Авторская программа "Казаки Тихого Дона"
методическая разработка (3, 4 класс)

Воспитать достойного гражданина страны, патриота, человека уважающего старшее поколение, традиции, культуру своего народа невозможно только учением и поучением.  Детям нужны достойные примеры правильного безукоризненного поведения людей в истории и современности,  а в этом вопросе самым лучшим примером бережного отношения к природе, своей земле являются наши предки-казаки. Решать задачи воспитания молодежи помогает  программа «Казаки Тихого Дона», отвечающая потребностям школы и требованиям ФГОС. 

Программа «Казаки Тихого Дона» включает в себя метапредметный материал обширного содержания,   который может быть использован для ведения разных краеведческих курсов. Программа рекомендована для образовательных учреждений со статусом «казачье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_kazaki_tihogo_dona.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Казаки Тихого Дона».

Лукашева Елена Петровна – учитель истории МБОУ « Шолоховская гимназия»

Овчелупова Вера Ивановна-учитель географии МБОУ «Кружилинская СОШ»

Овчелупова Юлия Александровна – учитель начальных классов г.Новочеркасск школа № 17

Павлова Ирина Дмитриевна – учитель географии «Андроповская СОШ»

Сетракова Светлана Александровна – учитель географии «МБОУ Вешенская СОШ»

Сидорова Анжелика Александровна – учитель географии МБОУ« Шолоховская гимназия»

Пояснительная записка

 Изменения в общественной жизни, возрождение казачества и перевод казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение на Дону  образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется воспитанию подрастающего  поколения в духе казачьих традиций.  Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитания любви к Отечеству, своей малой Родине – Донскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

 Патриотическое воспитание является одним  из важнейших направлений в воспитательной работе. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи поможет программа «Казаки Тихого Дона» средствами внеклассной работы в классах и школах казачьей направленности. В ходе организованной внеклассной  деятельности каждый ребенок может реализовать и развить свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к проявлению  в детях лучших черт и качеств. Вся воспитательная работа в классах казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Учащиеся — это будущее нашей малой родины, и ОНИ должны знать историю, культуру и традиции донского казачества.

Богатая культура российского казачества, в том числе донского казачества, предоставляет огромные  возможности активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания.  Ведь только на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Программа «Казаки Тихого Дона» рассчитана на учеников основной школы, обучающихся на базе учреждений дополнительного образования детей или в общеобразовательных школах (классах казачьей направленности) по программам дополнительного образования. Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры донского казачества.

Актуальность:

В ряде общеобразовательных учреждений Шолоховского района и Ростовской области  функционируют классы казачьей направленности, в учреждениях дополнительного образования детей работают кружки, которые посещают школьники, интересующиеся историей Донского казачества.  Мы являемся свидетелями того, как  российское казачество возрождается и крепнет. Поэтому изучение истории казачества в школах  представляется достаточно актуальным. Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Предлагаемый курс строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, которое изложено в рабочей тетради по донскому казачеству,  так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школ  Донского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе  РФ « Об образовании»:

• воспитание гражданственности и любви к Родине;

• защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

• формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

• формирование мировоззренческой, нравственной культуры;

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения состоит из 34 учебных часов. Программа включает 5 разделов. В такой же последовательности разработана и рабочая тетрадь для учащихся, в которой согласно разделам и темам подобраны материалы и задания для учащихся. Каждый раздел предполагает выполнение проектных и исследовательских работ.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, исследовательский характер

 Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение различных типов уроков: Уроки-исследования; Уроки-заочных экскурсий, Уроки-игры, лекции и др. Эти типы уроков способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности..

 Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и формированию компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры обучающихся. Личностно-ориентированный характер обучения позволяет учитывать уровень знаний, умений, навыков детей, их мотивацию к занятиям.  Последовательно осваивая темы и разделы программы, обучающиеся выполняют задания на доступном им уровне сложности, выполняют творческие задания и работают над проектами.

Цели данной программы:

Формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества.

Задачи программы:

  • углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами истоками духовной культуры;
  • воспитание  чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы жителей донского края, интереса к современным проблемам казачества;
  • обеспечение учащихся историческими знаниями о возникновении, становлении и развитии казачества России как особого сословия, об историческом пути казачества Дона с древности до нашего времени;
  • ознакомление с образом жизни, бытом, культурой казаков, с историей казачьей формы, оружия, чинов, наград и символов;
  • пробуждение интереса к истории и культуре своего народа, своего края;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию;
  • воспитание патриотизма как важнейшего качества гражданина России во все времена, любви к Большой и Малой Родине;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • формирование у обучающихся интереса к исследовательской работе.

