Рабочая программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Рабочая программа вннеурочной деятельности в 1 классе по духовно-нравственному напрвлению. Кружок "Доноведение".

Цель. Формирование целостного представления о Донском крае как о самобытном в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации;
• воспитание любви к малой родине, бережного отношения к её природе, гордости достижениями жителей Дона, творцов её литературы, музыки и других видов искусства.

Задачи. 1.    Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях  родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
2.    Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
      3.Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости   благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneurochka-donovedenie.zip15.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное образовательное учреждение

                   Заветинская средняя общеобразовательная школа № 1

                                                 Заветинского района.

Рассмотрено                                                                     Согласовано                                                Утверждаю

на заседании ШМО                                                         Зам. директора                                            директор  О У            

Учителей начальных классов                                               по УВР                                          «___»  _________2011 г                    

«___» _______________ 2011 г                                «____» ________2011 г                                      Таранин С. Н.

         Кравцова Л. Н.                                                          Бушуева Л. Н.

   ___________________                                            ____________________                                ___________________

             Пед. совет

           Протокол №2

         от 31. 08. 2011г.

                                                                             

                                                                     Рабочая программа.

                                                Кружок «Доноведение»

                       (Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности)

                                                                   1 «Б» класс

                                                            учитель  Сидоренко Г. Н.

                                                           количество часов: 34 ч.

                                                                      с. Заветное.

                                                       I.     Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Доноведение» для 1 класса разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, и в соответствии с Образовательной программой  МОУ ЗСОШ №1 с. Заветного  Ростовской области.

                                             Актуальность конкретной деятельности.

Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он   в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. Учитывая это, я в своей работе использую сочетание программного материала ( литературоведческого, исторического, природоведческого) с краеведческим с целью формирования у обучающихся   общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.

   В результате, развивая познавательный интерес   и прививая любовь к родному краю, нужно показать детям необходимость их бережного  отношения к окружающей природе. Таким образом краеведение является   одним из важнейших  направлений в работе современной начальной школы.

Цель:  • формирование целостного представления о Донском крае как о самобытном в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации;

• воспитание любви к малой родине, бережного отношения к её природе, гордости достижениями жителей Дона, творцов её литературы, музыки и других видов искусства.

Задачи:   

  1. Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях  родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
  2. Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.

      3.Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости   благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

Объём программы.

Программа рассчитана на учащихся 1-ых классов. 1 час в неделю, 34 часа в год.

Численный и возрастной состав кружка.

В состав кружка входят дети 6,5-7 лет в количестве 15 человек.

Материально- техническое обеспечение программы:

Рабочие тетради

Компьютер

Экран

Видеопроектор

Диск с материалом по Доноведению.

Демонстрационный материал.

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы.

  1. Содержание работы кружка.

  1. Вводный урок

Мы теперь не просто дети.

  1. Родимый край.
  2. Времена года.
  3. Осень. Осенние месяцы.
  4. Экскурсия.
  5. Осенние изменения в природе.
  6. Растения осенью.
  7. Листья жёлтые летят…
  8. Занятия людей осенью.
  9. Что растёт на огороде и в саду?
  10. Что растёт в поле?
  11. Жизнь животных осенью.
  12. Осень в моём краю.
  13. Экскурсия.
  14. Зимняя сказка.
  15. Зимние изменения в природе.
  16. Жизнь животных зимой.
  17. Живой уголок.
  18. Занятия людей зимой.
  19. Весна. Весенние месяцы.
  20. Экскурсия.
  21. Весенние изменения в природе.
  22. Растения весной.
  23. Жизнь животных весной.
  24. Занятия людей весной.
  25. Экскурсия.
  26. Летние изменения в природе.
  27. Что растёт на лугу.
  28. Экскурсия на водоём.
  29. Что растёт у водоёма.
  30. Жизнь животных летом.
  31. Занятия людей летом.
  32. Обобщающий урок.
  33. Резерв.

  1. Календарно-тематическое планирование.

ДАТА

       Тема занятия.

Количество

    часов   

           Содержание      деятельности.

   Результат занятия.

Методы оценки достижений.

план

факт

07.09

  1. Вводный урок

Мы теперь не просто дети.

с 1.

        1

Поздравления детей с днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с 3.)

Знание предмета «Доноведение».

Выставка рисунков.

14.09

  1. Родимый край.

 с. 2.

       1

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений.

(с. 5)

(страничка для чтения) Раскрашивание картинки (с. 4). Составление рассказа по картинке.

Знание родного края и о родном крае.

Выставка рисунков.

21.09

  1. Времена года.

с. 3

       1

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссвордов (с. 6).

Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок.(с. 6).

Знание о временных изменениях в природе.

Выставка рисунков.

28.09

  1. Осень. Осенние месяцы.

с. 4

      1

Разгадывание кроссворда. (с 7).Чтение учителем (с 8) (страничка для чтения)

Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (с 7)

Знание об осенних изменениях в природе.

Знание об осенних изменениях в природе.

Конкурс чтецов.

Конкурс чтецов.

05.10

5. Экскурсия.

       1

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

Знание об осенних изменениях в природе.

Конкурс чтецов.

12.10

6. Осенние изменения в природе. с. 5-6.

