Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 4 классе Модуль: «Основы светской этики»
Тема : «Золотое правило нравственности»
Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.
Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;
Воспитательный аспект: воспитывать толерантность, любовь к ближнему.
Задачи:
-личностные:
-развивать этические чувства как результата морального поведения;
-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
-воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
-следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
-метапредметные:
-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;
-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;
-предметные:
-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.
-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Оборудование:
-презентация;
-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор» );
-аудиозапись к стихотворению ;
-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;
-конверты с заданиями;
-иллюстрации;
-рассказ В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;
-Этические словари;
-наглядный материал (дерево Этики, плоды , шапки Мудрецов)
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.
Формы и методы изложения нового учебного материала:
- Подводящий диалог.
- Решение проблемных вопросов.
- Работа в группах по выведению золотого правила этики:
- работа с текстовым материалом.
- работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
- моделирование.
- Метод рефлексии.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: выполнение индивидуальных заданий, метод разбора деловой корреспонденции, работа с тестом, моделирование.
Критерии определения уровня внимания и интереса обучащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.
№ Этап урока | УУД | Содержание урока | Примечание |
1.Организа- ционный момент. 2.Введение в тему урока через актуализа- цию знаний. (Опорные понятия) | Выявление восприятия. Мотивация Личностные действия Познавательные УД | А знаешь, есть в мире хорошие люди: Есть люди– улыбки и люди– сердца. А значит, наверное, всё ещё будет Нам надо лишь жить с любовью к людям, до конца. Я не случайно начала урок, с этого четверостишия, что вам захотелось сделать, прослушав его. (Улыбнуться друг другу, быть хорошими людьми, жить любовью к людям) Наши улыбки согревают души людей, которые рядом, как солнечные лучи греют землю. Урок сегодня не простой, Для нас он будет золотой. Он многому научит вас. Так за работу! В добрый час! -Какое красивое деревце стоит перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались? (Дерево Этики) -И плоды дерева Этики тоже волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках. - А что такое нравственность? Давайте вспомним это, обратившись к толковым словарям. (чтение терминов из нескольких словарей - по группам) -Я предлагаю вам сорвать плод , назвав одно из нравственных правил . ( дети называют правила, а я срываю плод и отдаю) Например: 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3.Люби и прощай людей. 4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным : не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям. - Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. -Но ответьте, почему остался еще один «плод»?(Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали). - Обратите внимание, чем отличается он от остальных?(по цвету, по размеру) - Как будет звучать тема урока? - Предположите, что значит «золотое» правило ? - Подберите существительные к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какое прямое и переносное значение этого слова? (Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний. Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?) | Я держу в ладошках солнце, Я дарю его друзьям Улыбнитесь. Просто улыбнитесь. Лучик солнца и кусочек сердца - это вам. Макет дерева с плодами на магнитной доске. Работа со словарями Нравственность - это... |
3. Целеполагание. | Личностные действия-смыслообразо-вание, т.е установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом. | - Что вы хотели бы узнать по теме урока? -1.Как звучит «золотое правило нравственности»? -2.Почему это правило называют «_______» «золотым»? - 3. Как надо применять его в жизни ? Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить . | Цели урока... |
4. Исследовательская работа. 5. Коллективная работа по теме урока. Первичное закрепление. 6. Итог Рефлексия. | Познавательные УД Коммуникатив-ные УД Личностные УД Личностные УД Коммуникатив-ные УД- Самооценка | Учитель читает притчу «Мальчик и зеркало» Мальчик, выросший в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» – Я. – А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же». - Как вы прокомментируете слова матери в этой басне? ( В жизни каждому нужно быть дружелюбным.Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей. И зло обернётся к тебе тоже.). - Дайте оценку поведения мальчика. - Как бы вы сформулировали "золотое правило нравственности" Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. . Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» -Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль)
Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. 1) -Существует много пословиц и поговорок, которые близки по смыслу к золотому правилу нравственности. я предлагаю каждой группе собрать эти пословицы и вспомнить ещё.(работа в группах) Не смейся над старцем, сам станешь старцем. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Сделав худо, не жди добра. Каков привет, таков и ответ. Каков сад, таковы и яблоки. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. 2) Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности, какой сделать выбор и как поступить в той или иной ситуации. Рассмотрим некоторые из них. (работа в группах- чтение притч и рассказов, обсуждение) Группа №1 Прочитайте притчу. Объясните как вы её понимаете. "Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.» Группа №2 Прочитайте притчу и ответьте на вопросы. О чём эта притча? Кто герой этой притчи? Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!» Группа №3 Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы. Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! -А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики. -Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков? А был ли у мальчиков выбор как поступить? Группа №4 Прочитайте притчу и ответьте на вопрос. – Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил: – Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: – Все в твоих руках… -Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? – Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? Группа №5 Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы. Капля воды. В.А.Сухомлинский А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой. -Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой ? -Почему бабушка ничего им не сказала? 3) - А сейчас каждой группе предлагаю составить синквейн по основным темам нашего предмета. Справка: Синквейн – стихотворная форма из 5 строк, которая требует соблюдения правил
6. Итог урока. Чтение стихотворения Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, На свете живешь ты не зря! 7. Рефлексия Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло. | Золотое правило нравственности Мудрецы, философы, формулировки правил на доске Будда Конфуций Иисус Христос Гилель Золотое правило нравственности является: А) учением одного философа? Б)мудростью одного из народов мира? В) общее для людей разных религий и культур. В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому- сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела –два. Музыка для фона, пока дети читают задания. Доброта Бескорыстие Мораль Выбор Уважение Дружба Любовь Нравственность Милосердие Жизнь Синквейн Чтение с музыкальным сопровождением Солнце с лучами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-99614-1356010216.jpg)
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Технологическая карта урока "Золотое правило нравственности"
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОСЭ)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-501304-1574455939.jpg)
Открытый урок "Золотое правило нравственности" (4 класс)
На этом уроке учащиеся узнают, какое правило называют "золотым правилом нравственности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-543758-1417616318.jpg)
Разработка урока "Золотое правило нравственности" ОРКСЭ
Разработка урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ». «Золотое правило нравственности »...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365253-1386771127.jpg)
Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"
конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-577424-1448807561.jpg)
Урок "Золотое правило нравственности"
Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Мировые религиозные культуры"...