Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур"). УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   

Под редакцией  Т. Д. Шапошниковой. Технологическая карта урока  по теме "Золотое правило нравственности" (4 класс).                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Золотое правило нравственности110 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ (основы мировых религиозных культур)  4 класс                                                      

УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»    

Под редакцией  Т. Д. Шапошниковой                                            

Учитель высшей категории Кудрявцева Л.Г.

ГБОУ средняя школа 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга                                                                                                    

                                                                                           

Тема: «Золотое правило нравственности»                                                                                    

Цель урока:  формировать осознанное отношение к ценности нравственности и духовности человеческой жизни.

 Планируемые результаты обучения:

Предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений об этике; учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей,  отделять поступки человека от него самого;  объяснять и обосновывать поступки людей  с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»); опираясь на это правило, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях; чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую -  составлять кластеры.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему); совместно с учителем составлять план решения задачи; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

 Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

читать вслух и про себя тексты учебников и при этом  вести «диалог с автором»; отделять новое от известного; выделять главное;

договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Опорные понятия: «нравственность», «этика», «мораль», «золотое правило нравственности».

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска,  проектор,  мультимедийная презентация,  учебник,  раздаточный материал, аудиозапись.

                                                                               

                                                                                 

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель этапа

I. Организационный момент.

А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди– улыбки и люди– сердца.

А значит, наверное, всё ещё будет

Нам надо лишь жить от души, до конца.        

Я не случайно начала урок, с этого четверостишия, что вам захотелось сделать, прослушав его. (Улыбнуться друг другу, быть хорошими людьми, жить любовью к людям)

Наши улыбки согревают души людей, которые рядом, как солнечные лучи греют землю.

     

Улыбаются друг другу, учителю.

Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке.

II. Актуализация знаний.

Работать сегодня мы  будем по группам. Давайте сначала вспомним правила работы в группах.

Правила работы в группе.

  • Выслушивать мнение каждого, каждый должен работать.
  • Каждый участвует в представлении результатов своей работы.
  • Не перебивать друг друга.
  • Говорить шепотом, чтобы не мешать работе других групп.

Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную деятельность, создать образовательную напряжённость

- Я знаю, что вы любите разгадывать кроссворды. Предлагаю начать урок с разминки для ума.

Разгадывают кроссворд.

1.Череда перерождений, через которую проходят все живые существа в буддизме – сансара.

2. Каменные плиты, на которых были начертаны 10 заповедей – скрижали.

3. Каким именем называют Бога мусульмане? – Аллах.

4. Союз между Богом и еврейским народом – Завет.

5. Главный праздник православных христиан – Пасха.

6. Основные поучения буддизма в собрании священных текстов – Трипитака.

7. Государство, где проживает Папа Римский, глава католической церкви – Ватикан.

8. Как называют Христа верующие Христиане? – Спаситель. 

9. Ежедневная молитва мусульман – намаз.

10. Изображения святых у православных христиан – икона.

11. Священная книга мусульман – Коран.

12. Человек, посвятивший свою жизнь распространению Слова Божия в протестантизме – миссионер.

13. Священная книга иудаизма – Тора.

14. Государство, главными символами которого являются Меген-Давид и менора – Израиль.

III. Мотивация.

Разгадав кроссворд, узнали  ключевое слово.

Какое слово получилось?

- Что означает слово «нравственность»?

-Когда мы уже встречали данное слово? На каком уроке?

- Если мы не знаем, где можно узнать значение слова?

- Прочитаем значение слова «нравственность» в словаре в учебнике на стр.183

- Значит, нравственность – это что?

СЛАЙД.

- А что такое «правило»?

- Какие бывают правила?

 

А какие правила поведения человека в обществе вы можете назвать? Приведите примеры.

- Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека.

-Но ответьте, почему остался еще одна табличка? (Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали).

- Обратите внимание, чем отличается она от остальных? (по цвету, по размеру)

Поговорить о слове «золотой» (прямое и переносное значение).

- Золотые руки – золотое сердце.

Золотая цепь, золотая брошь.

Нравственность.

- Точно сказать не можем.

-Встречали на уроке литературного чтения, когда изучали творчество Г.Х.Андерсена.

- Можно посмотреть в словаре.

Читают значение слова в учебнике.

- Нравственность – это правила.

Алгоритм действий, которые нужно сделать (совершить), чтобы что-то сделать правильно.

- Это условия или требования, которые должны соблюдать все участники действия.

- Правила игры, правописания, школы, речи, поведения, правила по русскому языку, по математике.

