Интегрированный урок.
статья по теме

Интегрированный урок по Образовательной системе "Школа 2100", на примере "Окружающий мир" (автор А.А. Вахрушев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_obrazovatelnoy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ      

    СИСТЕМЕ «ШКОЛА  2100» НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА

    «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   (авт. А.А.Вахрушев)

                                                    Все науки настолько связаны между  

                                                    собою, что легче изучать их все сразу,

                                                    нежели какую-либо одну из них в

          отдельности от всех прочих.

                                                                                                          Р.Декарт

   Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Суть его при изучении курса «Окружающий мир» в создании интегрирующих систем знаний, дающих школьникам представление о целостной картине мира. В последнее время происходит осознание высокой развивающей и воспитательной значимости данного предмета. «Окружающий мир» позволяет наиболее полно реализовать приоритетную цель образования - гармоничное развитие личности ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

   Работая  пять лет по Образовательной системе «Школа 2100», мы прежде всего учим деятельности; не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Поэтому, естественен один из основных вопросов предмета «Окружающий мир»:

   Зачем школьнику изучать этот предмет?

  Отвечая на этот вопрос, из урока в урок, выстраиваем две линии развития личности средствами предмета:

  1. Знакомство с целостной картиной мира.

  1. Формирование оценочного эмоционального отношения к миру.

 

   В каких ситуациях человеку необходима целостная картина  мира?

   Мы знаем, что современные дети любознательны и хорошо информированы, но знания, как правило, не систематизированы. И дети порой знают о явлениях и событиях вдали от своего дома больше, чем об окружающих предметах. Поэтому цель курса – систематизация опыта полученного детьми.

Например. Окружающий мир.        «Весна – природа пробуждается» 

                    Литературное чтение.    Н.Сладков «Шапки долой!»

                                                              И. Токмакова «Весна».

Т. е. при минимуме сообщаемых знаний стараюсь сделать их участниками жизни. Всё это способствует возникновению привычки объяснение осмысление своего опыта. В этом случае ученик может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

С этого шага и начинается как бы заложение фундамента  для дальнейшего роста функциональной грамотной личности.

   В каких же ситуациях человеку необходимо умение объяснять своё отношение к миру?

                                                 Разум, чувство и сознанье

                                прочно связаны все трое

        Шота Руставели.

   Для детей очень важно не останавливаться на холодном анализе окружающего мира. Ведь человек не отделим от переживаний, которые он испытывает по отношению, что окружает его. А значит моя задача, как учителя, помочь ученику сформулировать личностное отношение к миру.

Например.  Окружающий мир.        «Весна – природа пробуждается»

                      Экология.                       «Как нам жить»

                                         (весенние субботники)

На этой ступени воспитывается экологическая грамотность, ведь человек – природа и общество.

Хочу предложить вашему вниманию из опыта работы, составленного мною, план  интегрированных уроков по окружающему миру.

(примерный план – часть плана)

1

Окружающий мир

«Как мы понимаем друг друга»

Риторика

«Если ты один на свете. Будем общаться»

2

Окружающий мир

Учимся определять направления «вперёд», «назад», «вправо», «влево» и др.

Информатика

«Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

3

Окружающий мир

«Весна- природа пробуждается»

Литературное чтение

Н.Сладков «Шапки долой!»

И.Токмакова «Весна»

Рассмотрим проект будущего интегрированного урока на примере третьей строки таблицы.

Окружающий мир.                     «Весна – природа пробуждается»

Литературное чтение.                   Н.Сладков «Шапки долой!»

                                                      И. Токмакова «Весна».

  1. Постановка учебной задачи.           
  1. Актуализация знаний

                 (обсуждение рисунков на тему «Весна»)

              2) Проблемная ситуация

         (  название весенних месяцев)

        - За что они получили своё название?

        - Какие признаки весны вы знаете?

        - А теперь попробуем выделить признаки весны и найти            

                 главный.

     2.  Формулирование цели урока.

     3.  «Открытие» детьми новых знаний.  

        1) Чтение стихотворения и рассказа

        - О каких признаках весны нам рассказали эти

           произведения?

        2) Обсуждение и предположение на тему

        «Весна – природа пробуждается»

        (диалог между детьми и учителем)

4.  Первичное закрепление.

        - Что происходит в природе и в чём причина оживления                                              в жизни растений и животных?

        А) жизнь растений весной

                   Б) жизнь животных весной

5.  Самостоятельная работа с проверкой в классе.

        (Самостоятельное чтение учащимися литературных

                 произведений – с выбором весенних признаков,

                 связанных с жизнью растений и животных.)

6.  Повторение и закрепление изученного материала.

        1) работа с учебником (выводы)

        2) тренировочные упражнения (работа в рабочих тетрадях)

        3) труд людей весной «Весенние субботники»

7. Итог урока. Рефлексия.

   Заканчивается учебный год, работая по интегрированному курсу

 « Окружающий мир» (авт. А.А.Вахрушев), можно сделать выводы:

   Первоклассники свободно и легко называют окружающие предметы и устанавливают их взаимосвязь; научились наблюдать, делать выводы из наблюдений, умело пользуются учебником, выделяя самое главное; различают живые и неживые предметы; распознают растения и животных; умеют составлять памятки о правилах поведения на улице, дома, в природе (в рисунках, знаках, по ключевым словам); выделяют особенности, и отличия каждого времени года, могут подобрать литературное произведение, нарисовать рисунок по теме, составить кроссворд, ребус на любую тему урока.

В заключении хотелось бы ещё раз вернуться к мысли о том, что познание детьми окружающего мира не ограничивается и не может ограничиваться рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её пределами. Сам учебный предмет «Окружающий мир» оказывается своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Он оказывает необходимое влияние на другие учебные предметы, которые своими средствами решают воспитательные и образовательные задачи начального образования.

           Работы авторов методического комплекта «Школа 2100»

     1. Зайцев В.В., Науменко О.В. Вариативные системы обучения в начальной  

          школе М.2008

  1. Бунеев Р.Н. Интеграция и интегрированные уроки М. 2003
  2. Вахрушев А.А. Урок окружающего мира М. 2003
  3. Вахрушев А.А. Программа по окружающему миру М. 2008

Хлопова Марина Викторовна

учитель начальных классов

г. Красный Кут Саратовской области   МОУ  СОШ №1

элект.адрес  marinakhlopova@rambler.ru

Домашний адрес:    413253

                                  Саратовская область

                                  г. Красный Кут

                                  переулок Заречный д.5, кв.5

                                  (260) 5-22-52

Являюсь постоянным подписчиком вашего журнала.

                                                   Главному редактору журнала

                                                   «Начальная школа плюс до и после»

                                                   Бунееву Р.Н.

                                                   От учителя начальных классов

                                                    г. Красный Кут Саратовской области

                                                    МОУ  СОШ   №1

                                                    Хлоповой Марины Викторовны

                            заявление.

Прошу вас опубликовать мою статью «Совместный поиск»

 в вашем журнале, с условиями публикации согласна.

                                                  26.06.09г. Хлопова М.В.

Хлопова Марина Викторовна

учитель начальных классов

г. Красный Кут Саратовской области   МОУ  СОШ №1

элект.адрес  marinakhlopova@rambler.ru

Домашний адрес:    413253

                                  Саратовская область

                                  г. Красный Кут

                                  переулок Заречный д.5, кв.5

                                  (260) 5-22-52

Являюсь постоянным подписчиком вашего журнала и выпускницей углублённых курсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...