Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов
методическая разработка на тему

Соколова Ольга Васильевна

            Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечить адаптацию к информационному взрыву и новым социальным условиям можно только в корне пересмотрев цели образования, а вместе с ними и всю систему организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлось усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и их исполнению, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 с углубленным изучением английского языка  города Ставрополя

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Выступление на педагогическом совете школы)

                                       Подготовила:   учитель начальных                              

                                       классов  Соколова  Ольга Васильевна

                                                               

 Ставрополь - 2012

   Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечить адаптацию к информационному взрыву и новым социальным условиям можно только в корне пересмотрев цели образования, а вместе с ними и всю систему организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлось усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и их исполнению, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
             Усложнение технологии организации процесса обучения влечет за собой потребность в развитии личностных и профессиональных качеств педагога.В связи с этим возникает необходимость в определении средств, мотивирующих учителя к росту его профессионализма и достижению максимального уровня реализации своей профессиональной деятельности.

1 сл.               Профессионализм педагога определяется:

  1. профессиональной пригодностью – совокупностью психофизических особенностей и наличием у педагога специальных знаний, умений и навыков;
  2. профессиональным самоопределением — поиском себя в профессии, собственной профессиональной роли, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  3. саморазвитием – целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.                

    Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

   Одним из стимулов к повышению педагогического мастерства является любовь детей к педагогу. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то прием, и в результате завоевывает уважение, сердце ребенка. Это доставляет ему профессиональное удовлетворение, и тогда он пытается не только усвоить известный способ, но и ищет новые подходы. Равнодушный же педагог не нуждается в любви детей. Он может созерцать хулигана, двоечника или неряшливого ребенка, не пытаясь изменить их. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, что означает завоевывать доверие и авторитет. Однако педагог должен сам состояться как личность, создать свой образ, тогда он будет авторитетным для воспитанников. Многое зависит от того, сформирована ли у него самообразовательная, самовоспитательная потребность. Учитель должен постоянно учиться, и отбирать ту литературу, которая поможет ему в профессиональном становлении.

Исследования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования показали, что многие педагоги недостаточно психолого-педагогически и методически подготовлены, почти 80% опрошенных учителей испытывают интеллектуальные, эмоциональные и другие психологические трудности. Именно это обусловливает отставание их профессиональной деятельности от новых требований.

Многие учителя не готовы к осознанному выбору, эмоциональному принятию той или иной педагогической модели обучения, а также к созданию оптимальных условий для развития личности младшего школьника, к повышению уровня собственного про фессионализма.

3 сл. В нормативных и методических до кументах по начальному образованию от мечается, что современный учитель на чальных классов — это педагог, который:

  1. осознаёт смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; име ет собственную образовательную пози цию;
  2. умеет составить целостную образо вательную программу;
  3. наделён способно стями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обу чение в соответствии с ними;
  4. владеет формами и методами сопровождающего обучения;
  5. способен изменять задачи уро ка в соответствии с изменяющейся реальностью;
  6. умеет подготовить качествен ную характеристику образовательных

из менений ученика;

  1. способен к личностному творческому росту, ре флексивной деятельности.

Мы знаем достаточно хорошо о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов в начальном образовании.  

Почти все учителя страдают от апатичных учеников, дисциплинарных проблем, недовольных родителей, а также от повседневных трудностей.

4 сл.  Неудовлетворённость учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть ?

    Счастлив человек, который утром с радостью идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она даёт широкий круг общения. Между тем с сожалением приходится констатировать, что достаточно большое количество учителей испытывает неудовлетворенность своей деятельностью, в которой не редко преобладают негативные эмоции, накапливаются раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость. Почему всё это происходит?

Причины тому разные, и у каждого учителя неудовлетворённость (как явление вре менное, ситуативное или затянувшееся, ставшее хроническим) вызвана конкретными обстоятельствами. Тем не менее, не претендуя на полноту и основательность класси фикации, обозначим (следующие типичные причины неудовлетворённости, чаще всего называемые учителями:

  1. недостаточное материальное и моральное вознаграждение за тяжёлый педагогичес кий труд;
  2. неуважительное отношение к учителю со стороны учеников и низкий престиж про фессии в обществе;
  3. жёсткость, чрезмерная требовательность, а порой и грубость администрации;
  4. многообразие требований и обязанностей, возлагаемых на педагога, и столь же многообразная и многоуровневая ответственность (причём не только за себя и учени ков, но почему-то и за родителей).

