скорая помощь для ученика начальной школы
материал на тему

Материал предназначен школьникам начальной школы и их родителям.Он поможет систематизировать знания, применить их при выполнении домашней работы, самостоятельной работы, расширить кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoraya_pomoshch_dlya_uchenika_nachalnoy_shkoly.docx56.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИНГВИСТИКА – НАУКА  О  ЯЗЫКЕ

Раздел науки о языке

Какие стороны науки изучает раздел

примеры

  1. Фонетика.

Орфоэпия

Звуки речи.

Нормы произношения

Звуки: гласные, согласные

Щаве/ль, звони/т

  1. Графика.

       Орфография

 

Буквы

Правописание орфограммы

Звук на письме обозначен буквой

Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная и т.д.

3.Лексика

Значения слов( лексические значения)

Синонимы, антонимы, многозначные слова, омографы, омонимы, омофоны

  1. Морфемика

Состав, строение слов, однокоренные слова

Окончание, основа , корень, суффикс, приставка

  1.  4. Морфология

Слова как части речи, формы изменения

Сущ., прил., глагол, местоимение, числительное, наречие,причастие, деепричастие, предлог, союз, междометье

  1. Синтаксис

      Пунктуация

Строение словосочетания, предложения, текста

Знаки препинания

Согласование, управление, примыкание – типы словосочетаний. Простое, сложное предложения. Повествование, описание, рассуждение – типы текста.

ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО!

 БАЛОВА/ТЬСЯ                  КРАСИ/ВЕЙ                    ХВО/Я                               ПО/ГНУТЫЙ

БАЛУ/ЕШЬСЯ                    КРАСИ/ВЕЕ                     КАТА/ЛОГ                        ДВЕРЬ ОТПЕРТА/

БАЛУ/ЕШЬ                       ПОЗВОНИ/ШЬ                А/ВГУСТОВСКИЙ           ЦЕПО/ЧКА   

ЗАИНДЕВЕТЬ                  ПОЛОЖИ/ТЬ                   КА/ШЛЯНУТЬ                 ЩАВЕ/ЛЬ 

КЛА/ЛА                            ПОСЛА/ЛА                     ОБЛЕГЧИ/ТЬ                    ГРЕ/ЙПФРУТ

СЛОВАРИК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание.

БАСНЯ – короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного  содержания. Герои басни часто напоминают нам людей, хотя обычно это условные звери. Понять читателю содержание басни помогает мораль- вывод автора, его оценка того, что он изобразил.

ВИДЫ ИСКУССТВА – литература, музыка, живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство, кино, телевидение, мультипликация.

ДИАЛОГ -  разговор двух или более лиц.

ЗАВЯЗКА – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.

ЗАГАДКА -   вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки. Часто используется в сказках, отражая смекалку героя.

ЗАЧИН – устойчивая формула, с которой начинаются сказки, былины и другие произведения фольклора.

ИНТОНАЦИЯ -  основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение человека к тому, что он говорит.

ИРОНИЯ -  насмешка, осмеяние.

ИСКУССТВО – отражение окружающей нас действительности в художественных образах и художественных произведениях.

 КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения.

КОНЦОВКА – заключительная часть художественного произведения.

КУЛЬНИНАЦИЯ – высшее напряжение действия в художественном произведении.

 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – переносное значение слова. Уподобление неживого предмета живому существу.

ПЕЙЗАЖ – в художественном произведении – описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходили события, но и помогает их понять.

ПЕРСОНАЖ – действующее лицо художественного произведения.

ПОГОВОРКА – один из видов фольклора. Вошедшее в нашу речь образное краткое выражение.

ПОСЛОВИЦА – один из видов фольклора. Передаёт оценку определённого явления, события, человека. Обычно бывает краткой и выразительной.

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ – устойчивое определение какого-либо предмета.

РАЗВЯЗКА – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

РИФМА – звуковые совпадения в конце строк.

СКАЗКА – один из основных видов устного народного творчества. Сказка – художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

СРАВНЕНИЕ – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.

СТИХОТВОРЕНИЕ – небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

СТРОФА – часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием.

СЮЖЕТ – события, в определённой связи и последовательности составляющие содержание художественного произведения.

ТЕМА – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения.

ФАНТАСТИКА – мир причудливых представлений и образов , рождённых воображением на основе фактов реальной жизни.

