Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"
материал (1 класс) по теме

С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fak-tiv_skazki_i_pesni_tihogo_dona.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОГРАММА КРУЖКА

для начальной школы

 

«ПЕСНИ И СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА»

                 Учитель Просандеева Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенно стями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая поход ная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товари щества. Особенно тесной была связь между одностаничника ми, знакомыми или связанными кровным родством. Своеоб разные условия жизни на Дону, особенности характера и ми ровоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала боль шое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Тур ции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповто римую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте яв ляется приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя мен талитет, традиции и быт.

Курс «Песни и сказки Тихого Дона» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 34 учебных часа. Содержание курса учи тывает возрастные особенности младшего школьника и пред лагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах До на. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.

Цели курса:

  1. Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
  2. Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
  3. Расширять кругозор детей, знакомить их с географией
    родного края, особенностями его природы, представителями
    растительного и животного мира.

3. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.

Результат работы данного курса:

для учащихся:

  1. получение новых знаний;
  2. раскрытие творческих способностей;
  3. знакомство с новыми играми, песнями;

для родителей:

  1. возможность раскрыть особенности и способности своего
    ребенка;
  2. участие в творческом проекте (совместное творчество с деть
    ми улучшает взаимопонимание в семье);

для учителя:

-        развитие творческих способностей учащихся;

  1. приобщение   учащихся   к   истокам   казачьего народного
    творчества;
  2. формирование русского менталитета на основе ознакомления учащихся с богатейшей культурой Донского края;
  1. организованный досуг для детей и родителей.

Данное   пособие   представляет   собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое по строение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, по зволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сце нарии праздников.

Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятель но решает, какой сложности выбирать материал.

В ходе занятий можно применять не только музыкаль ные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.

Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их роди телям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Учебные задачи

Кол - во

заня

Дата

тия

часов

1

2

3

4

5

1.

Вводное занятие   заня-

Знакомство с содержанием и темати-

1

Заветная

кой занятий. Обеспечение активности

шкатулка

детей,    самостоятельного    творчества,

развития индивидуальности

2.

Главная песня

Формировать  русский  менталитет  на

1

казаков

основе образа малой родины. Воспиты-

вать патриотизм

3.

Почему     Дон

Формировать исследовательские навы-

1

Ивановичем

ки, умения работать с литературными,

зовут?

интернет-источниками. Обогащать зна-

ния и представления учащихся о род-

ном  крае,   стимулировать   интерес  к

изучению  легенд  и  преданий  Дона.

Развивать творческие навыки учащих-

ся

4.

Сказ «На поле

Дать понятие о легендах и преданиях

1

было   Кулико-

Тихого Дона как отражении народной

вом*

памяти   о   действительных   историче-

ских  событиях.  Формировать  всесто-

ронне развитую личность

5.

Про  городище

Воспитывать    активную    жизненную

1

Кудеярово

позицию гражданина малой родины

6.

Делу  время  -

Развивать  исследовательские  навыки

1

потехе час

детей, умение работать с литератур-

ными и историческими источниками.

Развивать    двигательную    активность

учащихся, укреплять веру в собствен-

ные силы

7.

Казачья песня.

Показать детям уникальность содер-

1

«Трава,     моя

жания музыкального и поэтического

трава»

оформления донской казачьей песни,

ее  своеобразие.  Учить  слушать,  вос-

производить  народные  песни.  Воспи-

тывать патриотов малой родины

8.

Народные

Формировать навыки организации ра-

1

сказки      Дон-

бочего пространства и рационального

ского       края.

использования рабочего времени, уме-

Занятие-

ние вести диалог, координировать свои

проект

действия с действиями партнёров

9

Сказка «складка*,     а

уму учит

Формировать чувство преемственности поколений, уважения мудрости пред ков, воспитывать наследников культу ры и истории прошедших поколений. Донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенно го в сказках. Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формиро вать умение работать со словарем

1

10

Пословица недаром    мол вится

Обогащать знания учащихся о фольк лоре Донского края. Расширять пан томимические умения детей, их логи ческое мышление. Формировать ком муникативную компетентность, пози тивную самооценку. Воспитывать це леустремленность

1

11

Про   анютины глазки и цве ток   бессмерт ник

Расширять знания детей о раститель ном мире родного края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, сме лости казаков. Содействовать воспита нию этих черт личности у детей

1

12.

Про    Галичью гору

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

1

13.

