Урок «Золотое правило нравственности»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок «Золотое правило нравственности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
![]() | 223.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 20
Тема урока «Золотое правило нравственности »
Цель: Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении
Задачи:
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
-учить прогнозированию последствий своих поступков;
-развивать готовность к социальному взаимодействию.
Ход урока
1.Огранизационный момент:
- Доброе утро ребята и наши гости! У нас сегодня много гостей.
- Ребята, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям!
- Садитесь!
Слайд 1
Собрались мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Нужно руки поднимать,
Точно, быстро отвечать!
2. Проверка домашней работы:
- Кто помнит тему нашего прошлого урока? (нравственный поступок)
- Какой поступок называется нравственным? (рисунки на доске)
- Дома было задание нарисовать нравственный поступок.
- Какие ещё бывают поступки? (безнравственные)
- Каких поступков должно быть больше?
3. Сообщение нового материала.
А) Введение в тему
Слайд 2
- Перед вами несколько словосочетаний.
* Золотая монета, золотая брошь, золотое правило
- Какое из них «лишнее»? (золотое правило)
- Почему? (употребляется в переносном значении, смысле)
- Как вы думаете, над каким из этих высказыванием мы будем работать на уроке?
- Что такое правило? (образец, которому нужно следовать)
- О каких правилах, мы будем сегодня говорить? (предвидение – ответы детей)
- Чтобы узнать тему урока, нам нужно стать шифровальщиками.
Б) Карточка «Тема урока»
Слайд 3
- Числами обозначены те буквы, которые соответствуют счёту в алфавите.
(А Б В Г Д Ж Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ ы Ь Э Ю Я)
(9, 16, 13, 16, 20, 16, 6 17, 18, 1, 3, 10, 13, 16 15, 18, 1. 3, 19. 20. 3, 6, 15, 15, 16. 19. 20, 10
(ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ)
Вывод: (по щелчку)
- Тема урока: «Золотое правило нравственности».
В) Работа с учебником
- Чтобы узнать, что это такое, нужно будет ответить на вопросы.
Слайд 4
- В каком веке появилось высказывание?
- В чём отличие высказываний философов Фалеса и Синеки?
- Зачем человеку соблюдать «Золотое правило нравственности»?
- Как применять золотое правило в жизни?
- Прочитаем статью в учебнике на странице 42.
- Кто понял, высказывание «Золотое правило нравственности?
Г) Работа с высказываниями древних
- Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков.
Выступление учащихся
Слайд 5
- В 5 веке на Востоке жил мудрец, которого звали Ахикар. До сих пор на Востоке люди пользуются его мудрыми мыслями. Одна из его мыслей звучит так: «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».
Слайд 6
- Настоящее имя этого древнего мыслителя и философа Кун Цу или Конфуций. Жил он в 6 веке до нашей эры, в Китае. Конфуций говорил: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».
Слайд 7
- В древнеиндийских легендах рассказывается о смелом герое, его звали Бхишма. Он сын царя и богини, был советником слепого царя. Он дал людям такой совет: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям».
Слайд 8
- Законоучитель, старец Гилель жил в 1 веке до нашей эры. Он всегда старался соблюдать такой закон в жизни: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Слайд 9
- Древнегреческий мудрец и составитель законов Питтак жил в 7 веке до нашей эры. Он говорил: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам».
Слайд 10
Древнегреческий философ и математик Фалес говорил: «Не делай сам того, что осуждаешь в других».
Слайд 11
- 2 500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он много путешествовал, познал мир, узнал много горя и зла. Он учил людей идти по дороге добрых дел, мыслей, слов: «Не делай другим того, что считаешь злом».
- Что общего в высказываниях?
- Чему они учат?
- Какое из высказываний можно назвать главным правилом жизни?
- Каждое из этих высказываний можно назвать главным правилом жизни. Ведь не зря они были сказаны много веков, и мы говорим о них в 21 веке. Они сегодня остается главным правилом доброго человека.
- Люди ценят добро? Почему?
Вывод: Добро помогает жить, люди хорошо относятся к тебе, много друзей.
4. Закрепление знаний.
А)Работа с притчами (инсценирование)
А)Притча «Приятель и сосед»
Один из приятелей пришёл к другому в гости, но хозяина не застал. Он рассердился, написал на двери «Осёл» и ушёл. Через несколько дней сосед встретил приятеля и говорит:
- Ты приходил ко мне, но к сожалению, меня не было дома.
- Почему ты думаешь, что приходил именно я? – спросил приятель.
- Как же не знать дорогой? Ведь ты написал своё имя! – сказал сосед.
- Чему учит притча?
- Это была притча.
- Давайте проверим, бывает ли такое сейчас?