ФОЛЬКЛОР – прежде всего устные произведения искусства слова. Народное творчество.

ЭПИ/ГРАФ – яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.

 ЭПИЛО/Г – заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображённых событий.

ЭПИТЕТ – слово , определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки.

Словарь синони-

мов

АКТИВНЫЙ – деятельный, энергичный, предприимчивый

АППЕТИТНО-

вкусно, привлекательно

БЕГАТЬ –

носиться, летать, гонять

БЕДОВЫЙ – озорной, бойкий, удалой

БЕСЕДА – разговор, переговоры, диалог

БЫСТРЫЙ – скорый, стремительный, моментальный, мгновенный

ВЕК – столетие

ВЕЛИКАН – гигант, исполин, колосс

ВЕРНЫЙ  -преданный, постоянный

ВЕСЕЛО –

 радостно, оживлённо

ВЫМЫСЕЛ –легенда, выдумка, сказка, небылица

ГРОМКИЙ – оглушительный, гулкий, громовой, громогласный

РАДОСТЬ – торжество, ликование

РАЗВЕСИСТЫЙ – раскидистый, ветвистый

РАССКАЗ – повествование, описание, история

РЕБЁНОК – малыш, крошка, малютка

РЫХЛЫЙ – рассыпчатый, сыпучий

СВЕТЛЫЙ – лучистый, лучезарный

СДЕРЖИВАТЬСЯ – крепиться, терпеть

СЕРЬЁЗНО – вдумчиво, озабоченно, сосредоточенно

СКУПОЙ – жадный, прижимистый

СЛЫШАТЬ – различать, улавливать

СМЕШНО – забавно, комично, потешно

ГУСТОЙ –плотный, сплошной

ДАЛЬ -  горизонт, ширь, простор

ДОБРОСОВЕСТНЫЙ- честный

ДРЕМУЧИЙ – густой, глухой, частый

ДУМАТЬ – мыслить, рассуждать

ДУШИСТЫЙ- пахучий, ароматный, благоуханный

ЕХАТЬ – мчать, гнать, катить

ЖИВИТЕЛЬНЫЙ – бодрящий, укрепляющий

ЗАВОЕВАТЕЛЬ- покоритель

ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ –увлекательность, занятность