Этот перечень можно продолжать...

6 сл.  Неудовлетворённость свидетельствует и о возникших от клонениях, нарушениях в профессиональном развитии. Ими мо гут быть:

  1. отставание, замедленный профессиональный рост, например, из-за болезни, длительной нетрудоспособности;
  2. несформированность компонентов профессиональной дея тельности, таких, как мотивация, средства и способы труда, са моконтроль и самоанализ, что снижает уровень профессиона лизма, квалификации, затрудняет работу;  
  3. бедность профессионального общения из-за усталости, монотонии, напряжённости;
  4. утрата нравственной значимости труда, ценностных его смыслов;
  5. ослабление прежних профессиональных качеств — снижение работоспособности, падение интереса к работе, замедленность реакции, профессионального мышления в критических ситуациях.

6 сл.  Неудовлетворённость делом и собой свидетельствует о профессиональном кризисе, что может происходить на любых возрастных и профессиональных этапах деятельности учителя. В этом случае неудовлетворённость провоцируется внутренними причинами, когда учитель существенно пересматривает профес сиональные ценности, мотивы, заново осознаёт смысл педагоги ческого труда. Кризис наступает, когда привычное, освоенное в профессии уже не удовлетворяет, а новое ещё не найдено, и появляется ощущение исчерпанности своих деловых и лично стных возможностей. Если справиться с кризисом как естест венным сопровождением профессионального роста не удаётся, то могут возникнуть различного рода личностные деформации — искажение реального «образа Я», негативное отношение к себе и к другим людям.

Таким образом, проблема неудовлетворённости в про фессиональной деятельности далеко не праздная и заслужива ет пристального внимания прежде всего самого учителя, тре бует её осознания. Преодолеть состояние неудовлетворённости поможет анализ сложившейся ситуации, способность увидеть объективную картину событий, выделить те факторы, которые становятся стрессорами на рабочем месте. Важно понять: что служит причиной стрессового напряжения, неудовлетворённости именно для вас? 

7 сл.  Попробуем вычленить эти причины:

  1. постоянно не хватает времени, и вы ничего не успеваете из многих необходимых дел;
  2. слишком часто испытываете усталость;
  3. считаете, что у коллег получается лучше, что они достигают больших успехов;
  4. гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а что нужно, входит в обязанности;
  5. вы не чувствуете уважения со стороны учеников (коллег, ро дителей, администрации);
  6. вы постоянно зажаты в тиски напряжения;
  7. вам не нравится большинство людей, которые вас окружают;
  8. вы не видите реальных результатов своей работы;
  9. вам не с кем поговорить о своих про блемах (вы стесняетесь или даже опаса етесь говорить коллегам о своих трудно стях);
  10. у вас не складываются отношения с ад министрацией (коллегами, учениками, родителями);
  11. вы часто испытываете затруднение в выборе поведения в разных педагогиче ских ситуациях.

Определите, что вас беспокоит, и внимательно отнеситесь к тем сферам деятельности, которые стрессогенны для вас, вызывают чувство неудовлетворён ности. Оценка их поможет перевести та кие сигналы из эмоциональной сферы в рациональную. Если вы поняли суть происходящего, то легче будет найти спо собы преодолеть эмоциональный диском форт. Вам придётся определить стратеги ческие и тактические свои позиции, ли нии поведения, способы действия в сложившейся и не удовлетворяющей вас ситуации, ответить на вопросы: на сколько сильна ваша потребность в «пе рестройке»? Готовы ли вы приложить усилия к тому, чтобы изменить ситуацию? Эти размышления приведут вас к убеж дению в том, что целесообразнее стре миться к обновлению, чем покорно сле довать сложившейся ситуации, сетуя на других и ощущая постоянное недоволь ство собой.

7 сл.      Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество професси ональных стресс-факторов:          

  1. постоянная повышенная ответственность,
  1. необхо димость быть объектом наблюдения и оценивания,
  2. каждодневно (а то и еже часно — на уроках) подтверждать свою компетентность,
  3. преодолевать непред сказуемость ситуаций,
  4. непостоянство де ятельности (необходимость быть готовым к обсуждению любой темы, к контакту с разными аудиториями, классами, к лю бой форме занятия).

