Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Ремейко Татьяна Владимировна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литературы)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования спортивного профиля»

     

                               Обсуждено на

                                                                         заседании методического объединения

                                              протокол № _________

                                                      от ___________________

                                                                           руководитель м/о ________________

                                                                           Утверждено педагогическим советом

                                                            протокол № ______________

                                                      от ______________________

                                                                      директор МО ШИСП______________

                                   

       

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

    кружок  «Служу Отечеству пером»

    (Младший школьный возраст)

                                                        Составитель:

                                                                      Ремейко Т.В.,

                                                                                               учитель начальных классов

    Ленинск-Кузнецкий

    2011

    Содержание

    1.  Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
    2. Учебно-тематический план…………………………………………………..………….……5
    3.  Содержание программы……………………………………………….…….…….…….…...6
    4. Тематическое планирование………………………………………………………………….7
    5.  Список литературы……………………………………………..…………………………….8
    6.  
    7.  

    Пояснительная записка

    Мы живём в обществе, которое характеризуется изменениями в сфере производства, экономических связей, в характере труда, где всё более значимой становится информация.

    Информация – это сведения, помогающие общаться со всем миром, лучше ориентироваться в нём. Информация позволяет человеку стать более свободным, ориентироваться в экономической и социальной жизни страны.

    Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому задача обучения основам детской журналистики является актуальной.

    Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» создаёт условия для общения с людьми, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствует выработке аналитического склада ума, трудолюбия. Программа способствует успешному вхождению в социум, а значит, отвечает практическим интересам личности. 

          Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

    Задачи:

    1. Развитие нравственных качеств
    2. Развитие эмоционально-смыслового восприятия мира посредством слова, повышение речевой грамотности
    3. Формирование интереса к журналистике
    4. Изучение основ журналистского мастерства
    5. Развитие наблюдательности, внимания, ответственности, воображения, коммуникабельности
    6. Овладения навыками работы в команде, объединённой единой целью, развитие организаторских способностей
    7. Организация деятельности школьных пресс-центров

    Программа составлена по принципу типовой. Она имеет связь с базовыми предметами: чтением, риторикой, русским языком. И самое главное: практическим выходом реализации Программы является издание школьной газеты. Программа даёт большие возможности для пробуждения и развития нравственных качеств у детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте. Это постоянный синтез всех творческих способностей ребёнка. Данная программа построена так, чтобы обучающиеся, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения включались в журналистское творчество и печатались в детских периодических изданиях.  Одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов». Игра в журналиста полезна тем, что даёт возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. Реализация программы дополнительного образования «Служу Отечеству пером» рассчитана на четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала и видов практических работ.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1-х класса – 31 учебная неделя, во 2 - 4–х классах – 32 учебные недели. Форма обучения – групповая.

    Цель первого года обучения: воспитание нравственных качеств и развитие познавательного интереса к русскому языку.

    Задачи 1-го года обучения:

    Обучающие:

    1. познакомить ребят с детскими периодическими изданиями;
    2. научить детей ориентироваться в страницах-рубриках газет, журналов;
    3. формировать осмысленное восприятие авторского текста;
    4. учить понимать смысл слов, составляя деревья-корнесловы;
    5. обогащать словарный запас;
    6. учить отображать действительность в символах и образах;
    7. расширять знания об окружающей действительности.

    Развивающие:

    1. формировать у детей умение выделять и понимать позитивную информацию;
    2. способствовать развитию устойчивого интереса к чтению;
    3. развивать сенсорные способности через рукотворчество.

    Воспитательные:

    1. создать ситуацию успешности, способствующую формированию у детей положительных эмоций;
    2. оказывать помощь детям в преодолении психологических трудностей, в определении своих возможностей;
    3. воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному языку.

    Предполагаемый результат работы с группами 1-го года обучения.

    Дети будут иметь представление:

    1. о детских периодических изданиях;
    2. о направленности материалов газет;
    3. о том, кто такой журналист.

    Будут знать:

    1. название программы по основам детской журналистики;
    2. рубрики газеты.

    Будут уметь:

    1. ориентироваться в страничках-рубриках газет;
    2. выражать полученные знания и свои чувства с помощью рисунка;
    3. подбирать или рисовать иллюстрации к заметкам, стихам, сказкам;
    4. пользоваться рабочей тетрадью по основам детской журналистики.

    Учебно-тематический план

    № темы

    Тема

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    Формы контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Итого

    Кто такой журналист

    Слова-корабли мыслей

    Жить -добро творить

    Зимняя сказка

    Родная земля

    Мамин праздник

    Живая душа природы

    В мире необычного

    Твори добро другим во благо

    4

    3

    4

    5

    5

    1

    3

    2

    4

    31

    3

    2

    3

    3

    4

    3

    2

    1

    21

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    3

    10

     

    Выставка детских рисунков

    Работа с аппликацией

    Опросник: «Слова, которые меня огорчают и радуют»

     

    Содержание программы

    Кто такой журналист. Знакомство с детскими периодическими изданиями. Значение названия программы «Служу Отечеству пером». Человеческие и профессиональные качества журналиста. Учимся задавать вопросы. Кто делает газету: состав редакции.

