Главные вкладки

    Методическая разработка занятия. Тема: "Архетип - Мировое дерево". Современная технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

    Для активизации развития творческих способностей детей следует применятьразличные современные технологии. Наиболее эффективным способом организации экспериментальной деятельности детей начальной школы является развитие мифологического мышления на уровне архетипических образов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvereva_n.t._g.kogalym.docx563.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока Зверевой Надежды Тихоновны.

    Тема урока:

    Мировое дерево.

    Цель урока: Познакомить учащихся с архетипом - «Мировое дерево»

    Задачи урока:

    1. Ознакомление  учащихся с архетипом- «Мировое дерево». Приобщение учащихся к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства. Развитие кругозора, образного мышления и представления.
    2.  Формирование универсальных учебных действий:

    –личностные- Развитие мифологического мышления, воображения, совершенствование образного восприятия мира, воспитание эстетических чувств, эмоционального отношения к своему художественному творчеству.

    –познавательные- Изучение правил составления композиции, словарь художественных терминов, самостоятельное творчество учащихся.

    - регулятивные- приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, совершенствование умений. навыков работы графическими материалами.

    - коммуникативные- умение слушать объяснение учителя, развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе итогового просмотра выполненных работ.

    Тип урока: комбинированный

    Вид урока: урок творчества

    Форма организации деятельности: индивидуальная.

    Вид занятия: тематическое рисование. Рисунок фантазия. Графика.

    Оборудование:

    Для учителя: мультимедийная  презентация «Мировое дерево», таблица «Изображение деревьев», древнеславянские знаки изображения земли, воды, солнца, огня, «Виды графических линий, штрихов, словарь художественных терминов.

    Для учащихся: бумага, графические рисовальные принадлежности.

    План урока

    Организационные этапы урока

    Учебная деятельность учащихся (универсальные учебные действия»

    Время (мин)

    1

    Организационный момент.

    Актуализация внимания, подготовка к творческому и интеллектуальному труду

    1

    2

    Сообщение новых знаний.

    -Вводная беседа. «Представление мира  людьми древних цивилизаций».  

    -Просмотр презентации «Мировое дерево»

    - Актуализация знаний.

    Активное слушание объяснение учителем нового материала, развитие зрительного восприятия, развитие мыслительной деятельности

    11

    3

    Повторение особенностей выполнения рисунка в графике.

    Расширение художественного кругозора,  закрепление ранее полученных знаний

    2

    4

     Самостоятельная практическая работа учащихся

    Совершенствование практических художественных навыков, активизация творческого процесса, фантазии, пространственного воображения

    20

    5

     Закрепление  полученных знаний

    Совершенствование мыслительных процессов, зрительного восприятия.

    3

    6

    Организационный конец урока.

    -Рефлексия.

    -Экспресс- выставка.

    Развитие коммуникативных способностей, умение высказывать оценочные суждения при анализе выполненных работ.

    3

    Ход урока.

     Организационный момент.

    Приветствие учащихся. Проверить готовность учебных принадлежностей к уроку. Настроить детей на восприятие объяснения  учителя.

    1.Сообщение новых знаний.

    Вступительная беседа.

    Мы живем в удивительном мире , с развитой промышленной технологией. со стремительным научным прогрессом. в веке компьютерных технологий. Все мы привыкли к такому окружающему миру. Мы покоряем космос, делаем великие научные открытия. и нам кажется, что мы все знаем. Каждый день наука оставляет все меньше неразгаданных тайн. Но так было не всегда.

    Еще во времена древних цивилизаций люди задавали вопрос:

         Как устроен наш мир? Что является началом жизни на земле?

    Во все времена люди стремились познать законы природы.

    Вопрос учащимся:

    -Как вы представляете схему устройства нашего мира, Вселенной?

    Ответы учащихся:

    Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из первых  схем- образов устройства нашего мира.

    Знакомство с архетипом- Мировое дерево.

    Одним из базавых для культуры архетипов является первообраз Мирового древа.

    Архетип-(греч. «первообраз») Архетип- это единство мысли и формы. Мировое дерево- интегративный образ пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений.

    Мировое дерево ( космическое, небесное дерево, древо жизни, дреыво познания, древо плодородия) воплощает универсальное устройство мира, является центром мира. Мировое дерево воссоединяет пространство и время. У людей всех поколений очень развито космическое образное мышление.

    Вопрос?

    Как люди представляли и изображали Мировое дерево?

    -Ответы учащихся.

    Вопрос?- Почему древние люди выбрали образ дерева?

    Ответы учащихся.

    Жизнь древних людей была тесно связана с лесом. Лес поражал воображение людей своей красотой и таинственностью. Он давал людям пищу, одежду, строительный материал. Шум леса, шелест листьев воспринимались как разговор деревьев, а треск сломанной ветки и скрип сухого дерева- как болезненный стон. Дерево проливало  кровь- сок. Дерево проходило 4 стадии жизни: рождение, рост, старение, смерть. Именно дерево стало древним образом устройства всего мира.