ЗНАЧЕНИЕ – смысл, важность

ИЗБЕГАТЬ – сторониться, чуждаться

КОЕ-КТО – иной, другой

Энергичный –решительный. Резкий

ЭХО – отголосок, отклик, отзвук

ЮНОША – молодой человек, юнец

ЮРКНУТЬ – шмыгнуть

ЯРКИЙ – ослепительный,

Слепящий

ЯСНО – ОТЧЁТЛИВО, ВНЯТНО

СНОВА -  опять, вновь, ещё раз

КОЛЛЕКЦИЯ – собрание

КОСТЮМ – одежда

ЛАСКОВО – мягко, тепло, любовно, приветливо

ЛОСЬ – сохатый

МЕДЛЕННО – неторопливо, не спеша, лениво, нерасторопно

МОЛЧАЛИВЫЙ – неразговорчивый, безмолвный

НАДО – нужно, необходимо

НАПАДЕНИЕ – атака, штурм, налёт, набег, приступ, удар

НОЧЛЕГ – ночёвка

ОБДУМАТЬ -  продумать, взвесить, рассчитать

ОБЪЕДИНИТЬ - - организовать, сгруппировать

ОБЫЧАЙ – традиция

ОСТОРОЖНО – робко. Боязливо

ОБНАРУЖИТЬ -  найти, отыскать, заметить

СПОКОЙНО – невозмутимо, ровно, хладнокровно

ТАЙНА – секрет, загадка

ТАЛАНТ – дар, дарование

ТЕПЕРЬ – сейчас, сегодня

ТОРОПЛИВО – поспешно, наспех, наскоро

ТЯЖЕСТЬ -  груз, вес

УБЕГАТЬ – спасаться бегством, удирать

УГОВОРИТЬ – убедить, упросить

УДИВИТЕЛЬНЫЙ – поразительный, чудный, дивный

УМЕЛО –искусно, мастерски

УМНЫЙ – мудрый , смышленый

УСИЛИЕ  -напряжение, старание, труд

ФАНТАЗЁР – мечтатель

ОБОЗВАТЬ – обидеть словом, обругать

ОБРЫВИСТЫЙ ( БЕРЕГ) – крутой, отвесный

ОБЯЗАТЕЛЬНО – непременно, во что бы то ни стало

ОГОРЧЕНИЕ – печаль , расстройство

ОТЕЧЕСТВО -  родина, родной край

ОТЗЫВЧИВЫЙ – чуткий. Сердечный, душевный

ПЕРЕРЫВ  -  пауза, промежуток

ПЕЧАЛЬНО – невесело, грустно, нерадостно, скорбно

ПЛАКАТЬ – рыдать, реветь, заливаться

ПЛОХО – нехорошо, скверно, дурно, кое-как, слабо

ПОЖАЛУЙСТА -  будьте добры, прошу вас

ПОМОЩЬ – поддержка, содействие, опора

ФОКУ С – трюк

 ХВАСТАТЬСЯ – хвалиться, хвастать

ХИТРЫЙ – лукавый, хитроумный, плутоватый

ХОРОШО – неплохо, недурно, славно

ЦВЕТ – тон, краска, расцветка

ЦЕЛЬ – задача, назначение

ЧАСТО – нередко, зачастую, то и дело

ЧУВСТВО – переживание, ощущение

ЧУДО – диковина, диво, невидаль

ЧУТКИЙ – отзывчивый, внимательный

ШАЛИТЬ – проказничать, озорничать

ШУСТРЫЙ – проворный, быстрый

Щедро – НЕ СКУПЯСЬ, БОГАТО, ПО-ЦАРСКИ

Словарь антонимов

активный –

пассивный

близкий-далёкий

богатство-нищета

брать – отдавать

вблизи- вдали

вверху- внизу

веселиться – грустить

гордость – скромность

восход – закат

громко – тихо

густой – редкий

да-нет

доказывать – опровергать

естественный – искусственный

есть – нет

жара – стужа

жарко – холодно

забывать – вспоминать

защита - нападение

 

зной – стужа

истина – заблуждение

кверху –книзу

коротко – долго

кричать – шептать

ласково – сурово

лёгкий – тяжёлый

медлить – спешить

можно- нельзя

мудрый – глупый

нагреть – охладить

над – под

надежда – разочарование

налево – направо

нежный –грубый

объединить – разъединить

огромный - крохотный

отечество – чужбина

победа - поражение

подъём – спуск

поздний – ранний

полдень – полночь

появиться – исчезнуть

радоваться – огорчаться

рассвет –закат

родина – чужбина

румяный – бледный

свет – мрак

слева –справа

смелый – робкий

солнечный – пасмурный

творить – разрушать

тишина – шум

уважать -  презирать

успех – неудача

фронт – тыл

храбрый – трусливый

 

часто – редко

широкий – узкий

щедрый – скупой

юноша –старик

яркий - бледный

ВИДЫ РАЗБОРОВ

  1. ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1.НАЗВАТЬ ГЛАВНОЕ ( х) И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

2.ПОСТАВИТЬ ВОПРОС

3. ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЕ СЛОВО И ЗАВИСИМОЕ

  1. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
  1. СЛОГИ, УДАРЕНИЕ, ТРАНСКРИПЦИЯ
  2. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: УДАРНЫЕ\\ БЕЗУДАРНЫЕ, КАКИМИ БУКВАМИ ОБОЗНАЧЕНЫ
  3. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: ЗВОНКИЕ\\ГЛУХИЕ, ТВЁРДЫЕ\\МЯГКИЕ, КАКИМИ БУКВАМИ ОБОЗНАЧЕНЫ
  4. КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ

  1. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ ( МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ)
  1. ОКОНЧАНИЕ (Измени слово по числам или  падежам ,или лицам. Найди изменяемую часть)
  2. КОРЕНЬ (  Подбери  2-3 однокоренных слова, выдели общую часть)
  3. ПРИСТАВКА (  сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставок)
  4. СУФФИКС (  подбери 1-3 однокоренных слова с разными суффиксами или без суффиксов)

4.Разбор простого предложения

1. Вид предложения по цели высказывания ( повествовательное(содержит информацию) ,вопросительное(содержит вопрос),побудительное(содержит просьбу, приказ, пожелание)

2. Вид предложения по интонации ( восклицательное, невосклицательное)

3. Грамматическая   основа ( главные члены) предложения.

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов ( распространённое, нераспространённое)

5. Есть\\нет однородные члены предложения

5. Морфологический  разбор имени существительного

1. Укажи часть речи.

