Урок №20 ОСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Панкова Татьяна Сергеевна

Конспект урока №20 курса основ светской этики "Золотое правило нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

  Урок 20.
 Золотое правило нравственности.

Конспект урока в 5 классе.

                                             

Панкова Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5»

 города Алексина Тульской области

2012г.

Цель урока:  способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах, обучение практическому применению золотого правила нравственности в жизни.

Задачи:

  • развивать умение делать правильный выбор и обосновывать свои поступки;

  • формировать доброту, милосердие в отношении к окружающим людям;

   

  • учить прогнозированию последствий своих поступков;

  • развивать готовность к социальному взаимодействию.

Оборудование урока:

  •   учебное пособие

  •   мультимедиа

  •   раздаточный материал

Основные понятия урока:

Социальные нормы,  мораль,  нравственность,  добро и зло, золотое правило нравственности, взаимопонимание,  дружба.

Предварительная подготовка:

  • подбор текстового материала

  • создание презентации

  • подготовка раздаточного материала для групповой работы

План урока:

1.Организационный момент  – 2 минуты.

2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: прочтение сказки  – 5 минут.

3. Беседа по содержанию сказки – 10 минут.

4. Постижение основных понятий и идей урока - 15 минут.

5. Применение на практике приемов нравственного поведения – 5 минут.

6. Итоги и рефлексия – 2 минуты.

7. Домашнее задание – 1 минута.


1. Организационный момент.

Ребята, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». Давайте вспомним, какие значения имеет прилагательное «золотой» в русском языке (презентация, слайд №2).

Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний.

Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?

2. Создание проблемной ситуации, чтение сказки.

Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к притче английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» (презентация, слайд №3).

Учитель зачитывает сказку (презентация, слайд №4):

                «На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

              Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

             Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

          - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

           - Я жил во дворце, за огромными стенами,  и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

            И вдруг попросил:

           - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

           - Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

           - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

           Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

3. Беседа по содержанию сказки.

  1. Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Вы правы, она совершила добрый поступок.

  1. Задание: Выберите карточки со словами, которыми можно определить добро.

На доске учитель и дети собирают солнце: в центре слово добро.

Дети добавляют слова: взаимопонимание, помощь, дружелюбие, забота, благодарность, понимание, уважение (презентация, слайд №5).

  1. Вопрос: Почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.  

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с  результатами таких поисков (презентация, слайд №6).

  1. Постижение основных понятий и идей урока.

Детям раздаются карточки с текстом (презентация, слайд №7).

Текст №1  «К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №2  «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание  священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

Текст №3  «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Ответим на вопрос «Чему учат эти высказывания и что их объединяет?» Давайте сделаем вывод о золотом правиле нравственности.

Давайте прочитаем золотое правило нравственности, которое вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. Оно является главным правилом доброго человека.

  1. Применение на практике приемов нравственного поведения.

 - Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

- А что нужно еще?

 Вы правы, нужно следовать трем основным правилам (презентация, слайд №9):

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся

Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.

Для построения добрых отношений в школе, семье и обществе запомни несколько советов (презентация, слайд №10). Какие из этих правил доброго отношения вы будете использовать в жизни (рассказы детей).

  1. Итог  урока,  рефлексия.

Давайте проверим, как мы поняли золотое правило нравственности. Выберите, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности (презентация, слайд №11).

  1. Домашнее задание.

- читать параграф 20;

- узнайте, как члены вашей семьи выполняют золотое правило нравственности (презентация, слайд №12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности".

Презентация к курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок. Золотое правило нравственности"....

Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур"). УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   Под редакцией  Т. Д. Шапошниковой. Технологич...