Б) Сценка «Зеркало»
*Подойти к зеркалу, улыбнуться, нахмуриться, скорчит рожицу, пригрозить кулаком.
- Какой вывод можно сделать по этой сценке?
- Скажите, действует «Золотое правило нравственности в наше время»?
Слайд 12
- Подумайте и скажите, что бы могло вас обидеть, и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. При ответе используйте слова:
*Я не буду …., так как …. .
Б ) Работа с пословицами. (Карточки)
- Какие из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
* Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
*Что посеешь, то и пожнёшь.
*Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
* Как аукнется, так и откликнется.
* Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
В) Работа с учебником
Слайд 13
- Давайте вернёмся к вопросам, которые мы должны были ответить в начале урока
1. В каком веке появилось высказывание?
2. В чём отличие высказываний философов Фалеса и Синеки?
3. Зачем человеку соблюдать «золотое правило»?
4. Как применять «золотое правило» в жизни?
- Скажите, а вы знаете, как надо применять «золотое правило» в жизни?
- Что нужно делать, чтобы правильно его применить?
Составление алгоритма (последний абзац стр. 43)
- Чтение абзаца, выявление главного:
Слайд 13
1.Мысленно оценить поступок.
2.Подумать, на кого направлено действие.
3. Поставить себя на его место и решить, понравилось бы мне, если бы так поступили со мной.
3.Если «ДА» - действуйте, если «Нет» - подумайте, как поступить по другому.
5.Рефлексия урока. Тест.
1.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
А) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
Б) Потому что даёт людям добро и радость.
В) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
А) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
Б) Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.
В) Потому что это закон государства.
3.Что нужно, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
А) Любить самого себя.
Б) Ничего не делать
В) Задумываться о своих поступках.
Слайд 15
Вывод: 1) Б 2) А 3) В
6. Итог урока:
- О каком правилом мы сегодня познакомились на уроке?
- Кто его запомнил и сможет его сказать?
- Можно это правило назвать главным правилом в ваших отношениях и отношениях всех людей?
- Почему?
- Все люди на земле должны помнить и соблюдать это правило.
Чтение стихотворения «Доброта»
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живёшь ты не зря!
Слайд 16 Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотая монета Золотая брошь Золотое правило
А Б В Г Д Ж Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ ы Ь Э Ю Я 9 , 16, 13, 16, 20, 16, 6 17, 18, 1, 3, 10, 13, 16 15 , 18, 1, 3, 19, 20, 3, 6, 15, 15, 16, 19, 20, 10 з о л о т о е п р а в и л о н р а в с т в е н н о с т и
ВОПРОСЫ УРОКА В каком веке появилось высказывание? 2. В чём отличие высказываний философов Фалеса и Синеки ? 3. Зачем человеку соблюдать «золотое правило нравственности»? 4. Как применять «золотое правило» в жизни?
А Х И К А Р – IV ВЕК « То, что тебе кажется плохим , ты не должен делать товарищам»
К О Н Ф У Ц И Й - VI ВЕК « Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»
Б Х И Ш М А «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»
Г И Л Е Л Ь - I ВЕК «Не делай того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
П И Т Т А К - VII ВЕК «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»
Ф А Л Е С «Не делай сам того, что осуждаешь в других»
Б У Д Д А «Не делай другим того, что считаешь злом»
Я не буду делать……, потому что ….
ВОПРОСЫ УРОКА В каком веке появилось высказывание? 2. В чём отличие высказываний философов Фалеса и Синеки ? 3. Зачем человеку соблюдать «золотое правило нравственности»? 4. Как применять «золотое правило» в жизни?
Как применить «золотое правило»? Оценить поступок. 2. Подумать о своём действии. 3. Поставить себя на его место. 4. Если «ДА» - действуй, если «Нет» - думай, как поступить по другому.
Т Е С Т 1. Б ) Потому что даёт людям добро и радость. 2. А ) В этом правиле заключается добро человеческих отношений. 3. В ) Задумываться о своих поступках.
С П А С И Б О ЗА Р А Б О Т У!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-174938-1357749692.jpg)
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Технологическая карта урока "Золотое правило нравственности"
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОСЭ)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/22/picture-501304-1574455939.jpg)
Открытый урок "Золотое правило нравственности" (4 класс)
На этом уроке учащиеся узнают, какое правило называют "золотым правилом нравственности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-543758-1417616318.jpg)
Разработка урока "Золотое правило нравственности" ОРКСЭ
Разработка урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ». «Золотое правило нравственности »...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365253-1386771127.jpg)
Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"
конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-577424-1448807561.jpg)
Урок "Золотое правило нравственности"
Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Мировые религиозные культуры"...
Технологическая карта урока «Золотое правило нравственности»
Конспект урока по основам светской этики в 4 классе по ОС "2100" на тему "Золотое правило нравственности"....