Деятельностный метод урок ОНЗ
материал по теме

Шатило Ирина Геннадьевна

Подробная структура урока ОНЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_metod_urok_onz.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта по проведению урока ОНЗ

п/п

Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Обратить внимание

1

Самоопре-деление к учебной деятель-ности (мотивация)

Выработать на лично-значимом уровне внутренней готовности выполнять нормативные требования учебной деятельности

Учебная деятельность создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»; актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности  «надо»; устанавливает тематическую рамку учебной деятельности «могу»

Личностные:

- самоопределение

- смыслообразование

Познавательные:

- целеполагание

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Наблюдается ли готовность учащихся к учебной деятельности

2

Актуализа-ция знаний, фиксирова-ние затрудне-ния в учебной деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности построения нового способа действий.

Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления и т.д.), познавательные процессы (внимание, память, мышление) и предоставляет индивидуальное задание на применение нового знания

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построение нового способа действий; актуализируют норму новой учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»); учащиеся пытаются самостоятельно выполнить индивидуальные задания на применение нового знания запланированного для изучения на данном уроке; возникшее затруднение фиксируют в громкой речи

Познавательные:

-мыслительные операции

-извлечение необходимой информации из текстов

-использование знаковых символических средств

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-подведение под понятие

Регулятивные:

-выполнение пробного учебного действия

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

-учет разных мнений

-использование критериев для обоснования своего суждения

Соответствует ли задание содержательной установкой урока;

свободно ли дети владеют предложенным содержанием; является ли индивидуальная деятельность детей в проблемной ситуации

3

Постановка учебной задачи

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средство ее реализации

Учитель выступает в роли организатора, уточняет цель и тему урока (после дтей)

Формулируют конкретную цель своей будущей учебной деятельности, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться); предлагают и согласовывают тему урока

Личностные:

- самоопределение

- смыслообразование

Познавательные:

-мыслительные операции

-самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

-поиск и выделение необходимой информации

Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднения; выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия; не нарушена ли роль учителя организатора и достаточно ли четко зафиксирована цель и тема урока

4.

Построение проекта выхода из затруднения («откры-тие» детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение его применять как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задач такого же типа

Учитель – организатор, фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске и следит за хронометрией урока

На основе выбранного метода учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, используют предметные действия, применяют новый способ действия к задаче, которая вызвала затруднение; фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; фиксируют преодоление возникшего затруднения

Личностные:

- смыслообразование

-нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания

-осознание ответственности за общее дело

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Познавательные:

-мыслительные операции

-выдвижение гипотез, их обозначение

-использование знаков и символических средств

-поиск и выделение необходимой информации

-моделирование и преобразование моделей

-установление причинно-следственных связей

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-построение логической цепи рассуждения и доказательства

Регулятивные:

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

-познавательная инициатива

Коммуникативные:

-адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств

-выражение своих мыслей

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

-учет разных мнений

-координирование в сотрудничестве разных позиций

-использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения

5

Первичное закрепле-ние с проговари-ванием во внешней речи

Усвоить учащимся новый способ действия

Учитель – организатор. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании вслух учащимися

Решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма

Личностные:

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Познавательные:

-мыслительные операции

-извлечение из предметных текстов необходимой информации

-использование знаков и символических средств

-подведение под понятие

-установление причинно-следственных связей

-использование действий по алгоритму

-осознанное и произвольное построение речевых высказываний

-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства

Коммуникативные:

-адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств

-выражение своих мыслей

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

-учет разных мнений

-координирование в сотрудничестве разных позиций

-использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения

Успешно ли учащиеся справились с предложенными заданиями; согласованы ли процессы решения задания и его комментирова-ние; грамотная ли речь по данному предмету

6

Самостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону (формируется адекватная самооценка учащихся и самоконтроль)

Интериоризиро-вать (пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащихся, новый способ действия и провести рефлексию (коллективная или индивидуальная работа) достижение цели пробного учебного действия

Учитель организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учащихся по эталону, создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся допустивших ошибки предоставляется выявление причин ошибок и их исправление

Учащиеся пошагово проверяют по алгоритму свои действия; фиксируют (знаково «+»  «-») положительные результаты своих действий, оценивают свои результатов освоении нового способа действий

Познавательные:

-мыслительные операции

-извлечение из предметных текстов необходимой информации

-использование знаков и символических средств

-подведение под понятие

-выполнение действий по алгоритму

-осознанное и произвольное построение речевых высказываний

-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства

Регулятивные:

-контроль

-коррекция

-оценка

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой

-использование критериев для обоснования своего суждения

Самостоятельно ли учащиеся проверили свою работу; какая часть учащихся выполнила верно; организована ли корректировка знаний учащихся не справившихся с работой; создана ли ситуация успеха для каждого учащегося

7

Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные способы и подготовиться к изучению следующих разделов

Организовать выполнение заданий в которых новый способ действия связан с ранее изученным; организовать тренировку ЗУН до автоматизма

Выявляют и фиксируют границы применения новых знаний и выполняют предложенные учебные задания

Познавательные:

-мыслительные операции

-извлечение из предметных текстов необходимой информации

-использование знаков и символических средств

-подведение под понятие

-выполнение действий по алгоритму

-осознанное и произвольное построение речевых высказываний

-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства

Регулятивные:

-контроль

-коррекция

-оценка

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-учет разных мнений

-адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств

-координирование в сотрудничестве разных позиций

-использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

-постановка вопроса по изученной теме

Личностные:

- самоопределение

- смыслообразование

-нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания

-осознание ответственности за общее дело

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Какая часть  учащихся включена в самостоятельное решение  задач на повторение; реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели повторения

8

Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать метод построения и границы применения нового способа действий

Организовывает рефлексию и самооценку учениками собственную учебную деятельность; определяет задания самоподготовки с элементами выбора и творчества; «чему учились?» «какая была цель урока?» «достигли ли мы этой цели?» «что нового узнали?» «каким способом?» «где используется?» «каковы результаты класса и мои собственные?» (кто освоил? Кто не поднял руку?) что сделать для того чтобы освоить новый метод?

Они соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень этого соответствия, и намечают цели дальнейшего действия

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действий

-контроль и оценка процесса и результатов своих действий

Личностные:

-самооценка на основе критерия успешности

-адекватное понимание причин успеха или неуспеха

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

-планирование учебного сотрудничества

Правильно ли учащиеся зафиксировали полученные на уроке знания; проведена ли самооценка учащихся и каков итог; какое психофизическое и эмоциональное состояние учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)

В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...

Технология деятельностного метода (структура урока) на уроках развивающего обучения.

В данном выступлении содержится описание этапов урока русского языка в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Имеется сопровождение в виде презентации....