    Просмотр мультимедийной презентации «Архетип- Мировое дерево»

    При просмотре  слайдов  учитель  анализирует изображения Мирового дерева у разных народов мира.

    По вертикали Древо связывает три  основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир;  наверху птицы (орел, сокол, петух, жар-птица), в середине- копытные жертвенные животные, пчелы (символ человеческого рода), внизу эктонические животные (змеи, лягушки, чудовища, рыбы) и хищные животные. На ветвях часто изображают солнце, звезды, огни, шары, символы небесных светил. По ярусам, как по ступеням, можно подниматься или спускаться , из-за чего Древо уподобляется лестнице в небо. С помощью  Мирового  дерева описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни.

    Загадка для учащихся:

     У меня есть дерево- на нем двенадцать веток, на каждой ветке тридцать листьев, одна сторона у листа черная, другая- белая?

    Мировое дерево изображает и движение  от прошлого (корни) через настоящее (ствол) к будущему (ветви). Древо жизни является символом «жизненной силы, вечной жизни, бессмертия». Тайна жизни хранится в плодах Древа жизни ( молодильные яблоки, золотые яблоки), а в корнях имеется живительный источник. Трем частям Мирового дерева соответствуют три части человеческого тела: голова- крона, туловище- ствол, ноги- корни. С Мировым деревом соотносятся и три первоэлемента мира: ветви- огонь, ствол- земля, корни- вода.

    Разные народы изображали Мировое дерево по- разному. Рассмотрим эти изображения

    ( по слайдам)

    У скандинавских народов Мировое дерево- Иггдрасиль, на котором изображены на разных уровнях таинственные миры.

    Интересное представление о дереве у жителей средневековой Германии.

    Мировое дерево в славянской мифологии- мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, ствол и ветви организуют земное пространство, корни ( у которых течет священный источник)- преисподнюю. Мировое дерево часто вышивали мастерицы красными нитками на тканых полотенцах.

    Предлагается рассмотреть символы и знаки древнеславянского изображения неба, воды, земли, растений.

    Вопрос учащимся?- Какие вы нашли отличия и сходства в изображении Мирового дерева?

    В художественной литературе образ Мирового дерева  используется часто. Особенно значимый для русской культуры является образ знаменитого дуба у Лукоморья в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Изображая его, дети окунаются в мир  русской мифологии и фольклора.

    Многие художники в своих картинах изображают величие, могучую силу леса.

    - И Шишкин «Корабельная роща»

    -И.Шишкин «Рожь»

    -М. Врубель «Сирень»

    Рассмотрим разные варианты изображения деревьев.

    Актуализация знаний:

    Цель работы учащихся- создать выразительный, оригинальный образ Мирового дерева в графике.

    3 Повторение особенностей выполнения рисунков в графике.

    Основы языка графики.

    - выразительные средства (линия, штрихи, тон, свет, тень, перспектива)

    - правила композиции (симметричная, асимметричная)

    - материалы ( карандаши, фломастеры, пастель, мелки)

    Учащимся предлагается  на примере графических работ повторить основы языка графики.

    4 Самостоятельная практическая работа учащихся.  

     При создании выразительного художественного образа Мирового дерева учащимся необходимо активизировать свое творческое воображение. Предлагается  выполнить небольшой эскиз,  затем приступить к составлению композиции на листе, формата А 3.

    Во время творческого задания учитель проводит индивидуальную работу с учащимися.

    5.Закрепление полученных знаний.

    Вопрос учащимся :

    -Как вы понимаете значение слова- АРХЕТИП ?

    - Раскройте понятие Мировое дерево?

    6. Организованный конец урока. Рефлексия.

    Для подведения итогов творческой работы целесообразно провести выставку детских работ с комментариями самих авторов

    . Вопросы учащимся:

    -Что нового ты узнал на уроке:

    -Какое впечатление произвел на тебя архетип Мировое дерево?

    -Сможешь ли ты изобразить Мировое дерево в другом варианте?

     Домашнее задание :

    Предлагается учащимся самостоятельно в научной литературе найти дополнительные сведения о других архетипах: Богиня- мать, образ Мудрого старца, Дорога, Тень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Диалоговые технологии развития творческих способностей младших школьников"

    Реферат на тему"Диалоговые технологии развития творческих способностей младших школьников". Данный материал поможет учителю в применении диалоговых технологий на уроках....

    Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.

    Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировани...

    Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.

    Цели:Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.Воспи...

    Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

    Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка — это одна из важнейших задач учителя...

    Методическая разработка: « Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей» /на примере УМК «Школа России»/

    В методической разработке:« Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития компетентностей» /на примере УМК «Школа России»/ описывается методика работы с проекта...

    О современных технологиях развития творческого мыслителя

    Современные технологии, помогающие воспитать творческого мыслителя...

    Методическая разработка занятия в группе продленного дня по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 1 классе на тему "Домашние животные-кошки".

    Методическая разработка занятия в 1 классе коррекционной школы для группы продленного дня по предмету " Развитие речи и окружающий мир"...