Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Наталья Юрьевна Соловьева

конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету

                    «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная  школа № 7»

       п. Горьковский

«Золотое правило нравственности»

Номинация

                    Лучшая методическая разработка по предмету

                    «Основы религиозных культур и светской этики»

                                                                                    Разработала

Соловьёва Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Тема урока: « Золотое правило нравственности»

Модуль: основы православной культуры

Цель урока: первичное знакомство учащихся с золотым правилом этики, начало осмысления основ христианской нравственности и их связи с общечеловеческими моральными нормами.

Задачи:

  • познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.
  • развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
  • воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Основные термины и понятия: золотое правило этики, неосуждение.

Ресурсы для проведения урока: учебник: А. Кураев «Основы православной культуры», Пособие для учащихся. М., 2010 , тетради, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

Формы организации учебного пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

  • Излагать  свою позицию другим людям: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

                                                                Ход урока.

I. Организация деятельности учащихся.

-Здравствуйте,  ребята! Я рада видеть вас на уроке здоровыми и жизнерадостными. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения,  бережного отношения друг к другу и успешной работы на уроке!  

II. Мотивация на учебную деятельность

- Ребята! Мне очень интересно узнать, кем в жизни вы мечтаете стать?  

-  Вот видите, какие разные профессии вы мечтаете освоить. Каждый из  вас хочет отдавать свои знания, отдавать частицу своей души другим людям.

- А сейчас послушайте песню и подумайте, какая самая главная в жизни профессия.

Звучит  1 куплет и припев песни «Быть человеком»  в  исполнении  детской  группы «Непоседы». Дети слушают.

- О какой главной профессии в жизни говорится в песне?  (Самая главная в жизни профессия —   быть Человеком.).

- А разве есть такая профессия?  (Слово «профессия» употребляется в переносном значении.).

- Что вы вкладываете в понятие «Быть человеком»?  (Быть добрым, отзывчивым, совершать добрые поступки, доброжелательно относиться к другим людям).

III. Повторение, обобщение полученных ранее знаний.  

- Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)

- А какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)

- Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?

- А сегодня мы попробуем объединить все эти заповеди в одно правило.

    Постановка проблемы  урока.

Вызов.

- Ребята, послушайте басню.

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.  Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

 - Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

- В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

-  Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро   вернётся   к тебе через поступки и слова людей. И зло обернётся к тебе тоже.

 - Мне мама  говорила, что людей обижать нельзя. Ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились)

Просмотр фрагмента мультфильма «Крошка енот»

-  А  сейчас внимательно  посмотрите фрагмент из мультфильма «Крошка енот».  

- Что сказала мама своему сыну? ( А ты вернись назад и попробуй ему улыбнуться)

- Улыбнитесь.   Что хочется сделать в ответ? ( Улыбнуться тоже)

- Что поняли зверушки в конце сказки?   ( Что находит друзей тот, кто сам встречает их с улыбкой)

IV.  Изучение и объяснение нового материала.

-   Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?     (Слайд)                   (Объясняется значение каждого словосочетания)

  • золотые руки     (руки, которые умеют всё  делать)
  • золотое сердце  (доброе сердце) 
  • золотое кольцо  (изготовлено из золота)                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • золотое правило (главное, самое важное)

 ( Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении,  остальные  - в  переносном) .

 - Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? ( Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).

- Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

 - Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». (Слайд)  

Работа с толковым словарём.

- Как вы понимаете значение слова нравственность?

- Давайте обратимся к  толковому словарю.

Дети находят слово в словаре и зачитывают его значение.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения.

Работа с учебником,  стр. 46  

-Откройте, пожалуйста,  учебник, прочитаем правило. (Чтение по учебнику правила).

- А зачем Христос дал нам такое правило?( Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было   войн на земле)

- Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики. (Слайд)    

- В другом виде оно может звучать так: « Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».  

Осмысление. Приём «Инсерт»

- Сейчас вы получите тексты.  По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометки:    (Слайд)    

  • + «знаю»
  • V «совершенно новая информация»
  • ? «не понял»
  • = «знал, но забыл»

- Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометки.

Проверка понимания и первичное закрепление.

     - Что было для вас знакомым из прочитанного?

     - Что нового вы узнали для себя из этого текста?

     - У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Работа с толковым словарём.

- Вам встретились незнакомые слова и выражения, давайте поработаем со словарём.

Осуждение –   это неодобрительное мнение, порицание.  

Неосуждение – это  проявление милосердия к человеку

Сплетня – это слух о ком-нибудь или чём-нибудь, основанный на неточных, заведомо     неверных или нарочито измышленных данных

Заочно сплетничать – заниматься сплетнями за глаза,  в отсутствие человека.

