Главные вкладки

    Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»
    методическая разработка на тему

    Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», «семейные ценности». Представленный материал раскрывает функции семьи посредством анализа жизненных ситуаций, представленных в народных притчах, пословицах, загадках. С помощью аналитической беседы, подводим обучающихся к необходимости делать самостоятельные выводы, ответственно оценивать свою роль в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_shkatulka_semeynyh_tsennostey.docx80.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

    «Центр образования г.Певек»

    Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы

    «Шкатулка семейных ценностей»

                                                                             

                                                                             Тупольская Татьяна Николаевна,

                                                                             учитель начальных классов

    г.о. Певек, 2018


    Пояснительная записка

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

    Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

    Чувства покоя, защищенности, душевного комфорта в семье вселяют в ребенка уверенность в завтрашнем дне, формируют семейные ценности. Сохранение домашнего очага, его защита, любовь к своей малой родине должны стать для ребенка непреодолимой потребностью на подсознательном уровне, частью его существа.

    Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

    Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», «семейные ценности». Представленный материал раскрывает функции семьи посредством анализа жизненных ситуаций, представленных в народных притчах, пословицах, загадках. С помощью аналитической беседы, подводим обучающихся к необходимости делать самостоятельные выводы, ответственно оценивать свою роль в семье.

    Классный час: «Шкатулка семейных ценностей»

    Цель: - дать представление о семье как о людях, которые любят друг другу, заботятся друг о друге, познакомить с основными семейными ценностями;

    - воспитывать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи.

    Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья», выявить основные «семейные ценности».

    2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

    3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи, уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.

    Форма проведения: классный         час

    Ход мероприятия

    1. Организационный момент. Психологический настрой.

    Что за чудо-чудеса:

    Раз рука и два рука!

    Вот ладошка правая, вот ладошка левая,

    И скажу вам, не тая,

    Руки всем нужны, друзья.

    Сильные руки не бросятся в драку.

    Добрые руки погладят собаку.

    Умные руки умеют лепить.

    Чуткие руки умеют дружить.

            Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

    1. Актуализация знаний.

    В наследство от бабушки мне досталась замечательная вещь – шкатулка. И сегодня мы постараемся заполнить эту шкатулку, но чем мы ее будем заполнять вы должны отгадать. C:\Users\OT-7\Desktop\23454481.jpg

    Без чего на белом свете

    Взрослым не прожить и детям? 

    Кто поддержит вас, друзья?

    Ваша дружная… (семья)

    - О чем мы сегодня будем говорить? (о семье)

    - Сегодня мы с Вами поговорим на очень значимую тему – о семье и семейных ценностях. И, значит, шкатулку мы будем заполнять семейными ценностями.

    - Давайте поиграем в ассоциации. Я назову слово, а вы подбираете как можно больше существительных, которые у вас с ним ассоциируются.

    Это слово – «СЕМЬЯ»

    • Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе.
    • Семья – это мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка.
    • Семья – это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали.

    Учитель.

    - Какие вы знаете пословицы о семье?

    Учащиеся.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Дома и – стены помогают.

    Семья в куче – не страшна и туча.

    Вся семья вместе – так и душа на месте.

    Учитель.

    Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. Слово семья греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.

    Семья – это важно, это большая ценность.

    Учитель.

    - Что вы можете рассказать о своей семье? (Ответы детей)

    Учитель.

    Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Забота? Взаимопонимание? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? А, что вы понимаете под значением определения слова «ценности»?

    Семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который группу людей объединяет в дружное сообщество.В каждой семье есть свои традиции и ценности. Самой главной ценностью в любой семье является доброе и уважительное отношение ко всем членам семьи.

    Учитель.

    А теперь начнем заполнять нашу шкатулку «семейными ценностями». Я буду называть определение терминов, а вы соотносить термин с лепестком.

    - Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – сопереживание.

    - Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга – равенство.

    - Всей семьей Вы способны на многое – поддержка.

    -  Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность.

    - Умение уступать друг другу – компромисс.

    - Нежная забота друг о друге – любовь.

    - Преданность друг другу – верность.

    - Чуткое отношение друг к другу – нежность.

    - Прислушиваться друг к другу – умение слушать.

    - Чувство безопасности и уверенности – доверие.

    Учитель.

    - Какие еще «семейные ценности» вы можете назвать?

    • Чувство значимости для своей семьи.
    • Доверительное общение.
    • Традиции.
    • Уважение – и к старшим, и к младшим.
    • Ответственность.
    • Честность.
    • Щедрость.

    Учитель.

    - Я расскажу вам о такой «семейной ценности», как уважение – и к старшим, и к младшим.

    Послушайте  притчу.

    Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

    - Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

    - Деревянную кормушку, - ответил малыш.

     - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

    - О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?

    Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

    Учитель.

    А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить. Эти вопросы помогут выяснить, если в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас на столе лежит жетон в виде ромашки (Ромашка – в народе это символ любви и семьи). Если то, о чем я скажу есть в вашей семье, вы берете себе ромашку.

    - Совместные обеды и ужины.C:\Users\OT-7\Desktop\Romashka001.jpg

    - На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

    - Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.

    - Летом и осенью походы за грибами и ягодами.

    - Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то поливает цветы, кто-то моет пол…

    - Совместное изготовление и украшение блюд к празднику.

    - На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

            Посмотрите, сколько оказывается в каждой вашей семье, существует традиций.

            Все семейные ценности сохраняют семью, делают ее еще крепче. Семейные ценности – это взаимо-выручка, понимание, уважение, согласие, любовь.

    1. Подведение итогов. Рефлексия.

    - Наш классный час подходит к завершению.

    Я предлагаю вам закончить предложения:

    Мама и папа для меня самые…

    Я доверяю свои тайны…

    Я люблю бабушку за то….

    Свою семью я считаю…

    Для меня семья – это…

    Родным я хочу пожелать…

    Ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему семью так назвали – СЕМЬ Я? (предположения, ответы детей).

    В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я. Сейчас в наших семьях гораздо меньше детей. Но, как и прежде, семья объединяет близких людей, которые любят и заботятся друг о друге. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили любовь и взаимопонимание.

    Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

    Закончить разговор мне хотелось бы стихотворением:

    Давайте семейные ценности чтить,

    Давайте всегда своих близких любить,

    Ведь только в семье мы поддержку найдем,

    Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

    Пусть дети и взрослые помнят всегда –

    Семья – это главное! Через года

    Сумейте вы счастье свое пронести,

    Пускай только лучшее ждет впереди!

    Литература

    1. Дробинина Н.Н. Классные часы 3-4 кл.- Москва: Вако, 2008.
    2. Кол.авторов, В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе.-М.:Глобус, 2006.
    3. Максимова Т.Н. Классные часы  1-2 кл.- Москва: Вако, 2008.
    4. https://infourok.ru
    5. https://урок.рф
    6. https://nsportal.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

    Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

    Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

    Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

    Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

    Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

    Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

    Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

    "Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

    В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

    Методическая разработка по духовно– нравственному воспитанию для 2-3 класса «Подари радость!»

         Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. П...