Неповторимый язык казачьей песни

Расширять и углублять знания уча щихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака. Формировать ценностное отношение к русской на циональной культуре

1

14.

Творческая мастерская. Проба пера

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемст венности поколений

1

15.

Казачьи      по тешки,    небы вальщины, загадки.    Соз дание книжки-малышки

Познакомить детей с принципами оформления книги. Формировать уме ние работать в группе, распределять обязанности и четко их выполнять

1

16.

Казачья песня «Посею лебеду на берегу»

Показать учащимся уникальность со держания и музыкально-поэтического оформления донской казачьей песни. Поднять уровень музыкальной культу ры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения

1

17.

Казачьи игры и забавы

На примере казачьих игр и забав фор мировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни. Содей ствовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории про шедших поколений

1

18.

Женщина-казачка. Сказ ка    «Алёнкин брод»

Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины-казачки в жизни станицы и в семье. Воспитывать уважение к женщине

1

19.

Казачьи песни «Ой, на горе калина» , «Ах, ты степь ши рокая»

Стимулировать интерес детей к народ ному творчеству. Учить детей чувство вать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка

1

20

Откуда фами лии казачьи пошли

Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей мно гонационального Тихого Дона. Воспи тывать уважение к прошлому своей семьи, толерантность к людям других национальностей и религий

1

21 -22.

Нарядный ка зачий костюм (проект)

Дать учащимся общие понятия о свое образии казачьего костюма. Развивать творческие способности, фантазию де тей, умение использовать полученные знания и умения в проектной деятель ности. Учить детей общаться со взрос лыми

2

23 - 24.

Обычаи         и праздники казаков    

Познакомить учащихся с особенностя ми народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, истори ческим прошлым жителей Тихого До на. Воспитывать уважение к традици ям своего народа

2

25.

Легенда     про золотых коней

Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Вос питывать уважение к воинской службе

1

26.

Богатство     из богатств

Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края. Развивать чувство кол лективизма, коммуникабельность

1

27.

Имя,   станице нареченное

На основе знакомства учащихся с бо гатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краевед ческой работе

1

28 -

29,

Чем отличает ся   курень  от хаты?

Расширять и углублять знания о куль турных традициях и духовном насле дии донского казачества. Учить вы полнять творческий проект, используя различные дополнительные источники информации. Воспитывать уважение к ручному труду и народному творчеству

2

30.

Викторина «Что?       Где? Когда?»

Закрепить полученные знания. Разви вать воображение, сообразительность, смекалку

1

31 -32.

Подготовка праздника «Казачьи    по сиделки»

Развивать творческие способности де тей на примерах донского фольклора. Показать возможности использования полученных знаний б деятельности. Расширять кругозор детей. Развивать любознательность, эмоциональную от зывчивость; умение выбирать задания, соразмерные собственным способно стям. Формировать благоприятную среду воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности

2

33 -

34.

Праздник «Казачьи    по сиделки»

Закрепить знания, полученные на за нятиях. Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордо сти за свою родину, активную жиз ненную позицию гражданина совей страны. Формировать традиции семей ных праздников

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У сказки тихий голосок. Урок - обобщение по литературному чтению во 2 классе

Урок - обобщение материала по разделу "Русские народные сказки" во 2 классе по программе "Школа России". На уроке дети путешествуют по сказочным станциям  "Избушка на курьих ножках", "Терем", "Те...

У сказки тихий голосок. Урок литературного чтения во 2 классе. Презентация

Презентация к уроку литературного чтения "У сказки тихий голосок" во 2 классе по программе "Школа России". Данную презентацию можно использовать и на других уроках по разделу "Русские народ...

Краски Тихого Дона

Интегрированный урок...

Презентация к уроку "Краски Тихого Дона"2 класс

Презентация к уроку курса "Доноведение" 2 класс по теме "Краски Тихого Дона. Времена года"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...

Презентация к уроку "Сказки Тихого Дона" П.В.Лебеденко

Презентация к уроку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко....

Авторская программа "Казаки Тихого Дона"

Воспитать достойного гражданина страны, патриота, человека уважающего старшее поколение, традиции, культуру своего народа невозможно только учением и поучением.  Детям нужны достойные примеры пра...


 

Комментарии

Я живу и работаю в Ростовской области. Детям необходимо знать историю своего края. Предлагаю программу дополнительного образованияо родном крае.