Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», «семейные ценности». Представленный материал раскрывает функции семьи посредством анализа жизненных ситуаций, представленных в народных притчах, пословицах, загадках. С помощью аналитической беседы, подводим обучающихся к необходимости делать самостоятельные выводы, ответственно оценивать свою роль в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_shkatulka_semeynyh_tsennostey.docx80.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Центр образования г.Певек»

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы

«Шкатулка семейных ценностей»

                                                                         

                                                                         Тупольская Татьяна Николаевна,

                                                                         учитель начальных классов

г.о. Певек, 2018


Пояснительная записка

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Чувства покоя, защищенности, душевного комфорта в семье вселяют в ребенка уверенность в завтрашнем дне, формируют семейные ценности. Сохранение домашнего очага, его защита, любовь к своей малой родине должны стать для ребенка непреодолимой потребностью на подсознательном уровне, частью его существа.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», «семейные ценности». Представленный материал раскрывает функции семьи посредством анализа жизненных ситуаций, представленных в народных притчах, пословицах, загадках. С помощью аналитической беседы, подводим обучающихся к необходимости делать самостоятельные выводы, ответственно оценивать свою роль в семье.

Классный час: «Шкатулка семейных ценностей»

Цель: - дать представление о семье как о людях, которые любят друг другу, заботятся друг о друге, познакомить с основными семейными ценностями;

- воспитывать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи.

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья», выявить основные «семейные ценности».

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи, уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.

Форма проведения: классный         час

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

        Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

  1. Актуализация знаний.

В наследство от бабушки мне досталась замечательная вещь – шкатулка. И сегодня мы постараемся заполнить эту шкатулку, но чем мы ее будем заполнять вы должны отгадать. C:\Users\OT-7\Desktop\23454481.jpg

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям? 

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

- О чем мы сегодня будем говорить? (о семье)

- Сегодня мы с Вами поговорим на очень значимую тему – о семье и семейных ценностях. И, значит, шкатулку мы будем заполнять семейными ценностями.

- Давайте поиграем в ассоциации. Я назову слово, а вы подбираете как можно больше существительных, которые у вас с ним ассоциируются.

Это слово – «СЕМЬЯ»

  • Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе.
  • Семья – это мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка.
  • Семья – это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали.

Учитель.

- Какие вы знаете пословицы о семье?

Учащиеся.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дома и – стены помогают.

Семья в куче – не страшна и туча.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Учитель.

Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. Слово семья греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.

Семья – это важно, это большая ценность.

Учитель.

- Что вы можете рассказать о своей семье? (Ответы детей)

Учитель.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Забота? Взаимопонимание? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? А, что вы понимаете под значением определения слова «ценности»?

Семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который группу людей объединяет в дружное сообщество.В каждой семье есть свои традиции и ценности. Самой главной ценностью в любой семье является доброе и уважительное отношение ко всем членам семьи.

Учитель.

А теперь начнем заполнять нашу шкатулку «семейными ценностями». Я буду называть определение терминов, а вы соотносить термин с лепестком.

- Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – сопереживание.

- Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга – равенство.

- Всей семьей Вы способны на многое – поддержка.

-  Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность.

- Умение уступать друг другу – компромисс.

- Нежная забота друг о друге – любовь.

- Преданность друг другу – верность.

- Чуткое отношение друг к другу – нежность.

- Прислушиваться друг к другу – умение слушать.

- Чувство безопасности и уверенности – доверие.

Учитель.

- Какие еще «семейные ценности» вы можете назвать?

  • Чувство значимости для своей семьи.
  • Доверительное общение.
  • Традиции.
  • Уважение – и к старшим, и к младшим.
  • Ответственность.
  • Честность.
  • Щедрость.

Учитель.

- Я расскажу вам о такой «семейной ценности», как уважение – и к старшим, и к младшим.

Послушайте  притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

- Деревянную кормушку, - ответил малыш.

 - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

- О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?

Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Учитель.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить. Эти вопросы помогут выяснить, если в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас на столе лежит жетон в виде ромашки (Ромашка – в народе это символ любви и семьи). Если то, о чем я скажу есть в вашей семье, вы берете себе ромашку.

- Совместные обеды и ужины.C:\Users\OT-7\Desktop\Romashka001.jpg

- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.

- Летом и осенью походы за грибами и ягодами.

- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то поливает цветы, кто-то моет пол…

- Совместное изготовление и украшение блюд к празднику.

- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

        Посмотрите, сколько оказывается в каждой вашей семье, существует традиций.

        Все семейные ценности сохраняют семью, делают ее еще крепче. Семейные ценности – это взаимо-выручка, понимание, уважение, согласие, любовь.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш классный час подходит к завершению.

Я предлагаю вам закончить предложения:

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Для меня семья – это…

Родным я хочу пожелать…

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему семью так назвали – СЕМЬ Я? (предположения, ответы детей).

В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я. Сейчас в наших семьях гораздо меньше детей. Но, как и прежде, семья объединяет близких людей, которые любят и заботятся друг о друге. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили любовь и взаимопонимание.

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Закончить разговор мне хотелось бы стихотворением:

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

Литература

  1. Дробинина Н.Н. Классные часы 3-4 кл.- Москва: Вако, 2008.
  2. Кол.авторов, В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе.-М.:Глобус, 2006.
  3. Максимова Т.Н. Классные часы  1-2 кл.- Москва: Вако, 2008.
  4. https://infourok.ru
  5. https://урок.рф
  6. https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Методическая разработка по духовно– нравственному воспитанию для 2-3 класса «Подари радость!»

     Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. П...