2.Образуй начальную форму – есть кто? что?   ( И.п. ед.ч.)

3. Укажи постоянные морфологические признаки: род, скл., собственное(имена, отчества,фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц, журналов, газет)\\нариц., одуш\\неодуш

4. Укажи непостоянные морфологические признаки: число, падеж

5. Определи синтаксическую роль ( каким членом предложения является слово)

Морфологический разбор имени прилагательного

1.Укажи часть речи.

2. Образуй начальную форму -  есть какой? ( И.п., м.р., ед.ч.)

3. Укажи постоянные морфологические признаки:  качественное, относительное, притяжательное.

4. Укажи непостоянные морфологические  признаки: число, род ( в ед.ч.), падеж

5. Определи синтаксическую роль ( каким членом предложения является)

Морфологический разбор глагола

  1. Укажи часть речи.
  2. Образуй начальную форму – инфинитив что делать? Или что сделать?
  3. Укажи постоянные морфологические признаки: спряжение
  4. Укажи непостоянные морфологические признаки: время ( наст., прош., буд.), число и  лицо ( для глаголов в наст и буд времени), род и число ( для глаголов в прош.времени)
  5. Синтаксическая роль в предложении

ОРФОГРАММЫ

1.БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ А\\О, Е\\И\\Я

( ПРОВЕРЯЕМ УДАРЕНИЕМ)

В…ДА - ВОДЫ

2. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОНЦЕ ИЛИ СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Б\\П, В\\Ф, Г\\К, Д\\Т, З\\С, Ж\\Ш

(ПРОВЕРКА: ПОСЛЕ ПАРНОГО СОГЛАСНОГО СТОИТ ГЛАСНЫЙ ИЛИ –Н-)

3.НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ , СОЧЕТАНИЯ СН ИЛИ

СТН ( ПРОВЕРКА: ПОДОБРАТЬ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО БЕЗ  -Н-)

4. БОЛЬШАЯ БУКВА: В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ ЛЮДЕЙ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЯХ, ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

5. ТРАДИЦИОННЫЕ СОЧЕТАНИЯ:

ЖИ- ШИ      ЧА-ЩА

ЧУ – ЩУ

-ЧК-, -ЧН-, -ЩН-,

6. УПОТРЕБЛЕНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО;

Ь- ПОКАЗАТЕЛЬ 3 СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩ.; Ь- ПОКАЗАТЕЛЬ 2 ЛИЦА, ЕД.Ч. ГЛАГОЛОВ НАСТ.ВРЕМЕНИ

7. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ  Ь

( В КОРНЕ)

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ  Ъ

( ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ НА СОГЛАСНЫЙ ПЕРЕД КОРНЕМ НА –Я, -Е, -Ё)

8 . ПРИСТАВКИ  С А\\О

( ЗА-, НА-. НАД-, РАС-, РАЗ-)

НА З\\С (ПЕРЕД ЗВОНКОЙ  СОГЛАСНОЙ ПИШИ З, А ПЕРЕД ГЛУХОЙ – С )

9. СУФФИКСЫ – ИК-    -ЕК- ( ЕСЛИ ПРИ СКЛОНЕНИИ ГЛАСНЫЙ СУФФИКСА ВЫПАДАЕТ, ТО ПИШЕТСЯ –ЕК-)

КОМОЧЕК – КОМОЧКА

НОЖИК - НОЖИКА

10.СУФФИКСЫ –ОНОК-, -ЁНОК-

( ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ И Ч – ОНОК,

ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ,  КРОМЕ Ч, - -ЁНОК-)

11.БУКВЫ  О \\ Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  В КОРНЕ ПРОВЕРКА: ПОД УДАРЕНИМ  Ё,ИСКЛЮЧЕНИЕ: КРЫЖОВНИК, ШОВ, КАПЮШОН, ШОРОХ.

