Рабочая программа по экономике
рабочая программа (4 класс) по теме

Программа предназначена для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._4.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 1

Волоконовского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Удянская В.В.

Протокол № 5 от

«29» июня 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ ВСОШ № 1

_____________ Дорохова С.Н.

«29» августа 2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ ВСОШ № 1

_____________Горюнова А.Г.

Приказ № 148

от «30» августа 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОНОМИКЕ

4 класс

Подготовила: учитель начальных классов

                                         ГОЛЯКОВА Светлана Иванована

Волоконовка

2011

ЭКОНОМИКА

Автор: Смирнова Т. В., Проснякова Т. Н

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе  авторской программы Смирновой Т. В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009, учебника Т.В.Смирновой «Дом в Обычном переулке» )– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2007.

Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, разработанной под руководством Л.В.  Занкова,  курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:

  - с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
      - способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
       - формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
    - развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

           В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний. Объём курса в 4 классе 34 ч.  из расчета 1 ч. в неделю.

В основе курса лежат следующие дидактические принципы:
 
Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания", овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая к помощи других учеников или учителя.

Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия,  дети эмоционально включены в общую деятельность.

Быстрый темп изучения материала.  На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом,  либо с новым взглядом на ранее изученный материал.

Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.

Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.

Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.

В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"

Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.

Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
     Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.

К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей,

географией, естествознанием, математикой.
    Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.
     В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, подлежащие усвоению ребенком.
     Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение.
     Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.
     Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.
     Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.
     Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.


4 КЛАСС
(34 часа)

Учебное пособие - книга для чтения - Т. В. Смирнова
"Новые приключения Белки и ее друзей".

Ценовая политика. Конкуренция. Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции. Реклама. Более углубленное представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка.

Основные виды и формы торговли. Более углубленное представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и посредническое звено. Производитель и потребитель. Потребитель промышленный и потребитель конечный.

Амортизация. Износ физического капитала и необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ физического капитала. Амортизационные отчисления.

Расчеты между покупателями и продавцами. Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник.

Налоги. Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление.

Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как специальное место, где торгую акциями и другими ценными бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество.
     Понятие о земельной ренте. Аренда арендаторы, арендодатели и арендная плата. Арендная плата как форма получения земельной ренты. Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.

Внешняя торговля. Понятие об экспорте, импорте, квотах и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства. Соотношение собственных затрат и результатов. Развитие производства.

Работа над задачами:
     Экономическая задача в виде рисунка - как особый вид экономического задания.
     Текстовая экономическая задача.
     Экономическая задача в схематическом изображении.
     Установление отличительных признаков задачи. Выявление обязательных     компонентов задачи: условия и вопроса.
     Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних.
     Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями.
     Выбор верного решения из нескольких предложенных.
     Требования к уровню подготовки учащихся к концу обучения

Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:

Торговля, посредничество, услуги;

о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ,
 о производителе, о том, кто производит товар,
 о потребителе, о том, кто потребляет товар,
 о собственных затратах,
 о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг,
  о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар,
  о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю,
  о торговле как особом роде деятельности,
  о торговой прибыли,
  о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах),
   о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи,
   о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой,
  о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос,
 об услугах как особой форме коммерческой деятельности,
 о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности.

Аренда
     о собственности и о праве ей распоряжаться,
     об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату.

Банк. Кредит
     о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания,      о кредите и кредитоспособности,
     о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы.
     о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег,
     о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам.

Производство
     о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ,
     о производителе, о собственных затратах производителя,
     о прибыли производителя,
     об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает,
     о материальных затратах,
     о трудовых затратах,
     об увеличении прибыли за счет снижения затрат,
     о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта,
     о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств,
     о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями.

Акционерная форма капитала
     о капитале как о деньгах, приносящих прибыль,
     об акциях, об акционерных компаниях,
     о курсе акций и их номинальной стоимости,
     о контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля,
     о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов.

Экономические циклы
     о монополии и монополиях, их формах и видах,
     о конкуренции на уровне монополий,
     об экономических циклах и их фазах.

Налоги, пошлины, платежи
     о налогах,
     о видах налогов и налоговых поступлениях,
     о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу,
     о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Учащиеся должны уметь:

     - за внешними формами видеть суть экономического явления,
     - отличать формальную логику от экономической,
     - выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор,
     - работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу, вычислять недостающие данные и заполнять таблицу,
     - пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость прибыль = цена).