Эта вечная изменчи вость как основная характеристика педа гогической деятельности и вызывает по стоянную напряжённость, внутреннюю настройку на определённое поведение, мобилизацию сил на активные и целесо образные действия, реакции. Всё это тре бует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. Можно ли воспитать в себе эту готовность к специфике профессио нальной деятельности, к её изменчивости, содержательной неопределённости, а значит — и к стрессогенности.

8 сл. Направления по преодолению неудовлетворённости в работе.

9 сл. Предла гаю несколько общих рекомендаций, ко торые помогут вам обрести определённую стрессоустойчивость.

  1. Регулярно планируйте (дела календар ные, текущие), чтобы не допускать дезор ганизации и путаницы в намеченном.
  2. Признавайте и принимайте некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоот ветствия; ставьте только достижимые цели.
  3. Избегайте ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигры ванию во многих областях жизни создаёт тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.
  4. Будьте положительной личностью, из бегайте критиковать других, сосредоточь те внимание на положительных качествах окружающих, хвалите их за то, что вам в них нравится.

Снизить стрессогенность условий своей деятельности очень важно, но это лишь одно из направлений ваших усилий по преодолению неудовлетворённости в работе.

Другое направление — осозна ние своих личностных особенностей, уси ливающих и закрепляющих неудовлетво рённость. 

10 сл. Каковы эти особенности, инди видуальные характеристики? Вспомним некоторые из них.

11 сл. Известно, что одним свойствен де прессивный (пессимистический) стиль мышления. Это специфический способ объяснять как неприятности, так и удачи, которому свойственны такие шаблоны мышления: ожидание неприятностей и не удач, неверие в добрые намерения людей. Что-то хорошее — для таких людей — лишь случайность и кратковременное яв ление, вокруг — одна несправедливость во всём и всегда; ситуация к лучшему не изменится никогда. Многочисленными ис следованиями доказано, что пессимизм повышает уровень «гормонов стресса» — адреналина и норадреналина, а это ведёт к болезням и к снижению иммунитета. Человек с таким мышлением, как прави ло, отказывается от любых действий в ситуациях, когда требуется что-то изменить, не способен к эффективной и целена правленной деятельности. В обществе та кие люди создают негативное энергоин формационное поле, которое препятству ет развитию личности и проявлению активности.

  12 сл. Преодолевать негативные, трудные жизненные ситуации по плечу тем, кто вырабатывает оптимистический способ мышления (саногенное, позитивное мы шление). Оно характеризуется способно стью человека отдавать предпочтение «хорошим» мыслям, выстраивать зако номерности из тех ситуаций, когда дела шли успешно, ставить удачу себе в за слугу и делать полезные выводы на буду щее. Люди с позитивным мышлением считают, что окружающий мир устроен по законам гармонии, что в людях больше досто инств, чем не достатков, что чело век, к чему-то стремящийся, обязательно это го добьётся. Для учителя особенно важно, профессио нально просто необхо димо выбрать именно стратегию оптимизма, позитивного мышле ния, помогающего откры вать в себе новые резервы и личностные возможности.

14 сл. Другая значимая характерис тика, существенно влияющая на вос приятие профессиональной деятельнос ти, — локус контроля (от лат. —место). Имеется в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью, причину тех или иных событий либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

15 сл. У чело века преобладает интернальный локус контроля, если он боль шей частью принимает ответственность за события, происходя щие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, ха рактером, способностями. Постулаты такой личности: «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи», «От меня и моих поступков зависит то, как будут разворачиваться события», «Я должен и могу это сделать». В экспериментальных исследованиях уста новлено, что интерналы более спокойны и благожелательны, более позитивно относятся к окружающим и критично к себе. 

16 сл. При экстернальном локусе контроля человек приписывает ответственность внешним факторам: другим людям, судьбе, слу чайности, сложившимся обстоятельствам. По данным многих ис следований, экстерналов отличают повышенная агрессивность, неспособность управлять своими делами и людьми. Понятно, что неудовлетворёнными чаще всего бывают те, кто в большей сте пени склонен винить в своих неудачах и срывах других людей, ок ружающую среду. Обвинения в адрес других блокируют собст венную активность, мешают сосредоточить внимание на выбо ре конструктивных способов собственного поведения, закрепляя тем самым и ситуацию, и состояние неудовлетво рённости.