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3.Люби и прощай людей.

4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным : не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.

Цель: создать проблемную ситуацию, наметить пути решения проблемы.

IV. Целеполагание.

- Что значит «золотое правило»?

- В каком смысле – прямом или переносном употребляется слово? Докажите.

 

Вспомните 3 понятия, которые мы разбирали сейчас и сформулируйте тему и цель  урока.

Это правило самое верное, истинное, главное, ценное.

Понятия «правило», «нравственность», «золотой».

- Тема урока: «Золотое правило нравственности».

Цель узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни.

Цель: формулировать учащимися целей урока по схеме: узнать-понять-применять.

V. Первичное восприятие текста.

Заранее подготовленный ученик читает притчу  «Мальчик и зеркало» .

Мальчик, выросший  в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

- Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

- Дайте оценку поведения мальчика.

В этой притче заключено «золотое правило нравственности».

- Как бы вы его сформулировали?

- С какими мировыми религиозными культурами связаны слова-понятия в кроссворде, который мы разгадывали в начале урока?

- Правила нравственности, т.е. правила, которыми руководствуются люди в своём поведении и отношениях с другими людьми в этих мировых религиозных культурах, разные или одинаковые?

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Сейчас вы прослушаете высказывания мудрых людей разных религий и разных времен и скажИте, что объединяет все эти высказывания, какая общая мысль?

Заранее подготовленные ученики читают наизусть высказывания мудрых людей.

-Какой сделаем вывод?  (в этих всех высказываниях заключена общая мысль)

Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. 

Это и есть «золотое правило» нравственности.

СЛАЙД.

Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (Это правило самое главное, так как  оно общее для людей разных религий и культур).

СЛАЙД.

Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Где человек учится понимать, что является злом в мире, а что добром?

( В жизни каждому нужно быть дружелюбным. Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.  А зло обернётся к тебе тоже.).

Варианты ответов детей:

-как ты относишься к людям, так и люди относятся к тебе;

-старайся относиться к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

- Иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

- Разные.

- Нет, одинаковые.

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. . Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом»..

« К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и  спросил:

 «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться   всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

« В начале нашей эры из уст проповедовавшего  христианство  Иисуса Христа прозвучало:

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 

 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание  о суть иудаизма  так кратко,

чтобы мудрость их можно было усвоить,  одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай

никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

- Все вероучения говорят о том, как человек может стать лучше, счастливее, благополучнее.

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

В семье, в школе, в различных детских объединениях.

Цель: совершенствовать умение целостно понимать текст

VI. Физминутка.

Цель: эмоциональное и физическое расслабление, снятие усталости.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Продолжим урок. Давайте  еще раз вернемся к цели нашего урока. Мы узнали правило. Теперь нам надо понять его смысл и уметь применять его в жизни.

Сейчас будем  работать в группах.

- Группы работают с разными частями текстами (смотри Приложение).

Вспоминают цель урока.

(Цель узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни)

Цель:

выявление необходимой информации, ее фиксация. Выявление взаимосвязей между объектами. Оформление информационного продукта. Планирование и подготовка выступления.

1 группа. Работа с понятиями.

Задача: найти в словаре и объяснить значение выражения «этика», «светская этика»,  «мораль».

.

Знакомят одноклассников с понятиями «этика», «мораль», «светская этика».

Этика – часть философии, которая изучает нравственность и мораль.

Светская этика – правила поведения и поступки людей в обычной жизни.

Мораль- это правила, нормы, которые определяют, какое поведение человека является правильным, а какое неправильным в конкретном обществе и в определенное время.

А как же формулируется золотое правило нравственности в разных религиях?

2 группа. «Тезис»

Задача: изложить содержание текста в виде тезисов (как звучит золотое правило нравственности в разных религиозных культурах)- стр.169-171, стр.71

 

Христианство.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

Ислам.

«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете»

Буддизм.

«Чего не хочешь для себя – не делай другим».

Иудаизм (уч. стр. 71).

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

А какие же ценности людей лежат в основе данного правила?

3 группа «Главные ценности людей».

 Стр.168

1. Назовите главные ценности людей.

2. С чего начинается путь человека к самосовершенствованию?

3. Как вы понимаете выражение «Не позволяй душе лениться!"

1. Доброта, любовь, уважение, ответственность.

2. С вопроса «Правильно ли я поступаю?

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» .

Надо давать возможность своей душе постоянно «трудиться»- самосовершенствоваться

Давайте подробнее остановимся на слове «самосовершенствование». Что же оно означает и благодаря чему происходит самосовершенствование человека?

