Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"
материал (1 класс) по теме
С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fak-tiv_skazki_i_pesni_tihogo_dona.docx | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОГРАММА КРУЖКА
для начальной школы
«ПЕСНИ И СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА»
Учитель Просандеева Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенно стями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая поход ная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товари щества. Особенно тесной была связь между одностаничника ми, знакомыми или связанными кровным родством. Своеоб разные условия жизни на Дону, особенности характера и ми ровоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала боль шое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Тур ции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповто римую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте яв ляется приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя мен талитет, традиции и быт.
Курс «Песни и сказки Тихого Дона» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 34 учебных часа. Содержание курса учи тывает возрастные особенности младшего школьника и пред лагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах До на. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.
Цели курса:
- Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
- Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
- Расширять кругозор детей, знакомить их с географией
родного края, особенностями его природы, представителями
растительного и животного мира.
3. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
Результат работы данного курса:
для учащихся:
- получение новых знаний;
- раскрытие творческих способностей;
- знакомство с новыми играми, песнями;
для родителей:
- возможность раскрыть особенности и способности своего
ребенка; - участие в творческом проекте (совместное творчество с деть
ми улучшает взаимопонимание в семье);
для учителя:
- развитие творческих способностей учащихся;
- приобщение учащихся к истокам казачьего народного
творчества; - формирование русского менталитета на основе ознакомления учащихся с богатейшей культурой Донского края;
- организованный досуг для детей и родителей.
Данное пособие представляет собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое по строение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, по зволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сце нарии праздников.
Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятель но решает, какой сложности выбирать материал.
В ходе занятий можно применять не только музыкаль ные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.
Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их роди телям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Учебные задачи | Кол - во | |
заня | Дата | |||
тия | часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Вводное занятие заня- | Знакомство с содержанием и темати- | 1 | |
Заветная | кой занятий. Обеспечение активности | |||
шкатулка | детей, самостоятельного творчества, | |||
развития индивидуальности | ||||
2. | Главная песня | Формировать русский менталитет на | 1 | |
казаков | основе образа малой родины. Воспиты- | |||
вать патриотизм | ||||
3. | Почему Дон | Формировать исследовательские навы- | 1 | |
Ивановичем | ки, умения работать с литературными, | |||
зовут? | интернет-источниками. Обогащать зна- | |||
ния и представления учащихся о род- | ||||
ном крае, стимулировать интерес к | ||||
изучению легенд и преданий Дона. | ||||
Развивать творческие навыки учащих- | ||||
ся | ||||
4. | Сказ «На поле | Дать понятие о легендах и преданиях | 1 | |
было Кулико- | Тихого Дона как отражении народной | |||
вом* | памяти о действительных историче- | |||
ских событиях. Формировать всесто- | ||||
ронне развитую личность | ||||
5. | Про городище | Воспитывать активную жизненную | 1 | |
Кудеярово | позицию гражданина малой родины | |||
6. | Делу время - | Развивать исследовательские навыки | 1 | |
потехе час | детей, умение работать с литератур- | |||
ными и историческими источниками. | ||||
Развивать двигательную активность | ||||
учащихся, укреплять веру в собствен- | ||||
ные силы | ||||
7. | Казачья песня. | Показать детям уникальность содер- | 1 | |
«Трава, моя | жания музыкального и поэтического | |||
трава» | оформления донской казачьей песни, | |||
ее своеобразие. Учить слушать, вос- | ||||
производить народные песни. Воспи- | ||||
тывать патриотов малой родины | ||||
8. | Народные | Формировать навыки организации ра- | 1 | |
сказки Дон- | бочего пространства и рационального | |||
ского края. | использования рабочего времени, уме- | |||
Занятие- | ние вести диалог, координировать свои | |||
проект | действия с действиями партнёров |
9 | Сказка «складка*, а уму учит | Формировать чувство преемственности поколений, уважения мудрости пред ков, воспитывать наследников культу ры и истории прошедших поколений. Донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенно го в сказках. Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формиро вать умение работать со словарем | 1 | |
10 | Пословица недаром мол вится | Обогащать знания учащихся о фольк лоре Донского края. Расширять пан томимические умения детей, их логи ческое мышление. Формировать ком муникативную компетентность, пози тивную самооценку. Воспитывать це леустремленность | 1 | |
