К каждому ученику – особый подход.
методическая разработка по теме

Федеральный Закон “Об образовании” определяет, что одним из принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”. Осуществление этого принципа возможно в том случае, если уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т.е. каждый ученик вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены преподавателем, а следовательно, каждая личность сможет  по возможности, реализовать свои творческие способности.
Выполнение этого принципа особенно хорошо прослеживается при обучении детей в классах специальной( коррекционной) школы, где меньшая наполняемость класса, где учитель на уроке, на индивидуальных или групповых коррекционных занятиях уделяет больше внимания каждому ученику, чем в обычных общеобразовательных классах. Развитию индивидуальности в нашей школе содействуют групповые и индивидуальные занятия с психологом и логопедом, педагогом- предметником.
В начальных классах формируется умственная деятельность у детей. Поэтому очень важно, учитывая индивидуально-психические особенности личности младшего школьника, своевременно развить восприятие ребенка, его память, внимание, мышление, эмоциональную сферу и другие психические процессы и свойства личности.
В  этих классах  меняются взаимоотношения с ребятами, стиль общения, меняется и сама методика преподавания.

Поэтому учитель должен хорошо знать индивидуальность детей, их особенности, знать методы и приемы работы, которые эффективно донесут содержание материала до обучаемых, уметь снять у них стресс, провести мышечную или эмоциональную релаксацию с учащимися.
      
Индивидуальность школьников проявляется во всех ее формах, в частности в учебной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_k_kazhdomu_ucheniku_individualnyy_podhod.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

К каждому ученику – особый подход.
Коррекционно-развивающее обучение в младших классах.


Учитель  математики в начальных классах Залашкова О.Н. Специальная

( коррекционная)  общеобразовательная школа – интернат № 11

     Федеральный Закон “Об образовании” определяет, что одним из принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является “гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”. Осуществление этого принципа возможно в том случае, если уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т.е. каждый ученик вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены преподавателем, а следовательно, каждая личность сможет  по возможности, реализовать свои творческие способности.
Выполнение этого принципа особенно хорошо прослеживается при обучении детей в классах специальной( коррекционной) школы, где меньшая наполняемость класса, где учитель на уроке, на индивидуальных или групповых коррекционных занятиях уделяет больше внимания каждому ученику, чем в обычных общеобразовательных классах. Развитию индивидуальности в нашей школе содействуют групповые и индивидуальные занятия с психологом и логопедом, педагогом- предметником.
В начальных классах формируется умственная деятельность у детей. Поэтому очень важно, учитывая индивидуально-психические особенности личности младшего школьника,
своевременно развить восприятие ребенка, его память, внимание, мышление, эмоциональную сферу и другие психические процессы и свойства личности.
В  этих классах  меняются взаимоотношения с ребятами, стиль общения, меняется и сама методика преподавания.

Поэтому учитель должен хорошо знать индивидуальность детей, их особенности, знать методы и приемы работы, которые эффективно донесут содержание материала до обучаемых, уметь снять у них стресс, провести мышечную или эмоциональную релаксацию с учащимися.
     
Индивидуальность школьников проявляется во всех ее формах, в частности в учебной.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особого подхода, что очевидно. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не может выполнять многие из традиционных заданий, ему требуется особая форма предъявления материала.
Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания.
Организация дифференцированной работы в процессе обучения начинается с формирования групп учащихся. Идет время, меняются и дети. Одни быстрее усваивают материал, другие быстрее могут выполнить работу, третьи – сообразительнее, четвертые быстрее читают. Группы я формирую по следующим признакам:

-учащиеся с различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-учащиеся с различным уровнем работоспособности и темпом работы;

-учащиеся с различными особенностями восприятия, памяти, мышления.

Ребята о задачах деления на группы знать не должны.

Они с удовольствием принимают правила деления на группы, если с ними это обыграть. Например, ученики поделены на уроке математики в классе на группы “Ракеты”, “Самолеты”, “Поезда”. Конечно же, через некоторое время ребята поймут, почему они оказались в той или иной группе, и будут стремиться перейти в другую.
    Качество обученности, несомненно, в большей степени зависит от развития психических познавательных процессов.

Поэтому я не жалуюсь и не ссылаюсь на слаборазвитую память, неустойчивое рассеянное внимание, плохо развитое логическое мышление учащихся, а всегда в системе выбираю новые методы, приемы, упражнения для их развития на уроках и во внеурочное время.
Должное отдаю и обучению с элементами опережения. Нельзя прийти на урок в класс  и сообщить новую тему, заранее не обращая внимания на какие-то особенности из материала. Подготовку к восприятию новой темы начинаю за несколько дней, недель, а то и месяцев. Например, на уроке математики с понятием “периметр” знакомлю ребят одновременно с изучением темы “Длина ломаной линии”; при изучении письменного сложения столбиком двузначных чисел обращаю внимание на алгоритм вычитания двузначных, а также алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
Иногда  предлагаю планировать и строить обучение блоками, изучать материал не от частного к общему, а наоборот, от общего к частному.

