Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"
методическая разработка (4 класс) по теме
На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritorik1.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики.
Тема: Знаки вокруг нас.
Цели: 1.Дать детям элементарные представления о системе знаков,
которые окружают человека.
2.Формировать умение использовать их в повседневной жизни и для
усвоения учебных наук.
3.Воспитывать внимание и доброжелательность в общении друг с
другом.
Оборудование: карточки с названиями знаков, карточки с условными знаками, стихи, предметы питания, предметы повседневной жизни.
Ход урока.
I.Организация класса к уроку.
Речевая разминка.
Чтение стихотворения хором.
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал.
Не знал законов я дороги,
Чуть под машину не попал.
Кругом автобусы, трамваи,
Кругом машины на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить?
II. Постановка задачи урока.
1.Актуализация знаний.
- Ребята, как и где можно переходить дорогу?
- Что вам помогает найти место перехода дороги? (Светофор, пешеходный переход)
- Как одним словом можем назвать эти предметы? (Знаки)
-Вам знакомо слово «знак» ?
- Какие знаки вы знаете?
2. Вступительное слово учителя.
- Вокруг нас много знаков, с ними мы встречаемся каждый день, но не всегда их замечаем и не всегда придаём им значение.
_ Например, всегда ли мы переходим дорогу там, где находится пешеходный переход? Его не всегда замечают даже водители, и из – за этого происходит немало аварий.
- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? ( О знаках.)
-Ребята, а что обозначает слово «знак»?
- А где мы точно можем узнать значение этого слова? ( В толковом словаре.)
- Знак – это пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что – нибудь.
III. Изучение нового материала.
1.Чтение стихотворения.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву назвать букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- Ребята, о какой азбуке идёт речь в стихотворении? (О дорожной.)
- О каких знаках мы будем говорить? ( О дорожных знаках.)
2. Дорожные знаки.
- Дорожные знаки используют на автомобильных дорогах, на улицах. Они информируют об опасностях дороги, о правилах движения.
- На какие группы можно разделить дорожные знаки? (Информационные, запрещающие, предупреждающие.)
3 ученика выходят к доске и распределяют знаки.
- Ребята, вы с ними согласны?
-А сейчас откройте учебники на странице 80 – 81, задание №115.
- Ребята, для чего применяют дорожные знаки?
-В городе вы справились. Знание дорожных знаков – гарантия вашей безопасной жизни.
3. Товарные знаки.
- Существуют товарные знаки.
- Что это за знаки? ( Знаки на товарах.)
-Да, это знаки на товарах и изделиях.
- Какие бывают товары и изделия? (Промышленные и продовольственные.)
- Что можно отнести к промышленным товарам? (Одежда, Предметы повседневной жизни.)
- Посмотрите, какие знаки могут быть на одежде, они подсказывают, как с ней обращаться.
- Что обозначают?
Работа по учебнику на странице 79, задание № 114.
- Что можно отнести к продовольственным товарам? ( Продукты питания.)
- Посмотрите, какие знаки могут быть на продуктах питания.
- Что обозначают?
- Кроме этого часто встречается вот такой знак. Называется он префикс стран в штриховых кодах.
-У вас на партах есть предметы. Рассмотрите их, назовите первые три цифры, а я скажу в какой стране они произведены.
4. Денежные знаки – это деньги.
- Чем различаются денежные знаки? ( номиналом, изображением.)
- Кто изображён? ( Великие люди.)
-На 500 рублёвой купюре изображён Пётр I.
- Что ещё изображено?(Города.)
1000 рублей – г. Ярославль.
500 рублей – г. Архангельск.
100 рублей – г. Москва.
50 рублей –
10 рублей – г. Красноярск.
- Ребята, а как называется наука, которая изучает монеты? (Нумизматика.)
5. Знаки почтовой оплаты – это марки.
- Как называют людей, которые коллекционируют марки?( Филателисты.)
6. Языковые знаки.
- Чтение текста по ролям на странице 84.
- Итак, какие знаки мы относим к языковым знакам?
- К какой науке относятся? ( Страница 78, задание № 112.)
7. Знаки различия.
- Форма милиционера серого цвета, пожарного – зелёного цвета.
8. Знаки отличия.
- Гагарин.
9. Знаки зодиака.
10. Знаки жестов.
IV. Итог урока.
- Итак, какие знаки нас окружают?
- Для чего они нужны?
- Важно ли знать значение этих знаков?
V. Домашнее задание.
- Страница 85, задание № 122.
VI. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?