Результатами освоения обучающимися содержания курса «Казаки Тихого Дона» являются:

№ п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

1

История донского казачества

Личностные

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
  •  проявление устойчивого интереса к историческому прошлому Донского края, своей малой родины;
  • уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры.

Предметные

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен, их занятия, облик, обычаи;
  • знать последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;  гипотезы о происхождении донского казачества;
  • анализировать историческую карту, показывать на карте: а) стоянки, поселения древнейших жителей края; б) известные города и крепости древности и средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана); в) территорию Войска Донского;
  • получить знания об истории происхождения казаков; 
  • характеризовать  систему управления краем, функции атамана;
  • сравнивать казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона,
  • характеризовать первые казачьи городки и станицы, физический облик.

Метапредметные

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
  •  использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

2

Культура, быт нравы  и основные занятия донских казаков.

Личностные

  • осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, какой-либо общности;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края; формирование системы ценностей, основанной на культурных достижениях человечества;
  • объяснение уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;
  • соотносить  историю своей семьи с региональной историей

Предметные

  • знание традиционных занятий казаков, выявление их особенностей;
  •  овладение элементарными представлениями об основных ремёслах на Дону;
  • овладение элементарными представлениями о бытовых и боевых традициях в воспитании казака;
  • знание особенностей  военной службы казаков;
  • определять роль семьи в формировании нравственных качеств казака-воина;
  • получить знания об общественном устройстве, традициях, верованиях, обычаях и военном искусстве казаков.

Метапредметные

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ.

Коммуникативные

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

3

Участие  донских казаков в войнах Российской империи в XVlll  - XlXвв

Личностные

  • овладеть умениями анализировать полученную информацию об истории казачества; 
  • сопоставлять различные суждения об истории казачества и формулировать на основе их критического анализа собственные выводы; 
  • сформировать активную гражданскую позицию на основе собственного осмысления исторических, этнокультурных, национальных, нравственных традиций развития России и казачества.

Предметные

  • знать об участии донских казаков в основных социальных XVII-XVIII вв. в России и на Дону;
  • выявлять причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
  • знать основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи
  • определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
  • уметь описывать наиболее яркие памятники культуры края,  высказывать суждения о них.

Метапредметные

  • уметь использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области.

Коммуникативные

  • освоить навыки самостоятельной работы с книгой, картой; 
  • использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников.

4

Донское казачество в условиях пореформенной России. Вторая половина XlX начало XX вв

Личностные

  • продолжить формировать опыт применения полученных знаний в социокультурной среде. 
  • формирование бережного отношения  к истории Донского края
  • приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края.

Предметные

  • понимать особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России;

Метапредметные

  • выявлять причины, цели и результаты исторических событий, связанных с казачеством, и находить их отражение в современном российском обществе; 

Коммуникативные

  • представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.

5

Возрождение казачества. Казачество в наши дни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Личностные

  • формирование бережного отношения  к истории Донского края
  • соотносить  историю своей семьи с региональной историей

Предметные

  •  знать место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края; даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального  состава Донского края;
  • показывать на карте территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства; территорию Ростовской области, Южного Федерального Округа;
  • Историческую обусловленность современных общественных процессов;

Метапредметные

  • умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
  • работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, конспект,  формулировать и обосновывать выводы и т. д

Коммуникативные

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

3.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие( 1  час)

Знакомство  учащихся  с  программой,  связь  учебной дисциплины с предметами «Доноведение», «Основы православной культуры», «Краеведение».

Раздел 1. История донского казачества. (11 часов)

Тема 1. Донская земля в древности.(5 часов)

История освоения и заселения донского края. Танаис – городок греков. Амазонки –воинствующие женщины Дона. Происхождение казачества. Казачьи городки, их появление на карте Донского края и значение.  Расположение и внешний облик городков. Главные городки донских казаков.