Так, при изучении самой трудной темы “Все действия с целыми числами ” уже в 4-м классе можно продемонстрировать учащимся все действия с целыми числами, включая  деление ( легкий случай).  Тогда дети заранее будут готовы к восприятию новой темы.

Ожидание нового будет оживлять интepec, а без интереса обучение неэффективно.

Но при этом недопустимо опускать принцип научности, заменять научные слова в понятиях, формулировках, определениях на более простые понятные слова. Думаю, что этому могут  помочь в старших классах “теоретические тетрадки”, в которых дети вместе с учителем будут записывать  опорные теоретические конспекты-блоки по изучаемой теме.
    Дидактические игры занимают одно из самых важных мест на уроке. Примеры игровых упражнений сегодня можно найти практически в любом методическом пособии. Учителю важно только верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее цель. Очень часто я использую игру для переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой, а также с целью отработки какого-то важного определенного умения. Дети же получают заряд положительных эмоций.
Конечно, нельзя обойтись и без эффективных методов и приемов развивающего обучения. На каждый урок стараюсь подобрать такие задания, которые заставляют детей задуматься, перепробовать множество путей решения задания. Приведу пример таких заданий:

99 +* =*** Какие однозначные числа нужно поставить?
99 + *=99 на место слагаемого, обозначенного *,
99 - *=98 , чтобы сумма была  соответствующей?

**+*=*** Придумай сам похожее задание с другими двузначными и  трехзначными числами;  

** - * = ***                      ** + * = **

Сколько примеров можно составить по  таким схемам?

Мы, учителя, часто прибегаем ко многим ухищрениям, чтобы оживить учебный процесс: придумываем различные мотивационные задания, разные способы подачи материала с использованием технических и методических средств. Но любые самые благородные стремления учителя могут оказаться напрасными, если ученики не видят цели изучения темы, раздела или самого предмета, не понимают, зачем это нужно. Поэтому каждый урок, а если возможно и задание, продумываю еще и с практической стороны. 

Например, решая задачи на нахождение цены, стоимости, количества, дети ясно осознают практическую ценность таких знаний и умений, а вот при изучении темы “Деление с остатком” затрудняются объяснить, зачем они это делают.
Значит, “забежав” вперед, учитель должен показать необходимость этого умения при делении многозначных чисел столбиком, а в жизни – в том же магазине, когда, например, необходимо рассчитать, сколько возможно купить мороженого на имеющуюся сумму денег и, как говорят, “не отходя от кассы”, посчитать, правильно ли кассир дал сдачу.

По данным школьного психолога, качественно изменились и показатели, подтверждающие правильность выбранного методического курса в работе с учащимися классов (4-а и 4-б):

кратковременная память –норма у 65% ( 4-а), 50% (4-б) учащихся, долговременная – аналогично. Неплохие результаты и по другим показателям.

Итоговые контрольные работы выполнили все положительно, качественно по математике – 69 % учащихся, по русскому языку (списывание) – 74%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе«Распознать, выявить, раскрыть, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант…»

Издавна говорят, что душа учителя – это совесть народа. Добрая, совестливая, ласковая душа педагога, находящаяся в неустанном творческом поиске, становится формирующим стержнем каждого его ученика и с...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс

Использование  лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...

"Дети, требующие особого подхода в обучении и воспитании в условиях массовой школы."

На сегодняшний день в современной школе учителя начальных классов сталкиваются с такими проблемами детей, решение которых требует специального образования.  Опираясь на один из ведущих мет...

Статья "Дифференцированный подход в обучении - способ развития каждого ученика"

Дифференцированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения.Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной систем...

Выступление на семинаре по теме: "Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе".

Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе.Набирая первый класс, каждый учитель сталкивается с тем, что дети приходят разного уровня р...


 

Комментарии

Мы, учителя, часто прибегаем ко многим ухищрениям, чтобы оживить учебный процесс: придумываем различные мотивационные задания, разные способы подачи материала с использованием технических и методических средств. Но любые самые благородные стремления учителя могут оказаться напрасными, если ученики не видят цели изучения темы, раздела или самого предмета, не понимают, зачем это нужно. Поэтому каждый урок, а если возможно и задание, продумываю еще и с практической стороны. Например, решая задачи на нахождение цены, стоимости, количества, дети ясно осознают практическую ценность таких знаний и умений, а вот при изучении темы “Деление с остатком” затрудняются объяснить, зачем они это делают. Значит, “забежав” вперед, учитель должен показать необходимость этого умения при делении многозначных чисел столбиком, а в жизни – в том же магазине, когда, например, необходимо рассчитать, сколько возможно купить мороженого на имеющуюся сумму денег и, как говорят, “не отходя от кассы”, посчитать, правильно ли кассир дал сдачу.