Конспект внеклассного занятия по курсу «Наш край» 3 класс
методическая разработка (3 класс) по теме

Елисеева Наталья Дмитриевна

Внеклассное мероприятие по региональному курсу "Наш край". Расширяет понятие о фольклерной культуре и растениях края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalina_krasnaya.doc839 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13

Конспект

 внеклассного занятия

 по курсу «Наш край»

3 класс

Составила:

                                                        Н.Д. Елисеева                                   учитель начальных классов.

                                                             

        Внеклассное занятие «Калина красная»

Праздник проводится в классе. Класс украшен, работами ребят.

Предварительная работа:

  1. Была выбрана тема (в рамках уроков «Растения нашего края»), интересующая и детей, и учителя.
  2. Были выделены аспекты темы (для выделения групп по интересам)  
  3. Информацию дети брали из книг, Интернета, дома, посещали библиотеки. Помощь оказали родители, учителя-предметники, библиотекарь.

Цель:

  1. Обогатить умственный потенциал учащихся знаниями о природе, обществе, человеке. Содействовать становлению и проявлению субъектности. Создание условий для всестороннего самовыражения личности.

Задачи:

  1. Расширять знания учащихся о калине;
  2. Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;
  3. Развивать умения работать самостоятельно и совместно принимать решения, умение работать с информацией;
  4. Воспитывать любовь к родной природе, интерес к устному народному творчеству.

Ход мероприятия.

 Звучит русская народная песня. Выходят девочки в русских национальных костюмах.

-Здравствуйте, добры молодцы!

-Здравствуйте, красны девицы! Рады видеть вас на празднике нашем.

Выходит Осень.

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето жаркое стояло-

Долго власть не уступало,

Но всему приходит срок-

Я явилась на порог.

Сегодня наш праздник необычный - он посвящен русскому растению-калине красной.

Ученик:

Когда идешь усталый, запыленный

Дорогой в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет, как рукой.

Я славлю чудо из чудес-

Родимый лес, зеленый лес.

Учитель:

Мир растений - это мир наших друзей. Известно, что 1 га леса или парка за год очищает от пыли и углекислого газа до 200 млн. метров кубического воздуха и при этом обогащает его кислородом. Кроме того, многие деревья, травы и кустарники обладают лекарственными свойствами.

Учитель:

А хорошо ли мы знаем деревья, которые растут вокруг нас, рядом с нами: на улицах, в поле, в лесу?

И вот сегодня наш рассказ о калине красной.

Ученик:

В книге «Времена года» говорится о лесе: «Все породы деревьев смолистых называются красным лесом. Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья, называются черным лесом или чернолесьем. К нему принадлежат и кустарники: калина, орешник, шиповник.

Растет калина в сырых лиственных лесах, на лугах, по берегам рек. Весной цветет белыми душистыми цветками. Осенью, в сентябре, украшает лес яркими гроздьями ягод, которые остаются на ветвях до морозов».

Ученик:

Название «калина» в переводе с древнеславянского означает «кустарник», растущий на болоте. По другой версии «красный» - из-за как бы раскаленного цвета плодов. У многих славянских народов калина считалась символом девичьей красоты, любви и счастья.

(Исполняется песня «Ой, цветет калина»)

Ученик:

Существовало такое предание: «Давно, когда-то плыли через море брат и сестра. Он доплыл до берега, а у нее не хватило сил. Умирая, она просит брата: «Не пей, братец, из этого моря воды – это кровь моя, не лови рыбы – это тело мое, не коси травы – это косы мои, не ломай калины – это красота моя».

Учитель:  

Растет калина в лесу над водой, что придает ее образу оттенок печали, робости, даже незащищенности, поэтому в большинстве народных преданий, стихотворений, песен ее образ связывают с трагическими событиями.

В одной из легенд калина – это возлюбленная молодого казака, которая не могла соединиться с любимым и стал калиной. Рассказана эта легенда в пьесе Леси Украинки.

Ученик:

Казак умирает, а девушка плачет:

Ты возьми меня в могилу, она горе спрячет.

Ой, и мать не станет так тужить о сыне,

Как ты, моя калиночка, в девичьей кручине.

Ученик:

Красный куст калины

Я в лесу увидел,

Вспомнил поговорку

И спросил калину:

«Правда ли хвалила

Ты, себя, признайся,

Что сладка ты с медом,

 Горькая, хвастунья?»

Красный куст калины

Мне ответил горько:

«Люди все наврали (поговорки ради)

Вот синица в голод поклюет немного

Бус моих примерзлых в зимнюю невзгоду,

И за то спасибо - все-таки полезны !»

Библиотекарь (делает обзор книг). О калине написано много стихов, песен…

Ученик:

Вкусовые качества калины отметили многие кулинары, и дала нам рецепты приготовления многих блюд. (Выставка кулинарных изделий.) Калина обладает  многочисленными лекарственными свойствами.(Обзор выставки-раскладушки о лекарственных свойствах калины.) Калина считалась также «свадебным деревом» и была непременной участницей свадебного обряда. Букетами калины украшали столы, свадебные караваи, девичьи венки, блюда с угощениями. Невеста перед свадьбой дарила жениху полотенце, расшитое листьями  ягодами калины.

Косточка плода своей формой напоминает сердце, поэтому в народе рубиновые плоды калины стали символом мужества людей, которые отдали свою жизнь в борьбе с врагами.

Рассказывают, что это сердца девушек, которые заводили отряды татаро-монголов в непроходимые дебри для спасения своих близких. Из крови их, погибших от вражеских сабель, выросли кусты калины, поэтому ягоды калины красные, как кровь, и напоминают всем об их великом подвиге.

Сложены об этом растении и частушки. (Конкурс на лучшее исполнение частушек)

Калину красную ломала

Всея, миленький, для вас.

Не в обиду ли сказала,

Что люблю я, милый, вас?

Думала, в лесу не хаживать,

Калины не ломать.

Думала, с милым не сиживать

Пришлось поцеловать.

Написала письмецо,

На калину кинула.

Ветерочку приказала:

Отнеси-ка милому.

Неужели не сорву

Я калину красную,

Неужели не вспомянешь

Ты меня несчастную?

Вы, ребята, диковаты

Я один калинушка.

Не зато ли девки любят,

Что я сиротинушка.

Две калины, обе сухоньки,

Которую рубить?

Две милашки – обе душеньки,

Которую любить?

А сейчас отведаем блюд, приготовленных нашими кулинарами с использованием калины.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия на тему: «Законы жизни класса».

Цель данного внеклассного занятия: создание условий для формирования межличностных отношений в классном коллективе через совместную формулировку законов жизни класса....

Конспект внеклассного занятия по математике во 2 классе.

Это состязание двух команд, материал для заданий преподносят ведущий и герой сказки Толстого Буратино. Буратино играет один из учащихся. Занятие проходит в игровой форме. Имеется презентация....

Конспект внеклассного занятие по познанию мира. 4 класс Брейн – ринг « Счастливый случай».

1.     Организационный момент.Ведущий. Добрый день, уважаемые участники и члены жюри.По счастливой случайности мы сегодня встретились с вами в этом кабинете. Встретились мы с вами ...

Конспект внеклассного занятия "Город Здоровья". 2-й класс

Конспект внеклассного занятия для 2 класса...

Конспект внеклассного занятия по чтению в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Знакомство с творчеством Самуила Маршака «Декабрь».

Цели: - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса.Задачи:  - Развитие навыка правильного, выразительного, сознательного чтения. - развитие слухового восприятия о...

Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение" 1 класс

Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение". Тема урока: Хозяин Арктики. 1 класс...