Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
    статья по теме

    Галина Анатольевна Бенько

    Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Практическая статья о УУД в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_uud_v_uchebnom_dialoge.doc101 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Бенько Галина Анатольевна

    Нижневартовск, Российская Федерация

             Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников.

            Сегодня начальное образование закладывает основы учебной деятельности ребенка: систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.

             Таким образом, возникновение понятия "универсальные учебные действия" (далее -УУД) связано с изменением парадигмы образования: цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Также УУД подразумевают способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

            Функции универсальных учебных действий:[1]

    • регуляция учебной деятельности:

    - принятие и постановка учебных целей и задач;

    - поиск и эффективное применение средств и способов реализации учебных целей и задач;

    - контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности;

    • создание условий для саморазвития и самореализации личности:

    [1] По материалам пособия для учителей"Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли"/ под ред. А.Г, Асмолова. - М. 2008. - Примеч. авт.

    - выработка готовности к непрерывному образованию на основе умения учиться;

    - формирование гражданской идентичности и жизненной толерантности в поликультурном обществе;

    - развитие высокой социальной и профессиональной мобильности;

    • обеспечение успешности обучения:

    - работа над качественным усвоением знаний, умений и навыков;

    - создание целостной картины мира;

    - формирование компетентности в любой предметной области познания.

           Виды УУД:

    • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);

    • познавательные:

    - общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий и др.;

    - знаково-символические: замещение, кодирование (декодирование), моделирование;

    - логические: анализ объекта; синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; выведение следствия; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотезы; ее обоснование, доказательство и др.;

    - постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное

    создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка

    вопросов, построение речевых высказываний и др.).

           Рассмотрим особенности учебного диалога, его организацию в начальной

    школе и возможность развития с его помощью некоторых УУД детей.

    Учебный диалог-субъект-субъектное взаимодействие учителя и обучающихся,

    а также самих обучающихся, перерастающее в продуктивное сотрудничество в ходе внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

            Учебный диалог возникает только в процессе учебной деятельности, которую направляет и побуждает потребность в самоизменении действующего

    субъекта. Эта потребность реализуется в решении учебных задач, когда происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания. Решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями.

              Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих

    ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

             Таким образом, учебный диалог имеет обширный образовательный потенциал, так как способствует формированию УУД. В приложениях 1, 2

    представлены стенограммы уроков, в ходе которых можно проследить, на каком этапе и в каких заданиях урока, выстроенного в форме учебного диалога, происходит становление УУД обучающихся.

    Стенограмма урока русского языка во 2-м классе

    "Нахождение подлежащего и сказуемого"

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1

    2

    Минутка чистописания

    Цель: закрепить правильное написание букв "Б", "б"

    Урок начинается с минутки чистописания.

    - Отгадайте загадку:

    Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу

    Ответ: белка

    - Выделим первый звук в слове-отгадке.

    - Расскажите о нем

    Произносят, слушают,

    - Звук [б'] - согласный, звонкий, мягкий,

    на письме обозначается буквой "Б"

    Обращаю внимание на написание петли и горизонтальной прямой линии с закруглением слева у большой буквы, а также прямой горизонтальной линии у маленькой буквы

    Пишут строку "Бб"

    Задание с недостающими данными

    Цель: продолжить обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию учебного действия оценки (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные)

    - Вам нужно списать слова, правильно соединяя буквы: бублик, барабан, берлога. Как вы будете действовать?

    - Читаем так, как написано. Диктуем себе так, как написано.

    Записывают слова

    - Что общего у этой группы слов? (Фиксирую все мысли на доске.)

    - Согласны?

    Слова начинаются с буквы "Б", называют предметы, отвечают на вопрос "что?"

    Показывают знак согласия "+"

    - Можно ли добавить к этим словам слово "бегать"?

    - Знак согласия или несогласия?

    - Нельзя, это слово обозначает действие.

    Показывают знак согласия "+"

    - Можно ли добавить слово "белка"?

    - Ребята, что нужно сделать в этом случае?

    - Подумайте, о чем меня можно спросить?

    -Вопрос задан, называю признак-"обозначает предмет".

    - Знак согласия-несогласия?

    Одни полагают, что можно, поскольку это предмет, а другие - что нельзя, так как это слово отвечает на вопрос "кто".

    Один сомневается: и можно, и нельзя добавить.

    - Задать вопрос.

    - По какому признаку нам надо смотреть?

    - Значит, это слово нельзя добавить, потому что оно отвечает на вопрос "кто?"

    Показывают знак согласия "+"

    Актуализация знаний. Задание с последующей работой в парах

    Цель: продолжать обучать детей работе в парах (умение договариваться). Постановка цели урока (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные)

    - Прочтем, что написано во второй строке.

    - Что это?

    - Расскажите об этом предложении.

    - Знак согласия или несогласия?

    - Запишем это предложение под диктовку. Я буду диктовать так, как мы говорим

    Читают:"Белка грызет орешки".

    - Предложение.

    - Это предложение по цели высказывания

    повествовательное, по интонации невосклицательное

    Показывают знак согласия "+".

    Записывают

    Что вам сейчас надо сделать?

    - Читайте.

    Стираю предложение с доски. Диктую

    - Прочесть так, как записано.

    Читают.