Тема 2.  Образование Всевеликого войска Донского.(6 часов)

 Предпосылки возникновения Войска Донского. Войско Донское и его власть на Дону.  Включение территорий, занятых казаками в состав Российской империи. Органы власти у казаков. Что такое казачий круг? Атаман и его роль. Знаки атаманской власти.  Казаки и освоение Сибири. Походы Ермака в Сибирь. 

Работа над проектами: «Народы Дикого поля», «Великие казаки», «Что общего у казаков и народов, живущих в нашей местности до них», «На кругу».

Раздел 2. Культура, быт  нравы  и основные занятия донских казаков.(22 часа)

Тема 3.Воинское воспитание и служба казака (8  часов).

Понятия бытовые и боевые традиции в воспитании казака. Обучение казачат боевым приемам. Роль семьи в воспитании обучении будущего казака. Нравственные качества - основа патриотизма  казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. Физическое воспитание казака. Забота о здоровье подрастающего поколения. Джигитовка – необходимый раздел боевой науки всадника. Игры для военной подготовки казаков. Шермиции – древнегреческие олимпиады. Игры казаков. Проводы казака на службу.  Военная служба казака. Рядовые казаки и казачьи офицеры.  Положение о «Войске Донском». Казачьи символы и знаки. Знамя – символ войскового объединения. Медаль – личный знак атамана.

Тема 4.  Семья и семейные традиции казаков. (4 часа)

Понятие «казачья семья».  Роль семьи в воспитании казаков. Соблюдение  заповедей.  Воспитание казачат.  Отношение к учебе казаков. Воспитание казачек. Праздники для детей и взрослых. Отличительные особенности в воспитании мальчиков и девочек в семьях казаков

Тема 5 . Православие и казачество на Дону. (4 часа)

Православная вера основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Православные праздники у казаков: празднование Рождества Христова, Пасхи, Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицыв казачьей семье.«Православные» традиции донских казаков в быту и на службе». Православные  праздники.

Тема 6.  Труд и быт казаков на Дону. (6 часов)

Устройство дома казака. Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Казачий курень. Происхождение названия «курень». Дома бедных и богатых казаков.Традиционные ремёсла и промыслы донских  казаков. Традиционная одежда. Особенности казачьих костюмов и их разнообразие в 16 – 20 веках.Казачья станица, двор, дом.

Работа над проектами: «Джигитовка – что это?», «Игры казаков», «Праздники и обряды казаков», «Моя подвижная игра», «Современная служба в армии», «Символы моей школы», «Моя дружная семья», «Казачий стол», «Отцовская каша», «Слава богу, что мы казаки» «Птицы зимой», «Искусственное разведение ценных пород рыбы на Дону», «Коневодство на Дону», «Соляной промысел, его особенности и необходимость», «Новочерскасск – центр культурной жизни на Дону», «Занятия казаков в 17-18 веках», «Праздничная одежда казаков».

2 год обучения (34 часа)

Раздел 3. Участие  донских казаков в войнах Российской империи в XVlll  - XlXвв. (14 часов)

Тема 7. Казаки в конце XVII в. (4 часа)

Участие казаков в крестьянском восстании под предводительством Степана Разина. Причины и особенности народных волнений во второй половине XVII в. Происхождение Степана Разина. Восстание под предводительством Кондратия Булавина. Потеря казачьих вольностей.  Казаки в царствование Петра I. Участие казаков в Азовских походах 1695 и 1696. Азовское сидение. Донские бунтари. Восстание под предводительством Кондратия Афанасьевича Булавина. Емельян Пугачев.

Тема 8.Казачество в XVIII в.  (4 часа)

Дон в эпоху Екатерины II. Реформы Г.А. Потемкина на Дону. Перенос донской столицы. Донские казаки  в походах А.В.  Суворова. Деятельность М.П. Платова на Дону. Усиление донского дворянства . Подвиги казаков в Семилетней войне 1756 – 1763 гг. Казаки под началом А.В. Суворова. Ф.И. Краснощеков. Д.Е. Ефремов.Донцы на  страже Родины. Новочеркасск – столица казачества.

Тема 9. Казаки в войнах XIX в. (6 часов)

 Казачество как служилое сословие. Внешняя политика в начале XIX в. Казаки в партизанской войне. Освобождение России от захватчиков. Участие казаков в заграничном походе русской армии. Новые казачьи части. Василий Васильевич Орлов-Денисов. Матвей Иванович Платов. Кавказская война. Национальная политика самодержавия. Служба, организация, униформа, снаряжение казаков. Казачья военная форма. Лампасы. Погоны. Шевроны. Папахи. Особенности снаряжения. Казачья символика. Организация службы и полномочия казачьих воинских чинов. Власть на Дону при Николае I. Станичное самоуправление.

