Сообщение по теме"Первоклассник в общении со взрослыми"
методическая разработка на тему

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Для адаптации ребенка к новой социальной роли и но¬вым взаимоотношениям с окружающими взрослым необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoklassnik_v_obshchenii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Первоклассник в общении со взрослыми

Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребенку ус воить определенные нормы и правила по ведения, характер отношений. Проведен ное нами исследование показывает, что при общении с младшими школьниками взрослым не хватает доброжелательности, любви, такта, внимания к интересам ре бенка. Дети часто не ощущают психологи ческого комфорта в общении со взрослы ми (родителями, учителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблаго получия.

С поступлением в школу происходит переход дошкольника к новому образу жиз ни и условиям деятельности. Для адапта ции ребенка к новой социальной роли и но вым взаимоотношениям с окружающими взрослым необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся комму никативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним. Под коммуникативным поведением понимается совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности, группы носителей языка или от дельного индивида.

Нами было проведено изучение особен ностей коммуникативного поведения млад ших школьников. В исследовании прини мали участие учащиеся I классов г. Вороне жа, их родители и учителя. По всем вопро сам проводилось сопоставление ответов детей с ответами взрослых. Следует отме тить, что на искренность детей мы полага лись в большей степени, чем на ответы взрослых, которые часто даже неосознанно могли идеализировать проявление своих воспитательных функций. Анализ получен ных данных показал, что первоклассники любят и хотят общаться (74 %)2, хотя иног да устают от общения (32 %), чаще общают ся с детьми (68 %), чем со взрослыми (20 %). Большинству первоклассников (62 %) не хватает общения со взрослыми, особенно с близкими родственниками, а именно с мамой (56 %), бабушкой (35 %), папой (27%). Больше всего дети любят общаться с добрым ( 40%), веселым (22%), красивым (11%), молодым (7%), взрос лым, интересным рассказчиком (6 %).

Детей в общении со взрослыми привле кает ласковая речь (28 %), улыбка (23 %), доверительное отношение к ним (22 %), вопросы о них и их делах (15 %). Они боль ше всего хотят быть похожими на маму (35 %), героя фильма (25 %), старшего бра та (15%), папу (15%), потому что мама добрая (26 %), все понимает (15 %), хоро ший друг (15 %). С ней они чаще всего де лятся своими секретами (40 %), ей расска зывают о своих успехах (56 %). Когда дети обижены, то 40 % из них жалуются на обидчика маме. Мама чаще всего их успо каивает (15 %), говорит утешительные сло ва (24 %), гладит по голове (26 %), покупа ет какую-нибудь игрушку (24 %), расска зывает веселые истории (16%). На героя фильма, старшего брата, папу дети хотят быть похожими потому, что он сильный (25 %), красивый (11 %). С учителем любят общаться 11 % опрошенных, потому что она добрая, веселая, все рассказывает, кра сиво разговаривает, может ответить почти на все вопросы.

В общении со взрослыми первоклассни кам не нравится громкая (26 %) и быстрая речь (7 %), когда задают много вопросов (31%) или ругают (35%), говорят грубо ( 22 %), смеются над ними (10 %), не улыба ются (12 %), говорят о своих делах (9 %), делают много замечаний (8 %). Родители : опрошенных детей отмечают, что чаще всего они общаются с детьми с помощью просьбы (50 %), внушений (16 %), приказа (3%) или ругают его (7 %). К ссорам взрослых 80 % опрошенных детей относятся отрицательно (мне не приятно, я расстраиваюсь). Если ссорятся  родители, то 52 % детей пытаются помирить их.

Наиболее значимы для первоклассника учеба и игра. Это определяет содержание их

мнения с окружающими. Материалы исследования показывают, что со взрослыми

первоклассники чаще всего говорят на темы, связанные со школьной жизнью (70 %).

Со сверстниками  младший школьник чаще говорит об играх и игрушках (58 %). В

же время все больше детей начинают интересоваться миром человеческих взаимоотношений и поиском своего места в нем.

 Они думают над тем, как поздравить ба бушку с днем рождения, помириться с под ругой и т.п. Только понимание взрослыми важности ответов на эти вопросы для детей обеспечивает их сотрудничество. К сожале нию, бывает так, что взрослые считают эти вопросы нелепыми. Так написала в анкете одна мама, не понимая, что именно вокруг этих вопросов необходимо строить взаимо отношения с ребенком.

Первоклассники не любят говорить со взрослыми о плохих отметках и невыпол ненных уроках (53 %), о делах взрослых (15 %), потому что неинтересно.

Сопоставление ответов детей и взрос лых показало, что большинство родителей и учителей правильно называют темы, ко торые больше всего интересуют младших школьников, но некоторые из них (10%) затруднились с ответом на вопрос: «О чем обычно говорите с ребенком?». Это свиде тельствует об отсутствии регулярного об щения с ребенком и эмоционального кон такта с ним.

Результаты исследования показывают, что у младших школьников существует много вопросов, но они не задают их взрос лым по разным причинам: стесняются (30 % детей стесняются учителя, 10 % — ма му, папу), заведомо знают, что не получат на них ответа. Именно в вопросах: «Почему я плохо учусь?», «Что надо сделать, чтобы быть послушным?», «Почему мама сердит ся?», «Почему ссорятся папа с мамой?», «Почему младших любят больше?», «Поче му у одних есть все, а у других ничего?», «Мама, ты меня любишь?» отражается же лание детей узнать нормы поведения, ожи дание положительной оценки от взрослых, отсутствие эмоционального контакта взрослых с детьми. Большинство взрослых не считают нужным обсуждать такие воп росы. От взрослых требуется вербально вы раженная оценка, доброжелательность, со чувствие, которые ребенок ждет, но не по лучает. В результате такого общения со взрослым у школьника возникает чувство дискомфорта, неблагополучия, что, несом ненно, в дальнейшем сказывается на его взаимоотношениях с людьми и развитии личности в целом.