17 сл. Вот небольшой тест для того, чтобы понаблюдать за этой личностной особенностью. Прочтите нижеизложенные суж дения и выразите с ними своё согласие или несогласие:

                   

  1. Мои успехи в учении и в последующей жизни во многом зави сели от везения, от удачи, а не от моих усилий.                    
  2. Моё счастье зависит от моей судьбы и поведения окружающих.                      
  3. Я лучше выполняю порученное мне дело, если знаю, что меня контролируют.
  4. Если бы мне не мешали (родственники, коллеги, обстоятель ства), я бы достигла) в жизни большего.

  1. Престиж и авторитет школы полностью зависят от админист рации и лично от директора.

Если среди ваших ответов преобладает согласие, то у вас, скорее всего, выражен экстернальный локус контроля, а это может затруднять анализ сложившейся ситуации и выбор адек ватных способов поведения.

Нужно обратить внимание на особенности, характер своего                                                     — с коллегами, учениками, родителями. В каждодневном общении мы не всегда задумыва емся над тем, от каких качеств нашей личности и поведения зависит впечатление окружающих о нас. Однако, наверное, у каждого из нас в той или иной степени есть опыт взаимодей ствия с «лёгкими» и «тяжёлыми» людьми. Вы замечали, кем бываете в общении чаще всего — «тяжёлым» или «лёгким» человеком? Может, иногда бывает так, что окружающие ста раются отойти от вас на «безопасное» расстояние, прервать побыстрее начатый разговор или вообще его избежать? В результате возникает неудовлетворённость подобными контактами, она даже может закрепиться надолго, если такие дест руктивные ситуации в общении повторя ются слишком часто.

18 сл.  Вот вкратце особенности «тяжёло го» человека.

  1. Он, как правило, всегда недоволен собой, жизнью, окружающи ми.
  2. Часто бывает сварлив, брюзжит, об виняет, бранится.
  3. Он несёт внутреннюю тяжесть в самом себе, задавая себе тем самым соответствующую жизненную и поведенческую программу.
  4. Очень часто тяжёлые люди «зацикливаются» на себе, погружаются в свои внутренние состоя ния, производят впечатление, будто вы нужденно тянут какую-то ношу и не мо гут от неё избавиться.

Эти угнетённость и подавленность передаются окружаю щим, поэтому рядом с «тяжёлым» чело веком обычно портится настроение.

19 сл.  А вот «лёгкие» люди:

  1. принимают и любят жизнь в любом её проявлении, довольствуются ею вне зависимости от происходящих событий.
  2.  «Всё нормаль но», «Всё будет хорошо», — говорят они, не застревая, не утопая в мелочных житейских делах.
  3. В общении такие люди проявляют открытость, доброжелатель ность, прямоту, весёлость.
  4. При этом они спокойны, надёжны, ценят время собе седника, бережливы по отношению к своей жизни и жизни других.

 Нетрудно догадаться, кому из этих двух типов лю дей в большей степени свойственна не удовлетворённость работой, коллегами, учениками, жизнью в целом.

А ведь мы сами можем при желании управлять своим «душевным весом». Можем отказаться от каких-либо «тяжё лых» черт своего характера и стать чело веком «лёгким». Надо только почувство вать и укрепить в себе жизнеутверждаю щее внутреннее состояние, обозначить его для себя («жизнь — самоценна»!), поддерживать его в себе. Не стоит при нимать «тяжесть» от других людей; надо находить в себе силы и время радоваться достигнутому в жизни, получать удоволь ствие от общения с окружающими.

По мнению самих учителей, наибо лее травмирующими причинами, вызыва ющими неудовлетворённость, становятся издержки отношений, профессионально го общения, межличностного взаимодей ствия в процессе педагогической дея тельности. Поэтому стоит поговорить и о третьем направлении собственных усилий, помогающих преодолеть ситуа цию неудовлетворённости.

20 сл. Это — разви тие своих коммуникативных умений и на выков, повышение коммуникативной культуры. Как говорил Ф. Ницше, «Помогай себе сам, тогда поможет тебе каждый». И, видимо, был прав: чтобы изменить соотношение к себе других, на до измениться самому.