- Запишите слова и значения себе в тетрадь.

Моделирование ситуации.

- Перед вами часть текста. Вам надо предположить, что сказали люди и попробовать определить их нравственную культуру.(На слайде часть текста).

- Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: …

(Предположения и рассуждения детей. Учитель не критикует, не отвергает мнения учащихся. Далее  появляется продолжение текста.)

«Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

-Кто сможет мне объяснить, что такое «грех»? Вы можете обратиться к электронному пособию, проработав материал и обобщив его.

(Учащиеся  зачитывают  краткое значение понятия «грех».)

-Молодцы! Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ. (Рассуждения  детей.)

- Послушайте слова из Евангелия, и ответьте, правильные ли мы выводы сегодня делали.       (Слайд)      

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

V. Первичное закрепление

-Как звучит золотое правило этики? (Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя).

-Почему его называют «золотым»?  (Важное, главное, всеобщее)

-Кто его сформулировал? (Иисус Христос)

-Где записано это правило? (В Евангелии)

- Для чего нам необходимо это правило? (Чтобы быть настоящим человеком,

жить по Законам Божиим).

- Ребята, как выдумаете, это правило касается только православных  христиан? (Нет)

-И доказательством этому служат высказывания древнейших мудрецов. (Слайд)

Читают дети.

  •  Будда : «Не делай другим того, что сам считаешь злом»
  • Конфуций: «Только добро ведет к счастью»

- Значит, этого правила  должны придерживаться все люди планеты независимо от того,  представителями  какой религиозной или светской культуры они являются.

Исследовательская работа. Работа по репродукции с картины  В. Поленова  « Христос и Грешница» (Иллюстрация в учебнике)

- Ребята, кого вы видите на картине? (Людей)

- Что происходит на этой картине?  (Одна группа людей сидит в кругу, беседуют, другая группа людей ведут женщину, возмущаются)

- Почему вы так решили? Что вы видите на картине, что позволяет вам так утверждать?

(Первая группа людей сидит полукругом около главного героя. Позы тела и выражения лиц спокойны. Взгляд их с удивлением и  интересом устремлены на вторую группу людей. Вторая группа людей чем – то возмущена. Они с силой ведут упирающуюся женщин).

- Как вы думаете, куда ведут эту женщину?   (К главному герою картины)

- Кто,  по- вашему мнению,  главный герой? (Мужчина, сидящий в кругу лицом к людям в белой одежде и коричневой накидке)

- Почему вы решили, что это главный герой? (Люди, которые привели  женщину,  смотрят на него, обращаются к нему, указывая на женщину)

- Как вы думаете, кем он может быть? (Умный человек, судья)

- Как вы думаете, кто эта женщина и зачем ее привели? (Она кого-то обидела, преступница, воровка)

- Почему вы так решили? Что на картине позволяет вам сделать такой вывод? (Женщина напугана, упирается, не хочет идти).

- Где происходят события, изображенные на картине? (На улице восточного города)

- Почему вы так решили? (Люди одеты в восточные одежды. Здание похоже на восточный храм)

- Что заинтересовало художникам в этом сюжете? Почему он решил написать такую картину? (Возможно,  жизнь и дальнейшая судьба этой женщины будут зависеть от решения главного героя)

- Ребята, это картина В.Д. Поленова «Христос и грешница». Зная название картины, назовите главного героя. (Иисус Христос)

- Кто такой грешник? (Человек,  нарушивший религиозные предписания, правила, заповеди  т.е . совершивший какой- то грех)

- Найдите на картине Христа. Как Он выглядит? (У Иисуса спокойное лицо, сидит, внимательно слушает людей, которые к нему пришли).

- Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой

- Как вы думаете, каким будет решение о судьбе грешницы? ( Дети высказывают свои мнения).

- По всему видно, что Иисус  не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их успокоить. Но, по библейскому сюжету, после его слов люди разойдутся по домам.

- Вас заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос. (Почему люди разошлись по домам и не наказали женщину?)

— С каким отрывком из текста можно соотнести эту картину? Прочитайте этот отрывок.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было  забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

-Как бы вы теперь ответили на поставленный вопрос, почему люди  «тихо разошлись» и не казнили женщину? (Потому что каждый грешен.)

- Можно ли сказать, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди? (Толпа – безличная масса, которая требовала наказания для женщины, устремляясь общему кличу «она грешница», её нужно казнить, закидать камнями, им было всё равно, что она совершила, главное, чтобы она ответила за свой поступок. Уходя, каждый человек, вспоминал что- то своё, он понял, что не имеет права осуждать кого- то, так как сам грешен.)