    Слова-корабли мыслей. Выделение главной мысли в тексте. Беседа о речи. Значение речи в работе журналиста. Эмоционально воздействие слова. Ответственность журналиста.

    Жить - добро творить. Мир и человек. Человек сам творит мир вокруг себя. Значение слова «красный» в русском языке. Культура – знания, труд, добро. Кто такой культурный человек. Учимся задавать вопросы.

    Зимняя сказка. Подбор слов с корнем «снег». Новости в жизни человека. Составление дерева-корнеслова. История и смысл праздника «Коляда». Символы новогоднего праздника. Выпуск новогодней стенгазеты. Инсценировка сказки В.И. Даля «Старик-годовик». Выстраивание словесного ряда к слову «год».

    Родная земля. Смысл слов: Родина, Отечество. Составление деревьев - корнеслов со словами «род», «отец». Подбор родственных слов к слову «город». Беседа о своём городе. Подготовка к изучению заметки. Беседа о взаимосвязи человека, дома и Вселенной. Прорисовывание символов на доме и кокошнике. Богатырь – герой земли Русской. Смысл слов: богатырь, русский, герой. Былина об Илье Муромце. В жизни всегда есть место подвигу. Смысл слова «подвиг». Составление дерева – корнеслова со словом «подвиг».

    Мамин праздник. Мать – источник жизни. Кого люди называли Матерью. Подбор родственных слов и эпитетов. Изготовление подарка маме.

    Живая душа природы. Наблюдение за природой. Подготовка к изучению зарисовок. Животные – помощники человека. Рассказ о своём домашнем питомце. Подготовка к изучению заметки. Воздействие музыки на человека.  Составление дерева-корнеслова со словом «музыка». Подбор рифм, хоровое чтение чистоговорок, скороговорок.

    В мире необычного. Мечта человека о космосе. Значение слова «Космос» и «Вселенная». Целостное видение мира. Мы - часть мира. Загадка – начало науки. Размышление над мудростью «Дело науки – служить людям».

    Твори добро другим во благо. Составление дерева-корнеслова с корнем «сказ». Сказочная викторина. Тайна цветика - семицветика. Составление панно «Цветок желаний» Подготовка к изучению отзыва. Здоровье – порядок в организме. Ритм – основа жизни. Чистые мысли – здоровый организм. Составление схемы: что влияет на здоровье человека. Игры на улице. Составление дерева-корнеслова со словом «добро». Беседа по сказке «Добро без ума». Анкетирование. Изготовление плаката «Слова, которые меня радуют». Беседа по сказке «Добрый выбор». Викторина по материалам газеты. Игры, загадки. Рисование ответов к загадкам.

    Тематическое планирование

    1-й класс. 31ч

    Тема

    Дата

    Кто такой журналист

    1

    Здравствуйте, Добрята!

    2

    Кто такой журналист?

    3

    Дорога Добра

    4

    В стране юных журналистов

    Слова-корабли мыслей

    5

    Мыслить- значит жить.

    6

    Живая русская речь

    7

    Слово-главный помощник журналиста

    Жить -добро творить

    8

    Жить –добро творить.

    9

    В мире прекрасного

    10

    В культуре –свет и радость

    11

    Огоньки радости

    Зимняя сказка

    12

    Снежная сказка

    13

    Страна Вестей

    14

    Праздник Коляды

    15

    Здравствуй, праздник Новый год

    16

    Птицы-месяцы летят

    Родная земля

    17

    Сказка волшебная -Русь

    18

    Любимый город

    19

    Человек-Дом-Вселенная

    20

    Герои земли Русской

    21

    Жить- Родине служить

    Мамин праздник

    22

    При солнышке- тепло, при матери-добро.

     

    Живая душа природы

    23

    Живая душа природы

    24

    О братьях наших меньших

    25

    Музыка Земли

    В мире необычного

    26

    Здравствуй, Космос!

    27

    В мире необычного

    Твори добро другим во благо

    28

    Страна сказок

    29

    Будем здоровы

    30

    Учимся доброте

    31

    Отдыхалочка

    Итого

    31ч

    Список литературы

    Для обучающихся:

    1. Гуркова И.В. Выбери ответ. Что такое родственные слова? М.: «Дрофа», 2004
    2. Гуркова И.В. Выбери ответ Слово и слог. Пособие для учащихся. М., 2004
    3. Дорогою добра. Рабочая тетрадь по основам журналистики. Томск, «Твердыня», 2007

    Для учителя:

    1. 1.Программа «Служу Отечеству пером», г. Томск, 2009
    2. 2.Дорогою добра. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г. Томск. 2009
    3. 4.Проект «Школьная газета в начальных классах», г. Томск, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

         Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Логика"

    Программа расчитана на четыре года обучения.Содержит диагностические материалы....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путешествие в Компьютерию»

    Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"

    Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....


     

    Комментарии

    Миронова Ирина Алексеевна

    Очень хорошая программа,интересное содержание.Татьяна Владимировна-вы просто молодец!
    Асадуллина Нелля Романовна

    Развитие эмоционально-смыслового восприятия мира посредством слова, повышение речевой грамотности, Формирование интереса к журналистике, это самые нужные в наше время задачи для развития подрастающего поколения. Спасибо большое за ваш труд.