Золотое правило нравственности
методическая разработка (4 класс) по теме

Беляева Ольга Борисовна

Урок № 20 по ОРКСЭ в 5 классе. Модуль  ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР   И  СВЕТСКОЙ  ЭТИКИ

Методическая разработка содержит уточнения с УУД по всем этапам урока. Презентацию можно найти по ссылке на ПЕДСОВЕТ.РУ     http://pedsovet.org/m/my/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pravilo_nravstvennosti.docx211.58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  СТРЕЛЕЦКАЯ  СОШ

Духовно-нравственное просвещение

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

БЕЛЯЕВА ОЛЬГА БОРИСОВНА

с. Стрельцы 2011 г.

Урок 20

Тема урока:

 «Золотое правило нравственности»

Модуль:

ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ  КУЛЬТУР   И  СВЕТСКОЙ  ЭТИКИ

               Тот, кто делает добро другу,

делает добро себе.

Э. Роттердамский 

             

Задачи:

  1. научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
  2. воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
  3. следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

Оборудование урока:

   мультимедийная установка, презентация, картина, видеоролик, учебник, карточки с рисунками, толковые словари

Ход урока

УУД

  1. Организационный момент

Выявление восприятия, мотивация.

Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

  1. Опорные понятия

Дайте толкование этих слов.

 «НРАВСТВЕННОСТЬ»,

«ФИЛОСОФ»,

«САМОРИТЯНИН»

НРАВСТВЕННОСТЬ совокупность норм,

                                 определяющих поведения  человека.

ФИЛОСОФ –         ученый, специалист по философии; человек, занятый  разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель.

САМОРИТЯНИН –     потомки древнееврейского

              населения Израильского  царства, составляющие

              в Палестине этническую группу,  объединенную

              в религиозную общину.

(А теперь три человека работают по словарю и делают запись.)

Анализ понятий и соотнесение их по толковому словарю.

Познавательные универсальные действия

3.Введение в тему урока

Когда говорят такие слова?

Одинаковы ли эти выражения по смыслу?

Первое выражение:

Второе выражение

      

Личностные    действия

Сравнение

4.Цели урока

Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые  мы постараемся ответить в течении урока:

(Прочитаем их вслух)

- Почему появилось золотое правило нравственности.

- Как формулируется золотое правило нравственности.

- Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Личностные    действия -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

5.Исследовательская работа с текстом.        

Опережающее задание:

Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

Познавательные универсальные действия, а

также постановка  и решение проблемы.

1)Учебник стр.42

Исследовательское чтение текста. 

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечест во всегда искало и продолжает искать спосо бы правильного выбора и обоснования по ступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфу ция, древнегреческого философа и математи ка Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трак товки.

Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обосновании морали. С его помощью человечество попы талось выработать универсальный способ вы бора поступка. В этом огромная положитель ная роль золотого правила в развитии нрав ственности. Оно заставляет человека предви деть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступ ка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует пе репроверить относительно того, на кого на правлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем отве тить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то посту пок совершать нельзя.

Регулятивные действия

2)Проверка опережающего задания по тексту

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

3)Рассматривание фото философов

Древнегреческий философ и математик Фалес        

Римский философ Сенека              

Древнекитайский философ Конфуций

Личностные    действия -

жизненное самоопределение

6.Работа с вопросами и заданиями учебника

- Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности.

- Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

(Дети делятся на 5 групп и каждая работает со своим рисунком на карточке.  Для ответа дети командируют одного из группы)

         

Коммуникативные действия -

учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

7. Притча о добром самарянине   

 (прослушивание в записи)

— А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний, попавшемуся разбойникам? …

Познавательные универсальные действия - общеучебные

8.Постановка вопросов.

  1. Назовите действующих  лиц притчи.
  2. Почему многие люди проходили мимо раненого человека?
  3. Кто помог этому человеку?
  4. Какова главная мысль притчи?
  5. Чему она учит? 

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

(Выделение основных мыслей и ключевых понятий.)

Продолжение обсуждения темы:

  1. Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
  2. Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?
  3. В чём можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

Коммуникативные действия.

Познавательные универсальные действия, а

также постановка  и решение проблемы.

9.Работа по картине

Рассмотрите картину В. Поленова  «Христос и грешница».

                               

Кто знает притчу о том, как Христос спас грешницу?

Рассказ учителя этой притчи.

Как  же Христос защитил женщину?

     

Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики.

ВЫВОД

- Так  как  же  уберечься  от  осуждения  других? 

Познавательные универсальные действия, а

также постановка  и решение проблемы.

Анализ и синтез

обобщение

10. Сформулируйте свои правила нравственности, которые вам помогают в жизни.

(Работа в парах)

Коммуникативные действия.

11. Рефлексия

                                 Я

                         

                     ВСПОМНИЛ               УЗНАЛ               НАУЧИЛСЯ 

самостоятельный анализ действий  и результатов

Слова учителя.

                             Твори добро, чтобы любя,

                            Добро тебя нашло.

                             Зла не верши, чтоб и тебя

                             Не погубило зло.

                                                                       Джами

12. Домашнее задание

По выбору: – составить  и изготовить буклет по теме

                       урока.

                     – найти в художественных произведения  

                       отражение темы  урока  

                       (совместно с  родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

"Золотое правило нравственности"

Разработка урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности" (презентация)...

Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"...

Презентация по теме "Золотое правило нравственности"

Презентация по  курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики», тема урока    "Золотое правило нравственнсти"                     ...

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА в помощь учителю курса ОРКСЭ Модуль :  основы светской этики...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...