Работа над проектами: «Казаки-бунтари», «Великие казаки»

Раздел 4. Донское казачество в условиях пореформенной России. Вторая половина XlX начало XX вв. (16 часов)

Тема 10. Казачество в конце XIX – начале XX в. (4 часа)

 Реформы 60-70 годов на Дону. Отмена крепостного права на Дону. Реорганизация власти на Дону. Реформы на Дону. Административные преобразования и военная реформа. Донские казаки в русско-турецкой войне. Поход на Балканы.

 Тема 11. Казачество в русско-японской 1904 – 1905 гг. и  Первой мировой войнах. (4 часа)

 Основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Дальневосточный конфликт. Начало войны. Казачьи части в военных действиях на суше. Награды казаков и казачьих частей за подвиги в основных сражениях войны.  Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. Начало войны, основные цели, противоречия и силы сторон. Мобилизация казачьих частей в кавалерийские войска России. Казаки в сражениях в период 1914-1916 гг.

Тема 12. Казачество в Гражданской войне. (4 часа)

Казачество в конце 1917 – начале 1918 гг. Расказачивание. Точки зрения идеологов «мировой революции» на казачество в будущей модели общества. Массовые выступления казаков против советской власти. Поход генерала П.Н.Краснова на Петроград. «Белые» казаки. Казаки в «мятеже» адмирала А.В. Колчака.  «Красный террор» на казачьих территориях. Трагедия казачества.

Тема 13. Казачество в XX в.(4 часа)

 Казаки в 20 – 30-е гг. XX в. Репрессии в отношении казачества со стороны советской власти. Реэмиграция. Ликвидация казачества как военного сословия и политической силы. Коллективизация в казачьих землях. Формирование новых казачьих частей в СССР. Казачье добровольческое движение в начале Великой Отечественной войны. Подвиги казаков на фронтах Великой Отечественной войны. Итоги войны и её последствия для казачества.

Работа над проектами: «Перелом в жизни казачества», «Великие казаки».

  Раздел 5. Возрождение казачества. Казачество в наши дни.  (4 часа)

Тема 14.   Возрождение казачества.

 Начало возрождения  донского казачества. Этапы возрождения донского казачества. Казаки в 50 – 80-гг. XX в. Казачье движение 90-х гг. Первый Большой казачий круг 1990 г. Совет атаманов Союза казаков 1990 г. Принятие «Декларации казачества России». Новые отношения казачества и власти. Деятельность современного казачества. Преемственность традиций, обычаев и военного искусства казаков казачьими кадетскими корпусами России. Современное донское казачество. Первые итоги возрождения казачества. Донское казачество сегодня.

Работа над проектами: «Казачество и современность»,

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план 1-го года обучения

№  п/п

Темы занятий.

Количество часов

Первый год обучения. (34 часа).

1.

Вводное занятие.

1

Раздел 1. История донского казачества. (11 часов)

Тема 1. Донская земля в древности.(5 часов)

2-3

История освоения и заселения донского края.

2

4.

Происхождение казачества.

1

5-6.

Казачьи городки, их появление на карте.

2

Тема 2.  Образование Всевеликого войска Донского.(6 часов)

7-8.

Предпосылки возникновения Войска Донского.

2

9-10.

Органы власти у казаков. Что такое казачий круг?

2

11-12.

Знаки атаманской власти. Атаман и его роль.

2

Раздел 2. Культура, быт  нравы  и основные занятия донских казаков.(22 часа)

Тема 3.Воинское воспитание и служба казака (8  часов).

13.

Бытовые и боевые традиции в воспитании казака.

1

14.

Физическое воспитание казака. Забота о здоровье.

1

15.

Игры для военной подготовки казаков.

1

16.

Проводы казака на службу.

1

17-18.

Военная служба казака. Рядовые казаки и казачьи офицеры.

2

19-20.

Казачьи символы и знаки. Знамя – символ войскового объединения.

2

Тема 4.  Семья и семейные традиции казаков. (4 часа)

21.

Казачья семья . Семейные традиции.

1

22.

Культ семьи. Семейный этикет.

1

23.

Роль семьи в воспитании казаков.

1

24.