Учащиеся должны знать:

Экономика - это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.
    Авторская справка
    О содержании предмета "Экономика"

Данный курс представляет собой целостную систему экономического образования детей с 1 по 4 классы общеобразовательной школы. Она является органической частью системы Л. В. Занкова в начальной школе и имеет свое продолжение.
     В сквозной программе экономики в школе могут быть выделены три ступени.
    
Первая ступень. Начальная школа, 1-2 классы. Программа начального обучения на этом этапе предполагает знакомство с экономическими отношениями как с производственной и хозяйственной деятельностью людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. На бытовом уровне основные экономические понятия: потребности, хозяйство, труд. Заработная плата как плата за труд. Товар. Деньги. Торговля. Сделка. Договор. Платежи. Бюджет: доходы и расходы.
     Характерной особенностью курса является осмысление рассматриваемых экономических отношений, категорий и понятий с морально-этических позиций, формирование нравственной платформы школьников. Пособие: Книга для чтения "Дом в Обычном переулке".
     На
 второй ступени изучаются следующие основные экономические понятия:
     Торговля, посредничество, услуги как особый вид коммерческой деятельности. Аренда. Банк как особый финансовый институт. Производство материальных благ как основы жизни. Акционерная форма капитала. Экономические циклы. Понятие о налогах. Способы ведения хозяйства.
     Работу по программе второй ступени обучения обеспечивает комплект учебных пособий: "Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Книга первая. "Белка и компания"; практическое пособие: задачник рабочая тетрадь "Путешествие в компании Белки и ее друзей"; методическое пособие "В помощь учителю экономики".
    
Третья ступень. Поскольку процесс обучения экономике носит характер спирали, на каждом последующем ее витке расширяется и углубляется ранее изложенный материал, представляемый на более высоком уровне сложности. Кроме того, даются новые дополнительные знания.
     На третьей ступени изучаются следующие основные экономические понятия:
     Ценовая политика. Маркетинг. Основные виды и формы торговли. Амортизация. Расчеты между покупателями и продавцами. Формы и виды налогов. Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как рынок ценных бумаг. Понятие о земельной ренте. Внешняя торговля - экспорт, импорт. Эффективность производства, развитие производства.
     Работу на этой ступени обучения обеспечивает комплект учебных пособий: "Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Книга вторая. "Новые приключения Белки и ее друзей";
практическое пособие: задачник рабочая тетрадь; методическое пособие "В помощь учителю экономики".

Экономические песни

  1. Наша школа Эконома
  2. Гномик-экономик
  3. Экономика-друг надежный твой
  4. Гимн Экономики
  5. Песня про путешествие  с экономикой


№ п/п

Календарные сроки

Корректировка сроков

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Новые понятия «Справочное бюро»

Знания, умения, навыки

Примечание

Литературное приложение: страницы учебного пособия "Новые приключения Белки и ее друзей»

Игровое приложение: страницы задачника - рабочей тетради "Путешествие в компании "Белки и ее друзей"

03.

09.11

Путешествие в сказочный лес  Белки и её друзей

1

Открытие фирмы «Белка и К°»

Форзац учебника:

10.09.11

Этика и мораль предпринимательства

1

    

Этика и мораль

Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя - как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали.

ч.2.№49-52

17.09.11

 Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль.

1

Цена товара, прибыль, ассортимент

 -о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ,                   -о потребителе, о том, кто потребляет товар,   -о собственных затратах,                         -о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг,

Кому выгодны низкие цены

ч.2.№11-13, 34-37

24.09.11

    Реклама как коммерческая информация.

1

Реклама, эксклюзивное право

Составить рекламный лозунг для Белкиного производства и выделить орфограммы

 о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос,

Новый продукт должен завоевать рынок

ч.2.№6-10,22

01.10.11

Формы и этические нормы рекламы.

1

 Маркетинг, конъюнктура рынка, товар-лидер, неустойка

Без маркетинга никак нельзя

08.10.11

Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная.

1

Оптовый торговец, оптовая цена, договор

     о торговле как особом роде деятельности,
     о торговой прибыли,
     о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах),

Филин диктует свои условия

ч.2.№45-47

15.10.11

Понятие о товаре.

1

Розничная цена, производитель

Изготовление подарочной упаковки Пыхти для яблочного сыра

-о производителе, о том, кто производит товар,
- о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар,
- о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю,     о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи.

Возвращение Пыхти

22.10.11

Собственные затраты; цена и прибыль.

1

Филин объявляет «войну  цен»

29.10.11

  Материальные и трудовые затраты.
    

1

Амортизация

об увеличении прибыли за счет снижения затрат,

Отчего вдруг выросли затраты

ч.1,№ 74-77

12.11.11

Контракт как способ юридического оформления сделки.