    Записывают под диктовку

    - Вспомним, что такое подлежащее и сказуемое.

    Поработаем в парах. Что сначала надо сделать?

    Договориться, кто будет говорить правило

    первым

    Наблюдаю за работой пар, помогаю тем, кто пока не может договориться друг с другом

    Работают в парах. Договариваются и по очереди рассказывают друг другу правило о подлежащем и сказуемом

    Сегодня мы упражняемся в нахождении подлежащего и сказуемого: находим в предложении подлежащее и сказуемое, подчеркиваем их

    Читают предложение, находят подлежащее

    и сказуемое, подчеркивают

    Нахождение подлежащего и сказуемого. Упражнения

    Цель: продолжить обучение нахождения подлежащего и сказуемого

    - Запишем под диктовку: На землю падают снежинки. Они падают тихо, не торопясь. Земля становится белой, красивой. (Диктую орфографически)

    - Прочтем написанное. Что это?

    Записывают, проговаривая

    - Текст.

    - О чем этот текст?

    - Продолжите текст устно.

    - В первом и втором предложениях найдем главные члены

    - О наступлении зимы.

    Предлагают свои варианты.

    Находят, подчеркивают

    Физкультурная минутка

    Работа с учебником

    Цель: выяснить роль главных и второстепенных членов предложения

    - Работаем дальше. Находим в учебнике упражнение

    № 134. Читаем задание.

    - Как поняли задание? Что нужно сделать?

    Находят. Читают вполголоса.

    - Надо изменить предложения так, чтобы остались только главные члены предложения

    - Работаем устно, с карандашом в руке. Читаем предложения, находим главные члены предложения, подчеркиваем их

    Выполняют: читают предложение, подчеркивают

    главные члены и называют получившееся предложение

    По каждому получившемуся предложению задаю вопрос.

    - Мысль понятна?

    -Да!

    - Можно ли пользоваться предложениями из двух слов? Ведь так легче, и мысль ясна...

    -Можно.

    - Нельзя

    - Зачем нужны другие слова в предложении -неглавные члены?

    Чтобы точнее выразить мысль, лучше понять

    другого человека

    Самостоятельная работа по карточкам

    Цель: закрепить навык нахождения главных членов предложения

    - Работаем с карточками. Читаем задание на карточке.

    - Из данных слов составьте предложения, разные по цели высказывания. Запишите их:

    кричал, кто, громко;

    кричите, не, лесу, осеннем, в;

    медведи, зимней, к, готовятся, спячке

    Читают.

    Записывают

    - В третьем предложении подчеркните главные члены предложения

    Подчеркивают

    - Повторим, как поняли задание.

    Повторяют. Работают самостоятельно

    - Проверим

    Читают предложение. Говорят, какое оно по цели высказывания. В третьем предложении выделяют подлежащее и сказуемое

    Итог урока

    Цель: продолжать обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию рефлексии (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные)

    В чем мы упражнялись сегодня на уроке?

    - В нахождении подлежащего и сказуемого

    в предложении

    - Для чего нужно знать о подлежащем и сказуемом?

    - Чтобы понять чужую мысль и грамотно выразить свою

    - Я тоже составила предложение. Оно состоит из таких слов: стрекоза, на, смотреть, пчела. Какое предложение

    я составила?

    - Это не мое предложение. Жду от вас вопросов по моему предложению (сразу фиксирую предлагаемые вопросы на доске):

    • Кто смотрит?

    • Какое первое слово?

    О ком говорится ?

    • Какое подлежащее?

    - Отвечаю: смотрит пчела; первое слово -"пчела";

    говорится о пчеле; подлежащее - "пчела"). Итак, сможете ли вы составить мое предложение, если я отвечу вам только на первый вопрос?

    - А если я отвечу только на второй, третий, четвертый

    вопросы?

    - Что вы можете сказать о ваших вопросах?

    - Ваши вопросы правильные, умные. Благодаря им я поняла, что вы усвоили то, что необходимо было усвоить

    Называют варианты, не угадывают.

    - Кто в вашем предложении смотрит? Какое у вас первое слово в предложении? О ком говорится в вашем предложении? Какое подлежащее в вашем предложении?

    - Да! Пчела смотрит на стрекозу!

    -Да!

    - Это одинаковые вопросы! Они об одном и том же!

    - В чем вы испытывали затруднение на уроке? (Помогаю сформулировать мысли о трудностях.)

    - Урок закончен. Спасибо за совместную работу!

    - Трудно было составить предложения, найти

    подлежащее, выполнить последнее задание

    Информационный список литературы

    1. 1. БалашоваА.И.
       К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А.Ермолова, А.Ф.Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

    2.2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.:с.148-150.-ISBN978-5-09-022831-2.

    3.3. Карабанова.О.А. 

          Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.

    9-11.
    Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

    3.4. Карабанова О.А.

        Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.- № 2. - С. 11-12.

    4.4. Песняева Н.А.

         Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева // Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

    5.5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

    http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769

    6.6. Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

    http://festival.1september.ru/articles/519655/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

    Формирование УУД при обучении грамоте и письму в первом классе.Презентация....

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

    Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Статья выступления на педагогическом форуме работников образования....

    Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

    Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

    Система формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Данная статья поможет в реализации ФГОС НОО в начальной школе. В ней описаны условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе, продуктивные технологии для фор...

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам осв...