Отличительные особенности в  воспитании девочек и мальчиков.

1

Тема 5 . Православие и казачество на Дону. (4 часа)

25.

Православная вера – основа казачьей семьи.

1

26-27.

Православные традиции  донских казаков на службе и в быту.

2

28.

Православные праздники у казаков.

1

Тема 6.  Труд и быт казаков на Дону. (6 часов)

29.

Традиционные ремесла и промыслы донских казаков.

1

30.

Традиционный и современный быт казачьей семьи.

1

31-32.

Обустройство жилища, домашняя утварь. Казачий курень.

2

33-34.

Особенности казачьих костюмов и их разнообразие.

2

2 год обучения (34 часа)

Раздел 3. Участие  донских казаков в войнах Российской империи в XVlll  - XlXвв. (14 часов)

Тема 7. Казаки в конце XVII в. (4 часа)

35-36

Участие казаков в крестьянском восстании под предводительством Степана Разина.

2

37-38.

Потеря казачьих вольностей. Казаки в царствование Петра 1.

2

Тема 8.Казачество в XVIII в.  (4 часа)

39.

Дон в эпоху ЕкатериныII. Реформы на Дону.

1

40.

Донские казаки в походах Суворова.

1

41.

Деятельность М.П. Платова на Дону.

1

42.

Усиление донского дворянства.

1

Тема 9. Казаки в войнах XIX в. (6 часов)

43-44.

Казаки как служивое сословие. Внешняя политика  в начале XIX века.

2

45.

Казаки в партизанской войне.

1

46.

В.В. Орлов-Денисов и М.И. Платов. Кавказская война.

1

47.

Национальная политика самодержавия.

1

48.

Особенности снаряжения. Казачья символика.

1

Раздел 4. Донское казачество в условиях пореформенной России. Вторая половина XlX начало XX вв. (16 часов)

Тема 10. Казачество в конце XIX – начале XX в. (4 часа)

        49.

Реформы в 60-70 годов на Дону. Отмена крепостного права.

1

50.

Реорганизация власти на Дону.

1

51-52.

Донские казаки в русско – турецкой войне.

2

Тема 11. Казачество в русско-японской 1904 – 1905 гг. и  Первой мировой войнах. (4 часа)

53-54.

Основные направления внешней политики России в начале царствования Николая 11.

2

55-56.

Казаки в первой мировой войне 1914- -1918 гг.

2

. Тема 12. Казачество в Гражданской войне. (4 часа)

57-58.

Участие казаков в гражданской войне.

2

59-60.

Трагедия казачества.

2

Тема 13. Казачество в XX в.(4 часа)

61.

Репрессии в отношении казачества со стороны советской власти.

1

62.

Коллективизация на казачьих землях.

1

63-64.

Участие и подвиги казаков в ВОВ 1941 – 1945 гг.

2

  Раздел 5. Возрождение казачества. Казачество в наши дни.  (4 часа)

Тема 14.   Возрождение казачества.

65-66.

Начало возрождения донского казачества. Новые отношения казачества и власти.

2

67-68.

Первые итоги возрождения казачества. Донское казачество сегодня.

2

Учебно – методическое обеспечение.

1.  Агафонов О.   Казачьи войска Российской  империи. Калининград 1995 г

2.   Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в русско – турецкой войне 1877-1878 гг. М. 1997 г.

3.  . Воскобойников Г.Л.   Казачество в русско-японской 1904 – 1905 гг . М. 1997 г.

4. .  Воскобойников Г.Л.  Казачество в  первой мировой войне.  М. 1997 г.

5.    Гордеев А.А. История казачества. М. 2007 год.

6.   Мамонов  В.Ф. История казачества России. Екатеринбург 1995 г.

7.   Трут В.П. Кто же они, казаки? Ростов-на-Дону, 1995.

             8.  Трут В.П. Казачество: происхождение, сущность, реалии, перспективы. Ростов-на-Дону, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"

С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу....

Как на Тихом на Дону.

Материал предназначен для использования на классном часе, уроке истории в начальной школе....

Краски Тихого Дона

Интегрированный урок...

Презентация к уроку "Краски Тихого Дона"2 класс

Презентация к уроку курса "Доноведение" 2 класс по теме "Краски Тихого Дона. Времена года"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...

Презентация к уроку "Сказки Тихого Дона" П.В.Лебеденко

Презентация к уроку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко....