисковым заданиям можно отнести задания, на нахождение закономерности, на нахождения принципа группировки расположение приведенных слов, явлений, задания на усовершенствование какого либо задания и т.д.

  1. Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные , непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.

Решение творческих задач, можно разделить на два этапа.

Первый - это творческие задания, которые связаны  с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей самостоятельности, рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Второй - это задания повышенной трудности интегративного характера. Они отчаются тем, что одно и тоже задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно.

Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Любое детское открытие пусть самое маленькое , сродни открытию  ученого.

Огромное значение в обучении и воспитании детей я придаю общению с природой. Именно природа во всей своей красоте вдохновляет людей творить: изображать, украшать, строить.

Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. В отличие от взрослых, дети не имеют инструментов, позволяющих воплотить прочувствованное. Это сложное идейно-эмоциональное содержание предмета поначалу живёт лишь в душе ребёнка, оно «невидимо», не имеет готового внешнего облика. Его надо вообразить, то есть придать ему соответствующую образность и форму, в которых замысел станет видимым, осязаемым, доступным другим людям. Для этого мне необходимо обогатить арсенал способов самовыражения детей, нужно дать ребёнку возможность познавать мир и манипулировать им.

Иногда приходится встречаться с мнением, что ребёнок работает творчески, когда учитель даёт ему полную свободу в рисовании на темы: выбор темы, момента, формы изображения. Чем шире этот выбор, тем более благоприятные условия создаются для проявления его инициативы. Например, в работе над иллюстрацией указывается сказка, из которой он может выбрать любой момент. Или даже ещё шире: он может выбрать любую сказку. Однако, в этих случаях отсутствует конкретная задача, которая должна стимулировать у ребёнка активность поиска изобразительных средств в решении ответа на поставленную перед ним изобразительную задачу. Другими словами, данная ему задача так широка и многозначна, что любое изображение может означать, что задание выполнено. Опыт показывает, что в этих случаях дети выбирают путь наименьшего сопротивления. Они изображают то, что видели в рисунках своих товарищей, в книжных иллюстрациях, или то, что подскажет им учитель рисунком на доске. Но для такого выполнения рисунка не требуется большой активности, усилия воли, напряжения памяти и других компонентов подлинного поиска.

Значит, не все формы преподавания развивают у детей творческие способности. Единство учебного и творческого стимулирования необходимо осуществлять путём заданий, знакомящих учащихся с элементарными понятиями и представлениями о действительности и особенностями изображения на плоскости, путём развития разнообразных умений для овладения основами реалистического изображения. К таким заданиям я отношу разнообразные элементарные упражнения. Они могут быть обусловлены разными учебными задачами в работе с натуры, по памяти и по представлению, в декоративной работе. Наряду с краткосрочными, простейшими упражнениями-этюдами включаю и более сложные комплексные задания, где одновременно решается несколько задач. С другой стороны, необходимы сужение и конкретизация тематических заданий, то есть перед ребятами ставлю конкретные изобразительные задачи, которые они должны самостоятельно решить. В этих условиях обе линии (обучение грамотности и развитие творчества) успешно реализуются. Инициатива ребёнка, его творческий поиск должны иметь место во всех заданиях.

Важным условием развития творческого воображения детей считаю применение ими разнообразных материалов и техник, а также смена видов изобразительной деятельности.

Наиболее эффективное построение содержания обучения – вариативное, т.к. позволяет использовать дифференцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями. 

Рисуя, ребенок развивает себя как физически так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логически рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают… По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления .

Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка, проявлять творческое воображение – способность создать чувственный образ, раскрывающий внутреннее содержание.

Необходимо пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. В этом мне помогают задания, требующие выражения собственного чувства отношения, настроения, замысла.

Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Моя роль состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий.

Использование компьютерных технологий позволяет развивать интерес к изобразительному искусству в новом качестве. Для достижения наилучших результатов в обучении и развитии творческих способностей компьютерные технологии незаменимы, т.к. они обладают более широкими возможностями, позволяют при минимуме затрат получить максимальный результат.

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Все интересные находки по развитию детского воображения систематизируются для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Для учителя начальных классов важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения.

Результаты развития творческих способностей – это участие детей в конкурсах, фестивалях, проектах различных уровней.

Творение может пережить творца;

         Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

                                      Веками будет согревать сердца.

                                                                  (Микеланджело)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

Развитие творческих способностей на уроках чтения .

Развитие твоческих способностей на уроках чтения  .   Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Творчество– это создание ...

Методическая разработка занятия. Тема: "Архетип - Мировое дерево". Современная технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.

Для активизации развития творческих способностей детей следует применятьразличные современные технологии. Наиболее эффективным способом организации экспериментальной деятельности детей начальной школы...

Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства.

Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства....

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...