Каковы же наиболее проблемные для учителя аспекты педагогического (профессионального) общения? Традици онно в течение долгих лет внимание и ос новные усилия учителя были направлены на удовлетворение потребностей школь ников в получении информации, знаний, что на определённом этапе системы обра зования было вполне обоснованно. В ка кой-то степени это абсолютизировалось в сознании учителя. Но времена измени лись, изменился социум, и учитель уже не столь авторитетный, всеобъемлющий, исчерпывающий источник информации (есть многоканальное ТВ, компьютер, Интернет-общение). Это надо понять и принять. Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимися смести лись. Принятие какой-либо информации от учителя сегодня может быть эффек тивным только на основе конструктивно го общения, когда школьники признают во взрослом лицо значимое, референт ное, уважаемое в силу особых личност ных качеств.

 21 сл. Наиболее успешными и по пулярными среди современных школьни ков становятся учителя

  1. с более выраженной общительностью,
  2. умением устанавливать контакты с учениками с открытостью,
  3. активностью, диплома тичностью и тактом,
  4. более выраженной экспрессией, выразительностью в про цессе общения.

22 сл. В группу признаваемых школьниками характеристик входят так же      

  1. эмоциональная пластичность,
  1. высо кий самоконтроль эмоций и поведения,
  2. глубина эмоциональных переживаний и в то же время интуитивность восприя тия действительности, артистичность.
  3. повышенная уверенность в себе и в своих силах,
  4. адек ватность восприятия себя и действитель ности,
  5. развитая внутренняя самодисцип лина, адекватная самооценка.

      Авторитетного учителя учащиеся всегда наделяют «эмоциональной референтностью»: у такого педагога школьники черпают эмоциональную информацию, которую затем используют для осмысления происходящего. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих- наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия.

Совокуп ность этих качеств определяет партнёрский тип личности.

Учителю стоит расширить «зону» поиска неопробованных резервов лично сти в коммуникативной сфере, опреде лить неиспользованные личностные ре сурсы. Конечно, это трудно, поскольку требуется пересмотреть некоторые сте реотипы своего профессионального по ведения, отказаться от чрезмерной авто ритарности и категоричности, от навязы вания другому своего стиля общения. Но, если стремление увидеть себя в об щении в ином ключе, в иной роли будет достаточно сильным, то достижение ре зультата окажется возможным. При этом не будем отрицать, что далеко не всё в профессиональном общении зависит только от личности учителя.

  В контактах с учениками, коллегами и родителями педагогам приходится сталкиваться с грубостью, бестактностью, иногда и с оскорблениями. Чтобы сохранить до стойный уровень общения в таких ситуа циях, надо уметь защитить себя — порой в жёсткой, но социально-прием лемой форме, сохранив при этом досто инство и нравственный облик. Психоло го-педагогический смысл и значимость этической защиты в том, чтобы косвенно и ненавязчиво скорректировать поведе ние ученика, «негласно» предложить ему другой вариант поведения — этиче ского. Педагог создаёт некий образец для подражания в ситуациях осознанного или неосознанного посягательства на до стоинство личности. Смысл этической защиты и в том, чтобы сохранить взаимоотношения, не отрезать путь к дальнейшим контактам, совместным решениям педагогических задач.

23 сл.              Не которые способы этической защиты:

  1. вопрос на воспроизведение

«Повторите, пожалуйста, я не расслышала, что вы сказали».

Как правило, негатив после такого вопроса не воспроизводится, а звучат варианты фраз в общепринятых и более приемлемых формах;                      

  1. наивное удивление

«Разве такое возможно? Могу ли я верить своим ушам?»

Такое замешательство может быть выра жено как вербально, так и невербально;                      

  1. взять вину на себя и истолковать причины этического нападения собственными просчётами, какой-либо своей слабос тью

«Наверное, я вас обидела, иначе вы бы...», «Возможно, я вела себя не так, как следовало бы...» — функция оценки как бы перекладывается на другого, а собственное положение укрепля ется за счёт некоторой уступки и уверенности в своём авторите те, достоинстве, что усиливает уважение к такому партнёру ;                    

  1. ссылка на особенности характера 

«Мне жаль, но я не умею и не могу разговаривать в таком тоне», «Я плохо понимаю суть дела, когда кричат».

Тем самым вы снизите агрессивность партнёра и «негласно» предложите ему более высокий уровень общения;    

               

  1. доброжелательное толкование поступка другого человека «Наверное, вы хотели договориться со мной о том, чтобы... по мочь дочери в...».