- Что помогло людям уберечь себя от осуждения? ( Память о своих собственных ошибках и недостатках).

-Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня.

VI. Физ.минутка.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг .

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди!

Чтение рубрики «Это интересно» с.47.

- Найдите в тексте и прочитайте, что значит «неосуждение»?

Неосуждение-проявление милосердия к человеку. (записать в тетрадь)

Работа с понятием «неосуждение». 

— Как ещё можно объяснить «неосуждение»?

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо

- Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» (Записать в тетрадь). А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Работа в парах.

Прочитайте текст из рубрики «Это интересно»

-Поработайте в парах и объясните и дополните  выражения на карточках:

«Сучок в глазе брата твоего»… - это плохие поступки других людей;

«Бревно в твоем глазе» …- это наши плохие поступки;

«Лицемер» … - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду

«Быть милосердным»…. уметь прощать

  1. Закрепление изученного материала.

- Ребята, давайте вспомним особенности сказок, принципы построения.   (Жили-были, в некотором царстве, число 3, добро побеждает зло, зло всегда наказывается, сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, в сказках есть зачин, основная часть,  концовка)

-Что добрые герои получают,  а что злые? (Как они живут, как поступают, то и получают ( Например, Кай, Шапокляк, Ленивица)

Работа в группах.

Даны названия произведений  (при необходимости тексты)

Задание : полистайте книгу, вспомните сказку или басню, назовите автора, расскажите, приведите примеры поведения героев, которые доказывают правоту правила: что как герои поступают, так и получают, так к ним и относятся.

1группа  Сказка.   В. Одоевский «Мороз Иванович»

2 группа   Басня. Л.Н.Толстой. «Старый дед и внучек»

3 группа   Татарская сказка. «Три дочери»

4 группа   Басня. Л.Н. Толстой. «Муравей и голубка»

5 группа   Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Самостоятельная работа

Работа с пословицами. На карточках даны начало и конец пословиц. Задание собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

Как аукнется,                                            так и откликнется.

Что посеешь,                                             то и пожнёшь.

Не плюй в колодец,                                   ещё  придётся  воды напиться.

Кто добро творит,                                      того Бог благословит.

На добрый привет -                                    добрый ответ.

Проверка самостоятельной работы по эталону.

Тренинг «Волшебное зернышко»

 Учащиеся становятся в круг, вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель).

-В моих руках находятся волшебные зернышки Добра, которые помогут вам следовать «Золотым  правилам  нравственности». Сейчас я каждому  раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладу в них невидимое зернышко). (Звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)

-   А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя.  Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите свое добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее  душу настроение. Ребята, а теперь откройте глаза.    

VIII.  Домашнее задание (по выбору):

1. Вспомните пословицы, подходящие по смыслу к золотому правилу этики.                              2. Прочитайте басни Л. Н. Толстого и И. А. Крылова, найдите среди них те, которые раскрывают смысл золотого правила этики. Запишите названия в тетрадь.

3 Придумайте и записать правила дружбы, на основе золотого правила.

  1. IX.  Рефлексия.

Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:

- Назовите золотое правило этики.

- Чему учит золотое  правило этики?

- Как уберечься от осуждения других людей?- Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились другие?

- Думай  о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло? Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

  Вывод:  Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений : (слайд)

Сегодня я узнал …

Теперь я буду…

Я почувствовал, что …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…                                                                                                                                - Ребята, спасибо вам большое за работу на уроке.

             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «ЗНАЙ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ, КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ».

Разработка меропиятия для проверки правил и знаков дорожного движения. Презентация и дополнительный материал для провдения мероприятия....

Методическая разработка занятия по нравственному воспитанию "Мы живы, пока помним!"

Мероприятие  рекомендовано для учащихся 3-4 классов. Проведено в форме устного журнала, который состоит из трех страниц:1. А завтра была война.2. Блокадный Ленинград3. Наши родственники в годы во...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», &la...

Методическая разработка. Некоторые правила этикета.

эта методическая разработка для первоклассников...

Методическая разработка по духовно– нравственному воспитанию для 2-3 класса «Подари радость!»

     Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. П...

Методическая разработка занятия "Правила для пешеходов"

Актуальность рассматриваемой темы: в тёплое время года дети начинают ездить на велосипедах и самокатах. А в связи с развитием технологий, к этому списку можно добавить новые индивидуальные транспортны...