План-конспект урока"Огонь-друг или враг человека"
методическая разработка (2 класс) по теме

начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tikeeva_g.i._konspekt_uroka.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя школа №12 г. Элиста   Республика Калмыкия

Тема урока:

 « Огонь- друг или враг человека»

              Разработка  урока по основам пожарной безопасности

Подготовила:

Тикеева Галина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №12г. Элиста»

Республика Калмыкия

2012г.

Цели урока:

  1. расширить представления детей о том , как люди научились добывать и хранить огонь
  2. меры предосторожности при общении с огнем дома
  3. отработка действий учащихся при возникновении пожара

 Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки с загадками.

Стенд. Выставка детских книг. Б.С.Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»

С.Я.Маршак « Кошкин дом», « Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

К.И.Чуковский «Путаница» Л.Н.Толстой «Пожар», « Пожарные собаки»

Ход урока

  1. Организационный момент  
  2. Сообщение темы и целей урока  (Слайд 1-2)

«Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может  - два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.» ( Огонь)

- Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним. Выясним, чем же огонь является для человека – другом или врагом.        

   III. Работа по теме урока  (Слайд3)

-Когда-то , в давние времена людей было мало на земле. Как звери бродили они по лесам, гоняясь за добычей, ели сырое мясо, дикие плоды и коренья, покрывались звериными шкурами и от непогоды прятались в пещерах и в дуплах деревьев. Разум был у них как у малых детей: они были беспомощны в устройстве своей жизни и беззащитны против хищных зверей и грозных сил природы.

Прометей сжалился над людьми и захотел им помочь. Он отправился к своему другу Гефесту, сыну Зевса, божественному кузнецу и мастеру. Н а острове Лемнос в глубине огнедышащей горы, была мастерская Гефеста. Жарко горел в огромном горне священный огонь, без которого невозможно никакое искусство и мастерство. Три одноглазых великана-Циклопа работали в мастерской Гефеста. Две статуи, которые он сам отлил из золота двигались как живые, по мастерской и хромой бог –кузнец опирался на них при ходьбе. Прометей застал Гефеста за работой- бог –кузнец ковал огненные стрелы-молнии для Зевса-Громовержца. Прометей стоял и смотрел на искусную работу Гефеста. Когда же Циклопы стали мехами помогать раздувать огонь в горне и сверкающие искры разлетелись по всей мастерской, Прометей поймал священную искорку и спрятал в пустой тростинке, которую держал в руке. Эту тростинку с искрой священного огня Прометей принес людям, и люди зажгли от нее повсюду на земле костры, очаги и горны. Люди научились бороться с природой, добывать и обрабатывать скрытые в недрах земли медь и железо, золото и серебро, и делать себе из них домашние вещи, оружия и украшения. Люди стали строить жилище из дерева и камня, окрыленные парусами, чтобы плавать по рекам и морям. Диких животных и заставили Люди приручили диких животных и заставили коня носить на себе человека, а коз и корову кормить его и от овцы стали брать теплую и прочную шерсть для одежды. Свет от священного огня прояснил мысли людей, пробудил их дремлющий ум, зажег в их сердцах стремление к счастью.

 И многому еще научил Прометей людей с помощью священного огня. Он научил их варить целебный сок растений, который помогает при болезнях и ранах и люди избавились от постоянного страха смерти. Прометей открыл им науку числа и научил записывать знаками слова, чтобы передавать свои мысли тем . кто живет далеко. С гордостью смотрел Прометей как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде.

Огонь давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. Без огня невозможна жизнь на земле. Он нужен повсюду: в домах и школах,  на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь- враг, оставивший свои следы в истории всех эпохи народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. Огонь-враг, если к нему относятся небрежно. Пожар может возник-нуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер

дефект электропроводки, неисправности печи и т.д.

-Как можно узнать, что начался пожар?