БЕЗ УДАРЕНИЯ - О

12. БУКВЫ  Ы\\И ПОСЛЕ Ц

ПРОВЕРКА: КОРЕНЬ – И;

В СЛОВАХ НА –ЦИЯ – И;

В ОКОНЧАНИЯХ –Ы;В ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛ. – СУФФИКС –ЫН

13. БУКВЫ Е\\И В БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

-И-: В Р.П. 1 СКЛ., В СЛОВАХ 3 СКЛ., В СЛОВАХ НА – ИЙ,-ИЕ, -ИЯ; В СЛОВАХ НА- МЯ

14.БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛ.: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ВОПРОСУ, кроме слов на –ый(-ий) : Р.П. какого? –ого, -его

15. БУКВЫ Е\\ И В БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ НАСТ. ВРЕМЕНИ: В I СПРЯЖЕНИИ – Е ( ИСКЛ: гнать, держать, смотреть и видеть, слышать, дышать , ненавидеть и обидеть и вертеть и зависеть и терпеть: во IIспряжении – и ( кроме брить, стелить).Разноспрягаемые глагол ы:хотеть, бежать, дать, есть ( кушать)

16.ПЕРЕНОС СЛОВ

ПРАВИЛО: ПЕРЕНОСИ ПО СЛОГАМ, ОДНУ БУКВУ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ НА СТРОЧКЕ И НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНЕСТИ НА ДРУГУЮ. Й, Ь ОСТАЮТСЯ СО СВОИМ СЛОГОМ.СЛОВА С УДВОЕННОЙ СОГЛАСНОЙ: ОДНА ОСТАЁТСЯ НА СТРОКЕ, ДРУГАЯ ПЕРЕНОСИТСЯ.

17. НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШИ РАЗДЕЛЬНО.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ,

18.  НАПИСАНИЕ В ГЛАГОЛАХ  -ТСЯ-, -ТЬСЯ-.

-ТСЯ-   --- 3 ЛИЦО

-ТЬСЯ-  ---- НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА

19. ПРЕДЛОГИ ПИШИ РАЗДЕЛЬНО С ДРУГИМИ СЛОВАМИ: МЕЖДУ ПРЕДЛОГОМ И СЛОВОМ МОЖНО ПОСТАВИТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВО

20.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Гласные  состоят из голоса,  выдыхаемый воздух свободно проходит через рот. Образует слог: сколько в слове гласных, столько и слогов

  1. В русском языке  6 гласных звуков./ А, О, У, Ы, И, Э/, а букв 10 – А,Я, О, Ё, У, Ю, Е, Э, Ы, И

  1. Гласные 1 ряда обозначают твёрдость согласных звуков  А   О   У   Ы    Э

Гласные 2 ряда обозначают мягкость согласных звуков:   Я   Ё    Ю  И   Е

      3. Гласные буквы   Я    Ё   Ю   Е  обозначают 1 звук, когда стоят после согласных

(мяч   /м  а  ч/ )

          Гласные буквы Я   Ё     Ю   Е обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова, после гласных, после Ь и Ъ. ( ёлка - / й о л к а/ , маяк  /м а й а к/, вьюга / в й у г а/)

             

Согласные состоят из шума , а некоторые – из голоса и шума. Согласные звуки не образуют слог.

1. Парные согласные по звонкости – глухости:  Б    В   Г    Д    Ж    З  звонкие

  глухие                                                                     П    Ф   К    Т    Ш   С  

Непарные звонкие: Й, Л, М, Н,Р – сонорные

Непарные глухие: Ч,Щ, Ц, Х

2. Парные согласные по твёрдости – мягкости.

Непарные твёрдые :  Ж,Ш,Ц,

Непарные мягкие:  Ч,Щ, Й

Буквы  Ь и  Ъ  звуков не обозначают.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР:

  1. Слоги, ударение, транскрипция
  2. Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

СОСТАВ СЛОВА

1 КОРЕНЬ –  это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это общая часть  однокоренных слов.

Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными или родственными словами.

Например: лес, лесник, лесной, подлесок, лесочек, лесовичок

2.СУФФИКС – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. Например: ключ – ключик, ключевая

3. ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например : прилетел, улетел, подлетел

4. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении .Например: за рекой,  у реки,  в реке.

ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ:

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание. Выдели основу слова.
  2. Подбери несколько однокоренных слов. Выдели корень.
  3. Укажи приставку. Назови ещё слова с такой же приставкой.
  4. Укажи суффикс. Назови ещё слова с таким же суффиксом.