Объяснение грубости, бестактности добрыми мотивами сохраняет положительное отношение к партнёру, воз вышает его и ставит в ситуацию осмысления своего поведения;      

                 

  1. противопоставление достоинств партнёра совершаемо му им поступку 

«Я считала вас добрым человеком, а вы...», «Как может образованный, красивый человек позволять себе такое?» — эту более жёсткую форму защиты используйте с уважительной интонацией и с обязательным прекращением дальнейшего обсуждения темы;    

               

  1. констатация неосознанности действий партнёра 

«Вы, видимо, не осознаёте, что сказали...», «Жаль, что сейчас ты не можешь понять...»

Предотвращает скандальное развитие собы тий, выражает надежду на изменение ситуации в будущем.

Подчеркну, что каждый из этих способов этической за щиты предполагает уход от негативной оценки совершённого действия. Владея способами защиты, учитель не только защищает своё достоинство от невольного посягательства, но и показывает некий эталон поведения, демонстрирует формы конструктивного общения. Способы этической защиты полезно взять на заметку всем педагогам, это позволит сохранять эмоциональное равновесие в напряжённых ситуациях общения в непредсказуе мом образовательном процессе.

 

24 сл. Таким образом, удовлетворение в работе, — результат не только внешних обстоятельств, вознаграждений (признание и уважение окружающих, достойный уровень об щения), но и внутренних (самоутверждение, самопохвала за достойное поведение в конфликте и др.). Очень многое в этой проблеме зависит от восприятия и пони мания ситуации самим учителем, от про гнозирования им последствий поведе ния, выбираемого в условиях неудовле творённости. Совершенно очевидно, что в самом человеке есть нечто такое, что можно отнести только к его личной ини циативе. Чувство удовлетворённости от работы во многом зависит и от частных, казалось бы, незначительных обстоя тельств, создаваемых им самим. Важно признать ответственность за выбор из множества различных, каждодневных возможностей способа реализации сво их замыслов, планов, желаний, способ ностей. Известно, что чем большие уси лий человек прилагает к работе, чем бо лее она для него стимулирующий и привлекательный фактор («работа как ценность»), тем выше результативность деятельности и удовлетворённость ею. Иначе говоря, чем более человек «вкла дывает себя в работу» (инвестирует в труд свою личность), тем труд только результативнее и мотивированнее. Такое инвестирование даёт не только резуль тат, но приносит удовлетворённость де лом. Следовательно, невозможно до биться высокой мотивации, удовлетво рённости работой без значительных усилий (вложений) в неё.

25 сл. Есть некото рые способы самомотивирования, кото рые полезно знать.

                       

  1. Настраивайтесь на успех, то есть осознанно и уверенно выбирайте поведе ние, ориентированное на реализацию об щественных и личностных норм, ценнос тей, достижение намеченных планов

и целей.                      

  1. Возьмите на себя основную от ветственность за свою мотивацию к жиз ни, к работе. Чем в большей степени вы ощущаете себя хозяином своего поведе ния, чем выше ваши усилия и личност ный вклад в деятельность, тем выше мо тивированность и удовлетворённость.
  2. Определяйте приоритеты своих целей. В разное время приоритетные для человека сферы его жизнедеятельно сти (самореализация, семья, здоровье, карьера, ближайшее окружение, духов ность) могут выстраиваться в разную по значимости шкалу, позволяя нам контро лировать срочность и значение выполне ния задач. Умение ставить перед собой чёткие и ясные цели, а затем планиро вать их достижение делает человека пре успевающим в жизни. При этом важно иметь в виду их соизмеримость, дости жимость и реальность исполнения, обду мывать и находить адекватный способ продвижения к цели, соответствующий возможностям для её реализации.
  3. Выработайте в себе аналитичес кое отношение к кризису, воспринимайте его как необходимый этап развития, лич ностного роста. Ищите новые решения старых проблем. Из кризиса научитесь извлекать уроки, делать ценные выводы.
  4. Доводите начатое, задуманное до конца. Приучите себя, столкнувшись

с препятствиями и отказами, не отступать от желаемого, от запланированного. Как известно, нельзя добиться результата, не проявив упорства. Надо убедить себя в том, что неудач не бывает (в основе не удач часто ваши нерешительность, неуме ние). Опирайтесь на свой опыт, который учит, даёт импульс к новому действию.                    

