Фрагмен урока ОРКСЭ.
учебно-методический материал (4 класс) по теме

В данном материале представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ, где все звенья учебно-воспитательного процесса взаимосвязаны.

Урок сопровождается презентацией.

Такая методика работы позволяет  учащимся полность овладетьсложными нравственными понятиями в доступной для них форме.и сформировать целостные представления о добре и зле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока и презентация1.02 МБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

«Добро и зло»

                     Слушатель специальных курсов

 повышения квалификации  НО-55

Ермакова Лидия  Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 1062

МОСКВА

2013

Тема урока: «Добро и зло».

Цели урока: воспитывать у детей доброту, сочувствие, внимание к близким людям, развивать у детей чувства товарищества, уважения к людям; развивать самооценку, развивать умения анализировать конкретные ситуации; создание условий для понимания значения понятий добра и зла.

Задачи урока:

  1. научить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, бескорыстно с чувством собственного достоинства;
  2. приобретение опыта коммуникативной деятельности, совершенствовать умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
  3. научить коллективно, определять качества добродетельного человека.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, в парах, самостоятельная работа.

Средства наглядности: презентация, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет!

- Как вы понимаете эти строчки?  С какой целью я приготовила это высказывание?

2.Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях - добро и зло.

3. Подготовка  к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое слова? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

-Так что такое ДОБРОТА? (ответы детей: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям. )

-А что такое ЗЛО? (ответы детей: Зло - нечто дурное, вредное. Не будьте злыми по отношению  друг к другу. Помогайте своим товарищам, друзьям, родителям. Будьте добрыми, умейте дружить и уважать друг  друга.)

В ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись и представления о добре и зле.

  В древности приносили в жертву богам животных и людей. И это не считалось плохим поступком. И люди думали, что поступают хорошо, так как хотели задобрить богов для того, чтобы они помогли  им получить хороший урожай, удачно поохотиться и т.д.( слайд)

На протяжении многих тысяч лет в мире существовало рабство. Рабы работали на рабовладельцев, не получая ни платы, ни благодарности за свой труд.( слайд)

Сотни лет в России и других странах было крепостное право. Крестьяне принадлежали барину. Помещику, которые издевались над крестьянами, наказывали их.(слайд)

В истории человечества было много случаев , когда одни люди убивали других за то, что у них был другой цвет кожи. За то, что они думают по-другому, потому что они другие. И это не осуждалось обществом.(слайд)

Сегодня все знают ,что нельзя приносить в жертву и убивать людей ни ради того. Чтобы задобрить богов, ни ради других целей, нельзя держать в рабстве и работать без оплаты , нельзя убивать, оскорблять и унижать людей за их цвет кожи, за то, что у них другие мысли и убеждения.

А сейчас мы с вами проведем игру, которая позволит определить, насколько вы терпеливы, великодушны к друг другу, то есть толерантны.

 Я называю ситуацию, а вы поднимете красный кружок, если вам подходит первое выражение, синий - второе.

Ситуация 1. Коля плохо одет…

- Это не важно.

- Ты подсмеиваешься над ним. ( Обсуждение.)

Ситуация 2. Цвет кожи у Мурата отличается от твоего…

-Ты стремишься лучше узнать его.

- Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули.»

Ситуация 3. Пожилая женщина идет медленно.

- Ты оттолкнешь ее. Чтобы обогнать.

- Ты поможешь ей и придержишь дверь.

(Обоснование детьми выбора цвета кружка по ситуациям)

А теперь поиграем  в игру: «Закончи пословицу».

  1. Нет друга – ищи ( а нашел- береги).
  2. Не имей 100 рублей ( а имей 100 друзей).
  3. Один за всех ( и все за одного).
  4. Человек без друзей ( что дерево без корней).

-Ребята, а когда очень хочешь сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.

-Обратимся к толковому словарю. Подберите однокоренные слова к слову ДОБРО.(доброта, добрый)

Что значит добрый человек? Как к нему относятся люди? ( К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его приглашают в гости.)

Существует 3 понятия  доброты.

Самая маленькая доброта - пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная. Тогда человек совершает добрые дела. Но тоже проходит мимо зла. Может он делал добро другим для своей выгоды?

И, наконец. Доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина - человека с чувством  обостренного достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, будет способен бороться со злом.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество ,это слабость и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

Закрепление понятий. Работа в группах.

Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

  1. Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»). Слайд.
  2. Снег валил, клубились тучи, гнулись сосны до земли. Злые люди - в лес дремучий. Замолчать заставили, замерзать оставили. («Морозко»). Слайд.
  3. Сейчас потолкуем о сказке другой:

Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю. Он невод забросил. Кого-то поймает и что-то попросит. ( «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»). Слайд.

  1. Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, поклонилась и пропала. ( «Сказка о мертвой царевне»). Слайд.

Когда мы читаем сказки. Смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

В сказках все получается. А в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. И сказки нам даются для того. Чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

Работа  в группах.

Перед вами карточки с качествами человека. Необходимо распределить их на группы.

 1. Качества – « помощники» добра

2. Качества – «помощники» зла.

Задание: обсудить в группе и прикрепить данные качества на доске к надписи «Добро» или к надписи «Зло».

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.

В наши дни люди должны заботиться о стариках и больных, стараться жить в мире и согласии, не нарушать нормы морали. Если они этого не делают, то их осуждают, считают аморальными, или безнравственными.

Конечно, это  не значит, что в мире все стало хорошо, нет бедствий и страданий. Есть еще и войны, и голод, и болезни. Однако люди становятся лучше и находят в себе силы бороться со злом. И помогает им в этом знание о добре и зле. Благодаря этому , люди стремятся к мирной жизни, дружбе, взаимопомощи, стараются заботиться друг о друге.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Почему знания о добре   важны для людей?
  2. Найди в литературе примеры представлений людей  о добре и зле в разные исторические эпохи.

Список используемой литературы:

    1.Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний»

        / Л. Барышникова  / Томск,1998

  1. Крылатая мудрость /сост. А.П.Куцко / - Ростовское книжное издательство,1978
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности . Книга для учащихся.- М.:Просвещение,1988

Периодические издания.

Психология :Словарь/Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского/.-М.Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...