Материалы исследования показывают, что при общении взрослых с детьми суще ственно доминируют отрицательные оцен ки над положительными: в основном уче ники оказываются оцененными за свои не удачи, а их удачные действия часто остают ся без внимания. По мнению 70 % опрошенных детей, взрослые редко хвалят их, а 8 % детей ответили, что их никак не хвалят. Дети хотят слышать чаще слова одобрения, похвалы, особенно уменьши тельно-ласкательные, образные, эмоцио нальные обращения (доченька, ладушка, лапочка, солнышко мое ненаглядное, цве тик, ягодка, котенок, золотко, рыбочка), а у взрослых преобладают стандартные фор мы поощрения. Так, слово молодец упот ребляют 75 % родителей, умница — 40 %, отлично — 17 %, хорошо — 18 %. Детей привлекают и стандартные формы речево го этикета и благопожелания, они хотели бы слышать от взрослых слова спасибо, будь любезен, приятного и сладкого сна, хо рошей тебе учебы.

81 % первоклассников считает, что взрослые часто их ругают, причем они на ходят разнообразные слова для отрицатель ной оценки, например: балбес, зараза, неря ха, лентяй, глупый, бессовестный. Дети от мечают, что взрослые используют не только вербально выраженную оценку, но и невер бальные действия, а именно ставят в угол, не пускают гулять, закрывают в комнате, секут ремнем. 70 % взрослых признались, что используют телесные наказания. Такое отношение может вызвать у ребенка чувство обиды, страха, даже ненависти. Де ти не хотят слышать от взрослых такие сло ва, как идиот, дебил, ублюдок, придурок, ду рак, скотина, урод, пошел отсюда, я тебя убью.

Известно, что в 6-7 лет мнение о себе складывается в результате оценки взрос лых. Если преобладает отрицательная оценка, то может сформироваться отрица тельная самооценка. Дети смиряются с от рицательными характеристиками, переста ют на них реагировать, ведут себя так, что бы соответствовать тому коду, который запрограммировал для него взрослый, или грубят, становятся агрессивными, у них возникают трудности в общении с окружающими. Материалы исследования подтвердили это. На вопрос: «Как ваши дети реагируют на эти слова?» ответы взрослых были следующими: спокойно (70 %), никак (19 %), обижается, плачет, закрывает уши, оговаривается, просит прощения, привыкла (11 %).

Исследование показывает, что наблюда ется несоответствие в том, что ценят взрос лые в детях и за что они оценивают их. Взрослые больше всего ценят в детях доб роту (35%), честность (10%), нежность и ласку (8 %), трудолюбие (7 %), скромность (5 %), самостоятельность (5 %), любовь и заботу о близких людях, желание помочь другим, способность быстро забывать оби ду, понимание, юмор, справедливость. Од нако они хвалят ребенка чаще всего за иные качества, а именно за помощь взрослым (42 %), хорошие оценки, хорошо выполнен ные уроки (42 %), трудолюбие (36 %), хоро шее поведение (24 %), аккуратность (19 %), доброту и ласку (16%), прилежание. Сле довательно, взрослые в детях далеко не всегда оценивают то, что ценят. Можно предполагать, что ребенок со временем не будет проявлять тех качеств, за которые не получает положительные оценки.

Но, несмотря на несоответствие поведе ния взрослых коммуникативным ожидани ям детей, большинство учеников (70 %) прощают взрослым обиды и огорчения. Младшим школьникам свойственны добро желательность, открытость, непосредствен ность, радостное мироощущение и мировос приятие. Исследования ученых показыва ют, что положительное мировосприятие в основном проявляется у ребенка в возрасте до 11-12 лет, т.е. возраст 6-9 лет является наиболее сенситивным для формирования у ребенка позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Если взрослые не будут это учитывать при общении с ребенком и не будут поддер живать такое мировосприятие, то у школь ников будет формироваться негативная са мооценка; авторитарный стиль отношений взрослых станет для них доминирующим в общении с окружающими.

Таким образом, результаты исследова ния показывают, что обучение нормам по ведения и общения, формирование у детей

Адекватного коммуникативного поведения будет проходить более успешно, если:

  1. общение будет проходить с учетом ин тересов и потребностей детей данного возраста;
  2. методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений первоклассников;
  3. коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребенка;
  4. при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребенка, так как это оскорбляет детей, а выполненные ребенком действия;
  5. положительная оценка станет преобла дать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального  характера ( обнять, поцеловать, погладить по голове).

Знание особенностей коммуникативного поведения младших школьников позво ляет взрослым правильно понимать учени ков, адекватно строить воспитательное воз действие, оптимально удовлетворять их коммуникативные потребности, не допус кать ошибок в общении, эффективно разви вать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.        Стерни ИЛ. Коммуникативное поведение как предмет описания // Тверской лингвисти ческий меридиан: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Под ред.
И.П. Сусова. Тверь, 1998.

2.        Чурилов ИМ. Мировосприятие ребенка:Личностное развитие от 7 до 18 лет. Пермь, 1997.