1

Консигнация, контракт

Заманчивое предложение

19.11.11

Убытки

1

Компенсация, тара, арбитраж, арбитражный суд

р/р  «Как Волку, Барсуку и Вороне пришлось обратиться в арбитражный суд»

Кто оплатит убытки?

26.11.11

Расчет

1

Безналичный расчет, концерн, бартер, наличный расчет

Раз нет денег – будем меняться

03.12.11

     Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители.
    


1

Фондовая биржа, акция, дивиденд, курс акций, брокер

 об акциях, об акционерных компаниях,

Как Фукс попал на биржу

ч.2.№20-22

10.12.11

1

Общее собрание акционеров, правление, реорганизация

о контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля,

Филин затевает нечестную борьбу

17.12.11

1

Номинальная стоимость

о курсе акций и их номинальной стоимости

Барсук раскрывает тайну

24.12.11

Понятие налога.

Виды налогов.

1

Налоги, налоговая система, налогообложение

     о налогах,
     о видах налогов и налоговых поступлениях,

Выгодное дело

ч.2.№64-67

14.01.12

1

Бюджет, налог на прибыль, фонд

Куда идут налоги

21.01.12

1

Налоговая ставка, подоходный налог, налоговая инспекция

Летучая мышь попалась на вранье

28.01.12

Бюджет семьи

1

Бюджет семьи

Надо уметь выбирать

04.02.12

Источники налогов

1

Бывают ли необязательные расходы

11.02.12

Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.

1

Аренда, рента, земельная рента

о собственности и о праве ей распоряжаться,
     об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату.

Как Фукс решил арендовать участок

ч.2.№ 26

25.02.12

     Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы.
    

1

Лицензия, пошлина, таможенная пошлина

о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу,
     о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Лицензия – дело серьезное

ч.2.№53-54, 55-59

03.03.12

Внешняя торговля

1

Экспорт, импорт, импортная квота, субаренда

Ласка и Цапля вводят квоту

10.03.10

1

«Лопух в пикантном соусе»

17.03.12

Прибыль производителя.

1

Прибыльность

о производителе, о собственных затратах производителя,
     о прибыли производителя,
     об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает,
    

Новая затея Фукса, или Кофе из одуванчиков

ч.1,№ 71-73

24.03.12

Прибыль производителя

1

Куда девать полученную прибыль

31.03.12

Урок игра «В гостях у Пыхти»

1

День рождения

07.04.12

Обобщение изученного

1

14.04.12

Обобщение изученного

1

21.04.12

Экономическая викторина

1

28.04.12

Игра-соревнование «Экономический калейдоскоп»

1

05.05.12

Экскурсия в банк КУБ

1

12.05.12

Выпускной бал юных экономистов

1

Выдача Почетных  дипломов от Белки, от Фукса, от Пыхти, от Шмыга

19-26.05.12

Обобщающие повторение

2

Осуществление контроля на уроках Экономики

Оценивание проходит в форме похвалы, награждением призами,  вымпелами и Почетным дипломом от Белки и ее друзей в конце года.

Введена следующая форма поощрения. Как только дети изучили тему «Деньги» и изобрели свои денежные знаки, они могут использовать их в игре. Ее цель - «заработать» как можно больше денежек. После темы «Доходы и расходы» записывают в своих тетрадях сумму заработанных денег в виде таблицы:

Доходы

Расходы

Итого

В конце изученной темы проводится проведение итогов, победители награждаются поощрительными призами от своих сказочных друзей: гнома Эконома, короля Эконома, Волшебницы Экономик, феи Экологии, лесной белки и ее компании, птицы Мудрика, стражника Егора Егорыча.

Эта система оценки знаний способствует развитию экономического мышления, стимулирует активность ребят, позволяет приобрести элементарные навыки пользования наличными и безналичными деньгами, показывает на практике механизм

Учебное пособие для учащихся:

  1. Т. В. Смирнова "Новые приключения Белки и ее друзей":Учебное пособие для 3-4 классов.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005
  2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Путешествие в компании "Белки и ее друзей".Задачник - рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. 2-3 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007
  3. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова  Экономический словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007

Методическое пособие для учителя:

1. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007

2. Книга для чтения Т.В. Смирновой  "Дом в Обычном переулке"– Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров» 2004.

3.Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009

Инструментарий:

  1. Альбом для творческих работ, карандаши.
  2. Набор монет, карта Леса
  3. Копилка мудрости – тетрадь



 

Комментарии

Иванова Ольга Ильинична

Спасибо за материал, всё как надо!