11 | Про анютины глазки и цве ток бессмерт ник | Расширять знания детей о раститель ном мире родного края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, сме лости казаков. Содействовать воспита нию этих черт личности у детей | 1 | |
12. | Про Галичью гору | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | 1 | |
13. | Неповторимый язык казачьей песни | Расширять и углублять знания уча щихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака. Формировать ценностное отношение к русской на циональной культуре | 1 | |
14. | Творческая мастерская. Проба пера | Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемст венности поколений | 1 | |
15. | Казачьи по тешки, небы вальщины, загадки. Соз дание книжки-малышки | Познакомить детей с принципами оформления книги. Формировать уме ние работать в группе, распределять обязанности и четко их выполнять | 1 |
16. | Казачья песня «Посею лебеду на берегу» | Показать учащимся уникальность со держания и музыкально-поэтического оформления донской казачьей песни. Поднять уровень музыкальной культу ры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения | 1 | |
17. | Казачьи игры и забавы | На примере казачьих игр и забав фор мировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни. Содей ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про шедших поколений | 1 | |
18. | Женщина-казачка. Сказ ка «Алёнкин брод» | Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины-казачки в жизни станицы и в семье. Воспитывать уважение к женщине | 1 | |
19. | Казачьи песни «Ой, на горе калина» , «Ах, ты степь ши рокая» | Стимулировать интерес детей к народ ному творчеству. Учить детей чувство вать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка | 1 | |
20 | Откуда фами лии казачьи пошли | Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей мно гонационального Тихого Дона. Воспи тывать уважение к прошлому своей семьи, толерантность к людям других национальностей и религий | 1 | |
21 -22. | Нарядный ка зачий костюм (проект) | Дать учащимся общие понятия о свое образии казачьего костюма. Развивать творческие способности, фантазию де тей, умение использовать полученные знания и умения в проектной деятель ности. Учить детей общаться со взрос лыми | 2 | |
23 - 24. | Обычаи и праздники казаков | Познакомить учащихся с особенностя ми народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, истори ческим прошлым жителей Тихого До на. Воспитывать уважение к традици ям своего народа | 2 | |
25. | Легенда про золотых коней | Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Вос питывать уважение к воинской службе | 1 | |
26. | Богатство из богатств | Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края. Развивать чувство кол лективизма, коммуникабельность | 1 | |
27. | Имя, станице нареченное | На основе знакомства учащихся с бо гатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краевед ческой работе | 1 | |
28 - 29, | Чем отличает ся курень от хаты? | Расширять и углублять знания о куль турных традициях и духовном насле дии донского казачества. Учить вы полнять творческий проект, используя различные дополнительные источники информации. Воспитывать уважение к ручному труду и народному творчеству | 2 | |
30. | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закрепить полученные знания. Разви вать воображение, сообразительность, смекалку | 1 | |
31 -32. | Подготовка праздника «Казачьи по сиделки» | Развивать творческие способности де тей на примерах донского фольклора. Показать возможности использования полученных знаний б деятельности. Расширять кругозор детей. Развивать любознательность, эмоциональную от зывчивость; умение выбирать задания, соразмерные собственным способно стям. Формировать благоприятную среду воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности | 2 | |
33 - 34. | Праздник «Казачьи по сиделки» | Закрепить знания, полученные на за нятиях. Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордо сти за свою родину, активную жиз ненную позицию гражданина совей страны. Формировать традиции семей ных праздников | 1 | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У сказки тихий голосок. Урок - обобщение по литературному чтению во 2 классе
Урок - обобщение материала по разделу "Русские народные сказки" во 2 классе по программе "Школа России". На уроке дети путешествуют по сказочным станциям "Избушка на курьих ножках", "Терем", "Те...
У сказки тихий голосок. Урок литературного чтения во 2 классе. Презентация
Презентация к уроку литературного чтения "У сказки тихий голосок" во 2 классе по программе "Школа России". Данную презентацию можно использовать и на других уроках по разделу "Русские народ...
Краски Тихого Дона
Интегрированный урок...
Презентация к уроку "Краски Тихого Дона"2 класс
Презентация к уроку курса "Доноведение" 2 класс по теме "Краски Тихого Дона. Времена года"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...
Презентация к уроку "Сказки Тихого Дона" П.В.Лебеденко
Презентация к уроку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко....
Авторская программа "Казаки Тихого Дона"
Воспитать достойного гражданина страны, патриота, человека уважающего старшее поколение, традиции, культуру своего народа невозможно только учением и поучением. Детям нужны достойные примеры пра...
Комментарии
Дополнительное образование