-дым                                      -треск

-запах горелого                       -искры

- огонь

Наибольшую опасность при пожарах представляют паника. Известны случаи, что при возникновении даже незначительного загорания  люди , преувеличивая опасность с криком бросались к выходам, выражая общее смятение. Это приводило к давкам, заторам ,ушибам и даже к гибели людей. У детей отсутствует эта защитная психологическая реакция на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятие не имеет, что надо делать во время пожара , чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями , одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать их в задымленных помещениях порой нелегко.

- Какой номер необходимо набрать при пожаре?

 Но иногда в жизни случается так, как написано в стихотворении С. Я.Маршака»Рассказ о неизвестном герое»

- Ищут пожарные

   Ищет милиция

   Ищут фотографы

   В нашей столице

   Ищут давно, но не могут найти

   Парня какого-то лет 20

-Вот таких героев в нашей стране сотни. Все они, не  людей дожидаясь пожарных рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизнь других и награждены медалями «За отвагу при пожаре»

1)Конкурс «Отгадай загадку»

Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажег,

Не смотри , не жди, не стой,

А залей его…( водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те… (отнять)

Шипит и злится,

Воды боится

 С языком , а не лает,

 Без зубов , а кусает…( огонь)

Летела мошка-

Осиновая ножка

На стог села-

Всё сено съела. ( спичка)

 

Что бывает ,если птички

Зажигают дома спички ( пожар)

2) –Из каких произведений взяты следующие строчки?

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит,

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите !      ( К.Чуковский « Путаница»)

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницу команда,

От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Степа»)

И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»

 С треском , щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом

 Озирается кругом , машет красным рукавом. ( С.Маршак « Кошкин дом»)

IV. Закрепление

-Внимательно рассмотрите картинки  и объясните, почему произошел пожар.

(слайды4-7)

-Что вы будете делать, если произойдет пожар.

-убегу

- спрячусь в шкафу

- позову на помощь

-начну тушить

 -вызову пожарную охрану.

. Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем, год за годом вырастаем.

Правила запоминаем и всегда их выполняем.

Кроссворд

1

10

г

о

р

я

ч

и

й

9

о

н

з

7

е

е

в

2

о

п

а

с

н

о

с

т

ь

11

н

ч

к

о

3

я

д

о

в

и

т

ы

й

а

4

ш

к

а

ф

ч

и

к

м

с

н

а

8

т

о

5

о

с

т

о

р

о

ж

н

ы

й

е

с

ы

л

т

й

ь

р

6

н

о

ж

н

и

ц

ы

ы

й

й

По горизонтали:

1. Нельзя прикасаться к чайнику, стоящему на огне, так как он …

2. Открытая электрическая розетка- это…  

3.Нельзя пробовать стиральный порошок, так как он…

4. … с открытыми дверцами может оказаться опасным

5. …   человек старается уберечь себя от опасностей

6.Чтобы резать бумагу нужны…

По вертикали:

 7. Если вы осторожный и … даже дома с вами ничего не случится

8. Нож- это … предмет

9.Если произошел… случай. надо вызвать  скорую помощь

10 . Электрическая … может быть опасной, если сунуть в нее пальцы

11. Высовываться в открытое … опасно  

V.Итог урока  (Слайд8 )

- В заключение урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?»

(ответы детей)

 

  Использованная литература:

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2006

2.А.А. Плешаков. «Окружающий мир», 2 класс( учебник)

3.Ю.В. Зайцев «Мифы Древней Греции» М. « Белый город» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Огонь друг и(или) враг?

в ходе классного часа предстоит узнать-огонь-это друг и враг, огонь это друг ИЛИ враг...

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

Огонь- друг твой или враг?

Разработка внеклассного занятия по противопожарной безопасности...

Информационно-познавательный урок “Огонь – друг, огонь – враг. Новогодние опасности”

Цели: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную; разобрать ситуации возникновения пожара в помещении,учить детей правилам безопасного обращения с огнём, научить детей...

План конспект к уроку по предмету "Человек". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Наливание жидкости в кружку».

Цель: закрепить знания детей о видах чайной посуды; обогащение сенсорного опыта ребенка. Наливание жидкости в кружку. Наливая сок, воду и др. из коробки, бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит кр...