  1. Уважайте себя, старайтесь себе нравиться. Чувство неуверенности в себе блокирует социальную активность. Зани женная самооценка часто становится ре зультатом того, во что вас заставили по верить окружающие люди, навязавшие вам своё мнение. Неуверенный в себе че ловек чаще всего переоценивает других, недоверчив и мнителен, замыкается в се бе.

 26 сл. Помните: вы, как и каждый человек, обладаете уникальностью, исключитель ностью.

И последнее. Попробуем отнестись к обстоятельствам, вызывающим нега тивные эмоции, по-философски.

Тот пе риод, когда вы были удовлетворены про фессиональной деятельностью и вам со путствовала удача, можно определить как время активности, эффективных дейст вий и актуализации.

А период, когда мучает неудовлетворённость, а порой усталость и апатия, попро буйте воспринять как время потенциального накопления энер гии, глубокого осмысления и оценки уже достигнутых результа тов, когда надо прислушаться к себе, проанализировать прой денный этап жизни и деятельности, внести изменения в систему своего развития. Ведь даже конфликты могут быть необходимы ми спутниками, которые помогут самонастраивающейся лично сти развиваться оптимально в процессе профессиональной дея тельности, осознавать свои актуальные потребности.

( При одном условии — умении разумно выходить из конфликтов, извлекая необходимые уроки и признавая порой и долю своего «вклада» в его возникновение.)

Следуя философской логике, уместно предположить, что то или иное заболевание (а устойчивые негативные эмоции, вы званные неудовлетворённостью работой, общением, — не что иное, как «заболевание») связано с необходимостью очищения.

Главное в этот период — понять, что человек может и должен извлечь из своего недуга, что ему следует осознать, какие выво ды сделать по поводу следующего жизненного этапа и восста новления равновесия в деятельности. Всякие негативные изме нения, как известно, побуждают разум к выживанию.

27 сл.  Период неудовлетворённости в работе имеет не только отри цательные, но и положительные (такова диалектика!) стороны, благотворно влияющие на человека.

  1. Неудовлетворённость тем, как сейчас складываются де ла в работе, может означать неосознанную потребность в отды хе, в некоторой передышке, необходимость уйти от переутомле ния и возможного нервного срыва.

  1. Если человек переживает чувство неудовлетворённости, то это знак того, что он действует не так, как должен или как хотел бы. Значит, нужно что-то менять в своей деятельности, в поведении, в своих отношениях с людьми, чтобы улучшить на строение и повысить жизненную энергию.

  1. Неудовлетворённость может указывать человеку на то, что он, имея выраженные способности в какой-либо сфере сво ей деятельности, тем не менее не реализует своё предназначе ние, не использует возможные способы самовыражения.

  1. Неудовлетворённость, возникшая при столкновении с какой-либо проблемой, трудностью, сигнализирует о необхо димости проявить активность в преодолении препятствия, по искать способ, как разрешить проблему и сосредоточить на этом усилия.

Личностный потенциал современного учителя до статочно богат, характер закалён в трудностях, и в значимой для себя ситуации он сумеет прибегнуть к психологической са морегуляции, проявить способность к новому целеполаганию и достичь нового уровня реализации в профессии, удовлетво рённости ею и жизнью...

Литература: 

 Лукьянова, М. Неудовлетворённость учителя профессиональной деятельностью : можно ли её преодолеть? / М. Лукьянова // Народное образование. - 2006. - N 2. - С. 207215.

Николаева М. В., Сопровождение учителей начальных классов в условиях обновления начального образования (Кто поможет учителю?) Наука, образование, общество

Журнал «Завуч» 2010 год № 7.

Степанов В.Е., Ступницкий В.П.,  Психология, учебник для вузов, - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности

Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов по методической теме "Использование метода проектов и ИКТ для активизации познавательного интереса и творческой деятельности уч...

Проект профессионального развития учителя начальных классов

Проект профессионального развития учителя начальных классов.Тема: «Деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС НОО»....

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Гариповой Рузалии Дамировны

  Индивидуальный план профессионального развития                            учителя начальных классов     ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Шакировой Альфинур Халимовны

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Шакировой Альфинур Халимовны (на период 2010 по 2015 года) Методическая тема: «Выявление и развитие творческих способност...

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...