4 группа «Схема»

 Задача: составить схему, ответив на вопросы.

Что такое самосовершенствование?

Благодаря чему происходит самосовершенствование человека в течение жизни?

Стр.169

Самосовершенствование

-чтение книг

-общение добрых людей

-совершение нравственных поступков

-изучение (познание )  нового.

VIII. Применение.

- Теперь вы знаете, как звучит и что означает золотое правило нравственности. А умеем ли мы его применять в жизни?

1.Работа по группам.

ПОСЛОВИЦЫ (отметить, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности)

- Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

СЛАЙД (при проверке).

1.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

2. Худа та мышь, которая одну лазейку найдет.
3. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
4. Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.

5. Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

6. Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться.

7. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

8. Как аукнется, так и откликнется

Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.

2.  Приведите примеры нравственного или безнравственного поведения героев из литературы.

Дети приводят примеры.

3. Распределить на две колонки данные выражения: связанные с правилом; не связанные с правилом.

  • не осуждать поступки других;
  • помогать товарищу;
  • делиться с другими;
  • ходить на рыбалку;
  • отзываться на чувства окружающих;

давать списывать

Аргументируют, почему не выбрали некоторые выражения.

IX. Рефлексия.

- В жизни можно найти множество примеров того, как жить по нравственным законам. И это не только герои, о которых пишут книги и снимают фильмы. Это простые люди, которые живут рядом с вами в одном доме, на одной улице, учатся в одной школе, занимаются в одном кружке, стоят в одной очереди в магазине…

- Почему важно знать и соблюдать золотое правило нравственности?

-Назовите слова-глаголы, характеризующие золотое правило нравственности.

СЛАЙД.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, мы ее достигли?

- Правила нравственности, т.е. правила, которыми руководствуются люди в своём поведении и отношениях с другими людьми в этих мировых религиозных культурах, разные или одинаковые?

На уроках литературного чтения мы с вами часто составляем синквейны: даем характеристику героям, их поступкам, высказываем основную мысль  художественного произведения. И сегодня в завершение урока хочу вам предложить составить синквейн. Через такую творческую форму работы вы сможете рассказать, как вы понимаете золотое правило нравственности, в чем заключается его основная мысль.

СЛАЙД (порядок составления синквейна).

Это правило человеческих отношений, построенных на взаимности, уважении, добре.

- Любить, улыбаться, не осуждать, молиться, понимать, дарить.

Цель узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни

- Разные религиозные культуры учат одним и тем же правилам поведения в жизни: не жадничать, помогать слабым, быть добрым, уважительно ко всем относиться

Учащиеся составляют и зачитывают  синквейны на тему «Золотое правило нравственности».

(по группам).

Учащиеся составляют синквейны под музыку  (сайт https://flora.at.ua/ музыка №1 loneliness)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

X. Информация о домашнем задании.

Через некоторое время у нас с вами состоится классный час, на котором мы с вами продолжим тему «Золотое правило нравственности». Предлагаю дома всем посмотреть художественный фильм «Чучело» по одноименной  повести  В. Железникова или прочитать повесть. О проблемах, поднятых в этом фильме и произведении,  мы  с вами и поговорим на классном часе.

Золотое правило нравственности – основное правило нашей жизни. Я вам предлагаю проанализировать жизнь вашей семьи и написать, как в вашей семье реализуется данное правило.

Домашнее задание:

1).По желанию  - самостоятельно составить   синквейн на тему «Золотое правило нравственности».

2). Написать сочинение на тему «Как золотое правило нравственности соблюдается в моей семье».

По итогам написания сочинений будет составлен сборник

« Золотое правило нравственности: история 4 Д».

И закончить наш урок я хочу следующими словами:

«Твори добро, чтобы любя,

 Добро тебя нашло.

 Зла не верши, чтоб и тебя

 Не погубило зло».

Цель: сообщить о домашнем задании, разъяснить методики его выполнения, мотивировать на  качественное выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Открытый урок "Золотое правило нравственности" (4 класс)

На этом уроке учащиеся узнают, какое правило называют "золотым правилом нравственности"....

Разработка урока "Золотое правило нравственности" ОРКСЭ

Разработка урока  по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ».  «Золотое правило нравственности »...

Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"

конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету ...

Урок "Золотое правило нравственности"

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Мировые религиозные культуры"...

Урок «Золотое правило нравственности»

Урок  «Золотое правило нравственности»...