ПРИСТАВКИ( неизменяемые):

В      ВО    ВЫ          О    ОБ     ОБО              ПО    ПОД    ПОДО

НА     НАД     НАДО             ПЕРЕ    ПРО    ПРЕД     ПРЕДО

ОТ     ОТО               ДО   ЗА       С      СО      НЕ        НИ

     ПРИСТАВКИ ( изменяемые)

З -  -перед звонкой согласной, перед гласной

С – перед глухой согласной

РАС- ( РОС-)              РАЗ- ( РОЗ-)

БЕЗ-   БЕС-                 ИЗ-    ИС-

ВОЗ-    ВОС-              ВЗ-    ВС-

СУФФИКСЫ

Суффиксы имён существительных - ени, - ист, -ёр, -ёк, -ик, -ек, - иц, -к, - ость, -чик, -чек,-ёнок, -онок, - ун, -щик, -ник, -ниц, - ок,  -к , -еньк,  

Суффиксы имён прилагательных -ан, -ян, -енн, -ин

-еват, -оват, -ист, -еньк, - оньк, -ив, - ев, -аст, - н, - ск, - лив, - ов,

-ий, - ат, -ок, -ек

Суффиксы глаголов -а, -е, -я,-и, -ну, -л,-ыва, -ива, -ова, -ева, - ся, -сь

ЧАСТИ РЕЧИ

признаки

Части речи самостоятельные

Сущ.

Прил.

Глаг.

Общее

значе

ние

Предмет, вещь, явления природы, чувства, названия действий.

Признак предмета:назначение, цвет, форма, материал, размер, принадлежность

  1. Признак – это та примета, то свойство, которым различаются одинаковые предметы

Трудовые процессы,движение,состояние человека, состояние природы, процесс речи и мысли, проявление цвета, процесс издавания звуков

Отвечают на вопро

сы

Кто? Что?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?

 О ком? О чём?

Какой? Какая? Какое?

Какие?

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Что делает? Что сделает?

Что делать? Что сделать? И т.д.

Имеют

род

Разряды(качественное, притяжательное, относительное)

Вид

Изменя

ются

По падежам и числам

По родам, падежам и числам

По временам, числам, родам ( прош.вр.), лицам, по наклонениям

Роль в предло

жении

Подлежащее сказуемое, дополнение, определение

определение

Сказуемое

Имеют суф

фиксы

- ени, - ист, -ёр, -ёк, -ик, -ек, - иц, -к, - ость, -чик, -чек,-ёнок, -онок, - ун, -щик, -ник, -ниц, - ок,  -к , -еньк,

-ан, -ян, -енн, -ин

-еват, -оват, -ист, -еньк, - оньк, -ив, - ев, -аст, - н, - ск, - лив, - ов,

-ий, - ат, -ок, -ек

-а, -е, -я,-и, -ну, -л,-ыва, -ива, -ова, -ева, - ся, -сь

Местоимение – указывает на предмет, признак предмета, количество, но не называя их, отвечает на вопросы: кто?, что?, какой?, который?( я, мы, твой, себя, кто, никакой)

Имя числительное – обозначает количество или порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? который? ( два, тридцать, сто пятьдесят, первый, двухсотый)

Наречие – неизменяемая часть речи ( нет окончаний), которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем?  И  как?

Служебные части речи

Предлог –служит для связи слов в словосочетании и в предложении ( в,на, за,у,вдоль, без, из-за, из-под, для, после, кроме, с,о, об, между

Союз – служит для связи  однородных членов предложения и частей сложного предложения ( и,а,но, да, или, что, чтобы, потому что, когда,так как)

Частица – вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д. ( не, ни, неужели, вот, ещё, даже, же, лишь)

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ?

  1. ОПРЕДЕЛИ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И  ВОПРОСЫ.
  2. ОПРЕДЕЛИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.
  3. ОПРЕДЕЛИ РОЛЬ  В ПРЕДОЖЕНИИ.
  4. СДЕЛАЙ ВЫВОЛ О ТОМ, КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОВО

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что обозначает

От какого слова в предложении зависит

На какой вопрос отвечает

Чем выражается

Главные члены предложения

Подлежащее

______________

Предмет или лицо

Кто?

Что?

Существитель-ным, местоимением

Сказуемое

______________

______________

Действие, состояние предмета

От подлежащего

Что делает?

Что делают?

и т.д.

Глаголом, реже существительным

Второстепенные члены предложения

Определение

_____________

Признак предмета ( лица)

От существитель-ного

Какой? чей?

Прилагательным, местоимением

Дополнение

__  __  __  __  __

Предмет с которым связано действие

От глагола-сказуемого

Вопросы косвенных падежей

Существитель-ным или месоимением в косвенных падежах

Обстоятельство:

___ . __ . __ . ___

  1. места

  1. времени

  1. причины

  1. образа действия

Место действия

Время действия

Причину действия

Признак действия

Чаще всего от глагола-сказуемого

Где?