       1

Раскрашивание картинки (с. 9). Беседа об осенних изменениях в природе.

Знание об осенних изменениях в природе.

Выставка рисунков.

19.10

7. Растения осенью с. 7-8.

       1

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал еще одно дерево?». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделок из природного материала (плодов деревьев).

Знание дикорастущих и культурных растениях.

Выставка поделок из природных материалов.

26.10

8. Листья жёлтые летят…

с. 9-11.

       1

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (зад. 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликаций из листьев.

Знания об изменениях окраски листьев на деревьях осенью.

Выставка аппликаций из сухих листьев.

09.11

9. Занятия людей осенью.

с. 12.

       1

Беседа по картинке «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с. 4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с. 15). Составление рассказов по картинке.

Знание о труде людей нашего края осенью.

Конкурс рассказов

16.11

10. Что растёт на огороде и в саду? с. 13-15.

       1

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?». Раскрашивание картинок. Составление рассказов по картинкам.

Знание об овощах и фруктах произрастающих в нашем краю

Конкурс рассказов

23.11

11. Что растёт в поле?

с. 16-17.

       1

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А еще в нашем крае на полях выращивают…» Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

Знания о зерновых растениях выращиваемых в нашем краю. Их сходство и различие.

Выставка поделок из природных материалов.

30.11

12. Жизнь животных осенью.

с. 18-19

       1

Чтение учителем (с. 21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).

Знание о птицах нашего края: зимующих и перелётных.

Выставка книг о птицах.

07.12

13. Осень в моём краю.

с. 20.

       1

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.  

Знания о состоянии природы осенью.

Конкурс рассказов

14.12

14. Экскурсия.

       1

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме.

Знания о зимних изменениях в природе края.

Конкурс чтецов.

21.12

15. Зимняя сказка.

с. 21-22.

       1

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с. 27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинки.

Знания о зимних месяцах.

Конкурс сочинений.

28.12

16. Зимние изменения в природе. с. 23-24.

       1

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинки.

Знания о признаках зимы.

Конкурс сочинений.

18.01

17. Жизнь животных зимой.

с. 25-27.

       1

Чтение учителем (с. 30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

Знания о жизни птиц и диких животных зимой.

Умение помочь им в трудный период.

Конкурс рассказов.

25.01

18. Живой уголок. с. 28.

       1  

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказов с использованием опорных слов из кроссворда.

Умение составлять рассказы о животных.

Конкурс рассказов.

01.02

19. Занятия людей зимой.

с. 29.

       1

Чтение учителем (с. 34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?». Раскрашивание картинки. Составление рассказа по картинке.

Знания о занятия людей зимой. Умение составлять рассказы.

Конкурс рассказов.

15.02

20. Весна. Весенние месяцы.

с. 30.

       1

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с. 37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинки.

Знания весенних месяцах.

Конкурс рисунков.

22.02

21. Экскурсия.

       1

Беседа о весенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

Знания о весенних изменениях в природе края.

Конкурс чтецов.

29.02

22. Весенние изменения в природе. с. 31-33

       1

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

Знания о весенних изменениях в природе края.

Конкурс рисунков.

07.03

23. Растения весной. с. 34

       1

Беседа «Что происходит с растениями весной?». Раскрашивание картинок.

Знания о весенних изменениях в жизни растений края.

Конкурс рисунков.

14.03

24. Жизнь животных весной.

с. 35-36.

       1

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?». Чтение учителем (с. 41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц. Раскрашивание картинок.

Знания о весенних изменениях в жизни животных края.

Конкурс рисунков.

21.03

25. Занятия людей весной.

с. 37.

       1

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинке. Чтение учителем (с. 44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинки. Сочинение.

Знания о весенних изменениях в жизни людей.

Конкурс рисунков и сочинений.

04.04

26.  Экскурсия.

       1

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете. Сбор природного материала.

Знания о летних изменениях в природе края.

Конкурс чтецов.

11.04

27. Летние изменения в природе. с. 38-41.

       1

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребенком (с. 47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

Знания о летних месяцах и сезонных изменениях.

Конкурс рисунков.

18.04

28. Что растёт на лугу.

с. 42.

       1

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растениях луга и поля. Раскрашивание картинок.

Знания о травянистых растениях края.

Конкурс рисунков.

25.04

29. Экскурсия на водоём.

       1

Беседа о водоемах края. Рисование.

Знания о водоемах края.

Конкурс рисунков.

02.05

30. Что растёт у водоёма.

с. 43..

      1

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоема. Беседа «Как вести себя на водоеме?». Раскрашивание картинок.

Знания о растениях водоемов края.

Конкурс рисунков.

09.05

31. Жизнь животных летом.

с. 44.

      1

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?». Чтение учителем (с. 52) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Знания о летних изменениях в жизни животных края.

Конкурс рисунков и сочинений.

16.05

32. Занятия людей летом.

с. 45.

      1

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение учителем (с. 54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

Знания о летних изменениях в жизни людей.

Конкурс рисунков.

23.05

33. Обобщающий урок.

с. 46-48.

      1

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. Сочинение.

Знания о названиях всех месяцев в году, о сезонных изменениях в природе, деятельности людей.

Конкурс рисунков и сочинений.

34. Резерв.

      1