Методическая разработка по духовно– нравственному воспитанию для 2-3 класса «Подари радость!»
план-конспект занятия (2 класс)

Марина Валерьевна Бардинова

      

 

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущая роль отводится духовно – нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

Сегодня общепризнанным является тот факт, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, не беря в расчет человека, его внутренне состояние и его качества. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh_nravst_podari_radost1.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по

духовно– нравственному воспитанию для 2-3 класса

                                         «Подари радость!»

Яшина Г.В.., воспитатель, педагог дополнительного образования

, ГБОУ школа-интернат № 10 Колпинского района   г. Санкт-Петербург

Актуальность.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущая роль отводится духовно – нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.

Сегодня общепризнанным является тот факт, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, не беря в расчет человека, его внутренне состояние и его качества. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Цели: воспитание положительных качеств личности для формирования положительной я – концепции и позитивного отношения к окружающему миру; развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.

Задачи:

- показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;

- формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива;

- обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть, игры «Паутинка».

4. Динамическая пауза в виде игры «Комплименты».

5 Работа в группах.

7. Рефлексия.

Форма мероприятия.

Форма мероприятия – беседа с элементами игры.

Планируемые результаты:

Учащийся получит возможность сформировать:

– положительное отношение к сверстникам;

- стремление жить в гармонии с одноклассниками;

- представление о ценностях жизни.

– осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 - развивать умение разрешать внутренние разногласия;

- учиться высказывать предположение (версию);

- уметь договариваться и разрешать конфликты;

- уметь работать в группах.

– осуществлять поиск необходимой информации;

- строить речевое высказывание;

- синтезировать объект с выделением существенных признаков;

Оборудование и оформление:

  1. ПК, экран
  2. электронная презентация
  3. Человечек грустный и весёлый
  4. клубок с нитками
  5. таблицы с качествами характера человека
  6. две бумажные руки для человечека

Участники:ученики 2-3 класса.

Ход мероприятия

Организационный момент

 Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важной и актуальной теме.

Введение в тему

–  Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разноцветными, яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. И каждый человек – это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше и быть счастливым.

Слайд 1

(На экране появляется мальчик.)

– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?

– Что необходимо ему для радости?

Слайд 2

(На экране слова – друзья, дом, солнце, семья)

– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом или делом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим близким, друзьям, одноклассникам.

Основная часть

Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Паутинка» и понять, как чувствует себя человек в неловкой ситуации, и научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя несчастным.

Игра  «Паутинка»

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков? (клубок ниток). Каждый из вас назовёт плохой поступок, и мы, распутывая этот клубочек, будем отрывать и выбрасывать все плохое, что мы когда- то, может, неосознанно совершали по отношению к окружающим или были свидетелями плохих поступков. (Ребята называют плохие поступки, отрывают часть нити такой длины, насколько плохим считают эти поступки)

Обсуждение: – Ребята, вы понимаете, что на месте нашего человечка может быть каждый из нас? Посмотрите, он до сих пор не улыбается, а ведь когда люди улыбаются, значит у них все хорошо и они счастливы.

Слайд 3

– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у мальчика появилась улыбка на лице и поднялось настроение? (сказать хорошие добрые слова, комплименты и улыбнуться).

Игра «Комплименты»

– А давайте мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, говорить добрые слова приветствия, поддержки, так как улыбка и доброе слово могут примирить даже самых заклятых врагов.

(ребята делают комплименты друг другу, говорят добрые слова, пожимают друг другу руки и улыбаются)

Обсуждение:

– Скажите, приятнее делать комплименты и дарить улыбку или совершать плохие поступки? (ответы детей).

Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас Таня Т.

(Учащаяся рассказывает стихотворение)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!

А сейчас я предлагаю вам поработать в подгруппах.

-Ребята, у вас есть таблицы, в которых указаны качества, которыми должен обладать человек, и качества, которые мешают человеку жить в мире и согласии друг с другом.

Работа в подгруппах

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.

В пустые клеточки дописывают недостающие положительные качества.

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

НАСМЕШНИК

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

 

 

 

 

Группы защищают результаты своей работы.

Ребята, а если человек будет обладать всеми этими положительными качествами, он сможет быть радостным и счастливым?

А какие поступки могут сделать окружающих нас людей радостными и счастливыми?

– А давайте тогда назовем все эти качества одним словом? (дети отвечают). Радость.

Слайд 4

Закрепление

Игра «Волшебная шкатулка»

Ход игры:

– Ребята, а что это у меня в руках? (шкатулка) Это не просто шкатулка, а «Волшебная шкатулка». В ней не золото и не бриллианты. В ней человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много. (достают из шкатулки слова – качества и прикрепляют их на доску в виде ромашки).

-Ребята, а давайте сохраним все эти наши положительные качества. Это будет сокровищем нашей группы. И каждый может в трудный момент воспользоваться этими качествами или пополнить новыми хорошими качествами и добрыми поступками своими или своих друзей.

Рефлексия

«Пять пожеланий»

– Ребята, скажите, а можем, мы теперь сделать нашего мальчика счастливым и радостным? А как? (дети отвечают). У вас на  столе лежат две руки. В каждой руке пять пальчиков. Давайте постараемся с помощью этих ручек развеселить нашего мальчика, написав ему самые добрые пожелания на каждом пальчике.

Слайд 5

  1. Дети помогают писать в подгруппах пожелания. Руки приклеиваем человечку, и он улыбается.

Слайд 6

– Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вы из нашей беседы взяли для себя? Поможет ли это нам в дальнейшем?

- Ребята, вы молодцы, вы сегодня доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса? Кто может об этом рассказать друзьям из других групп? (ответы детей). Правильно, мы теперь с вами можем дарить радость окружающим. Ребята, большое вам спасибо за помощь друг другу, за честность, за прекрасное настроение, за подаренную друг другу радость.

Итог занятия

Ребята я приготовил сюрприз. И сейчас вам его подарю.

(Букет из шаров)

Крутится, вертится шарик земной,

Годы, как птицы, летят чередой.

Я к вам сегодня с подарком пришла,

Шарики разные вам принесла.

 В красных шарах выраженье любви,

Что бы любовь вы по жизни  несли.

Дружбы, любви это пламенный знак,

Пусть остаётся он в наших сердцах!

В синих шарах – голубые мечты,

Чтобы мечтали по-прежнему вы.

Чтобы сбывались мечты все у вас-

Этого  вам пожелаю сейчас!

 В шаре зелёном надежда живёт

В то, что счастливым окажется год,

В то, что на свете не будет войны,

Будут леса и сады зелены!

Чёрный же шар я с собой не взяла,

Не потому, что его не нашла,

А потому, что в сердцах у детей

Лишь пожелания солнечных дней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.

Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...

Методическая разработка занятия по нравственному воспитанию "Мы живы, пока помним!"

Мероприятие  рекомендовано для учащихся 3-4 классов. Проведено в форме устного журнала, который состоит из трех страниц:1. А завтра была война.2. Блокадный Ленинград3. Наши родственники в годы во...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», &la...

Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня являются: возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы, но, прежде всего, воспитание Человека в человеке, формирование у него духовности, нравствен...

План работы научно-методической лаборатории технологий духовно-нравственного воспитания и развития

План работы научно-методической лаборатории технологий духовнонравственного воспитания и развития разработан на основе Положения о научно-методической лаборатории технологий духовно-нравственного восп...

Методический проект по духовно-нравственному воспитанию "Я и мир вокруг меня".

Методический проект по духовно-нравственному воспитанию "Я и мир вокруг меня" содержит фрагмент рабочей тетради по внеурочной деятельности при изучении краеведческого материала....