Куда?

Откуда?

Когда?

Почему?

Как? Каким образом?

Чаще всего существительным с предлогом и наречием

ТЕКСТ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

  1. Назначение, цель, задача

Рассказать о событиях, действиях

Описать какие- либо признаки предмета

Высказать свою точку зрения на что-либо, объяснить причины явлений и событий, их связь

  1. На какие вопросы даёт ответ?

Что произошло?

Как нужно действовать?

Какой?

Что умеет делать?

Почему?

  1. Как строится текст?

  1. Вступление ( с чего всё началось).
  2. Развитие действий( как развивались события).
  3. Заключение ( чем закончилось дело).
  1. Вступление ( каков предмет речи и почему  он требует описания).
  2. Перечисление всех существенных признаков предмета речи.
  3. Оценка ( каково впечатление).
  1. Тезис( то, что доказывается, объясняется).
  2. Доказательства ( аргументы, доводы, обоснования, объяснения).
  3. Вывод.

ПРАВИЛА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


  1. Звук не можем мы увидеть,

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.      

  2. « Составь слово»

  Зубр, енот, барсук и рысь

 Как – то вместе собрались.

  Прискакала антилопа,

 Привела с собой кого-то

  Кого? Попробуйте назвать.

 Букв в ответе ровно пять.

                                  ( Зебра)

3. Сколько в слове гласных звуков,

Столько в слове и слогов.

Это правило понятно

Для моих учеников.

4.Что за буква? Кто узнает?

  Звука не обозначает,

 Может только показать,

 Как согласный почитать.

5. Я правила в школе учить начинаю,

Теперь очень твёрдо, уверенно знаю:

« ЖИ-Ши» пишем с И,

«ЧА-ЩА» пишем сА,

«ЧУ-ЩУ» пишу сУ:

Щурёнок, пруЖИна, Чудесный,маШИна,

Чулан и задаЧА, снеЖИнка,удаЧА!

6.Волшебная фраза.

Во фразе заключено правило о написании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу,щу, а также всех шипящих звуков.

                           Мягко слышится – твёрдо пиши,

                           Твёрдо слышится – мягко пиши.

Исключение: шёл, шёл, шёл и две точки нашёл.

7. Если есть в словах ЧК,ЧН,ЩН,

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак,

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

8. Имена, фамилии,

Клички, города-

Всё с заглавной буквы

Пишутся всегда.

9. Ударение над гласной

Может букву сделать ясной!

10. Ударный слог,

Ударный слог-

Он назван так недаром…

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит

И чётко речь моя звучит!

11. Ты будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук;

Одна из гласных не ясна,

Проверить надо все слова!

   

     12. На голове волосок,

Молодой колосок,

 Золотой голосок,

 Деревянный молоток,

 Вечерами холодок,

Дорогой поясок.

13 .Если слышишь парный звук,          

Будь внимательным, мой друг:                    

Парный сразу проверяй-                              

Слово это изменяй.                                      

Зуб- на зубы, куст- кусты..

Будешь грамотным и ты.

14. Глухие звуки – это непоседы

Они спокойно не желают жить

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то не стало оглушить

15. «Перевёртыши»

Дед, доход, потоп. Бел хлеб. Гори пирог. Дом мод. Хорош шорох.

А роза упала на лапу Азора. Мадам.

16. Эта буква – твёрдый знак,

Знак отшельник, знак бедняк.

Нарасхват другие буквы,

Хоть у них попроще вид.

Этот в азбуке, как бука,

В одиночестве стоит.

Редко, робок и несмел,

Встанет в предложение

Словом Съём, взъярился, съел,

Въяве, объявление,

Ну, объект ещё, объём, объяснение, подъём.

И опять сидит, скучает,

Никого не замечает.

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ)

падеж

Слово-

Помощ-ник

вопросы

ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ

1 СКЛОНЕНИЕ

2 СКЛОНЕНИЕ

3 СКЛОНЕНИЕ

1способ

2 способ

1способ

2способ

1способ

2способ

И.п.

есть

Кто? Что?

Весна,

земля

-А        -Я

Слон,

колесо

 - …., -О, -Е

рожь

- ….  с  Ь

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Весны, земли

- Ы       -И

Слона,

колеса

 - А

ржи

 - И

Д.п.

дать

Кому? Чему?

Весне,

земле

  - Е

Слону,

колесу

 - У

ржи

 - И

В.п.

вижу

Кого? Что?

Весну,

землю

 - У,  -Ю

Слона,

Колесо

- …, - А, - О, - Е

рожь

-…. с  Ь

Т.п.

творю

Кем? Чем?

Весной,

землёй

- ОЙ, -ЕЙ

Слоном,

колесом

- ОМ, - ЕМ

рожью

-  Ю

П.п.

думаю о..

О ком? О чём?

О весне,

О земле

- Е

о слоне,

о колесе

- Е

о ржи

- И

ВЕЛИЧИНА – ЭТО СВОЙСТВО ПРЕДМЕТА, КОТОРОЕ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ

величина

Мерки ( едини-цы измерения)

Формулы нахождения величин, таблица мер

1. ПЕРИМЕТР

Линейные

Мм, см, м, км

ПЕРИМЕТР – это контур предмета, чтобы его найти, надо сложить длины всех сторон.

Рациональный способ: Р пр.= (а+в) х 2  

а= Р : 2 – в          в= Р : 2 –а

Ркв.= а х 4           а= Р : 4

2.

ПЛОЩАДЬ

Квадратные

      2        2        2

См    дм     м

S пр.= а х в    

а = S : в            

в = S :а

1см2= 100мм2         1дм2=100см2

2 = 10 000см2    1м2= 100дм2

1км2= 1 000 000м2

3.  СТОИМОСТЬ

коп.  р.  

СТ.= Ц. х  К                     Ц= СТ : К

                                          К= СТ : Ц  

4. ОБЪЁМ

кубические

  3       3         3

См   дм     м

ОБЪЁМ ( вместимость)

   V = а х в х с

1л = 1дм3

1см3= 1 000мм3

1дм3=  1 000 см3

3= 1000 000 см3

5. ПУТЬ

 Мм,см,м,км

S = V х t            V = S : t                t = S : V

6. РАБОТА

А = v х t                v = А : t          t =  А : v

А – работа        v – объём работы  t- время работы

7.скорость

Км\ч  м\мин

Скорость – это путь, пройденный за единицу времени

8.ВРЕМЯ

С, мин, ч, сут, нед, мес. ,год,век, тысячелетие

1мин = 60 с         1ч = 60мин       1 сут = 24 ч

1 век = 100 лет     1 тыс. = 1000лет = 10 век

9.ДЛИНА

Мм,см, дм, м, км

1см = 10мм        1 дм = 10см        1м = 10дм =100см

1км= 1000м  

Памятка для учащихся при выполнении домашнего задания.

  1. После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе или выполни поручения родителей по хозяйству.
  2. Выполняй домашние задания в установленное время

( 16 ч – 18 ч)

  1. Имей постоянное место работы. Убери с рабочего места всё, что не относится к выполнению домашних заданий. Подготовь письменные принадлежности.
  2. Продумай план работы.
  3. Выполняй сначала сложные задания, а потом лёгкие.
  4. Повтори сначала правила, а потом приступай к выполнению упражнений, задач и примеров.
  5. Работай по плану , не торопись.
  6. Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.
  7. В конце проверь, всё ли ты сделал правильно.
  8. Собери в портфель книги, тетради – всё необходимое для школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Исследовательская работа ученика начальной школы в рамках курса "Окружающий мир" с помощью цифровой лаборатории.

Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками...

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)

ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)Цель: популяризация здорового образа жизни у школьников.Задачи:Формирование установок здорового образа жизни.Повышение уровня ос...

урок русского языка по теме: " Образование слов с помощью приставок" (Перспективная начальная школа)

Распознавание родственных слов с приставками и овладение умений составлять слова с помощью приставок...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Конспект урока литературного чтения: Григорий Остер «Вредные советы», Татьяна Пономарева «Помощь». (УМК «перспективная начальная школа» 3 класс О.В. Малаховская)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Г.Остера и Т.Пономаревой; ознакомление с художественными произведениями «Вредные советы» и «Помощь»; совершен...

Развитие математических компетенций учеников начальной школы с помощью конструктора LEGO Education MoreToMath «Увлекательная математика»

Развитие  математических компетенций учеников начальной школы с помощью конструктора LEGO Education MoreToMath «Увлекательная математика»...