Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.
статья по теме

Галина Анатольевна Бенько

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

Практическая статья о УУД в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_v_uchebnom_dialoge.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

Бенько Галина Анатольевна

Нижневартовск, Российская Федерация

         Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников.

        Сегодня начальное образование закладывает основы учебной деятельности ребенка: систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.

         Таким образом, возникновение понятия "универсальные учебные действия" (далее -УУД) связано с изменением парадигмы образования: цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Также УУД подразумевают способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

        Функции универсальных учебных действий:[1]

• регуляция учебной деятельности:

- принятие и постановка учебных целей и задач;

- поиск и эффективное применение средств и способов реализации учебных целей и задач;

- контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности;

• создание условий для саморазвития и самореализации личности:

[1] По материалам пособия для учителей"Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли"/ под ред. А.Г, Асмолова. - М. 2008. - Примеч. авт.

- выработка готовности к непрерывному образованию на основе умения учиться;

- формирование гражданской идентичности и жизненной толерантности в поликультурном обществе;

- развитие высокой социальной и профессиональной мобильности;

• обеспечение успешности обучения:

- работа над качественным усвоением знаний, умений и навыков;

- создание целостной картины мира;

- формирование компетентности в любой предметной области познания.

       Виды УУД:

• регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);

• познавательные:

- общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий и др.;

- знаково-символические: замещение, кодирование (декодирование), моделирование;

- логические: анализ объекта; синтез и выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; выведение следствия; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотезы; ее обоснование, доказательство и др.;

- постановка и решение проблем: формулирование проблемы, самостоятельное

создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка

вопросов, построение речевых высказываний и др.).

       Рассмотрим особенности учебного диалога, его организацию в начальной

школе и возможность развития с его помощью некоторых УУД детей.

Учебный диалог-субъект-субъектное взаимодействие учителя и обучающихся,

а также самих обучающихся, перерастающее в продуктивное сотрудничество в ходе внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

        Учебный диалог возникает только в процессе учебной деятельности, которую направляет и побуждает потребность в самоизменении действующего

субъекта. Эта потребность реализуется в решении учебных задач, когда происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания. Решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями.

          Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих

ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

         Таким образом, учебный диалог имеет обширный образовательный потенциал, так как способствует формированию УУД. В приложениях 1, 2

представлены стенограммы уроков, в ходе которых можно проследить, на каком этапе и в каких заданиях урока, выстроенного в форме учебного диалога, происходит становление УУД обучающихся.

Стенограмма урока русского языка во 2-м классе

"Нахождение подлежащего и сказуемого"

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

2

Минутка чистописания

Цель: закрепить правильное написание букв "Б", "б"

Урок начинается с минутки чистописания.

- Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу

Ответ: белка

- Выделим первый звук в слове-отгадке.

- Расскажите о нем

Произносят, слушают,

- Звук [б'] - согласный, звонкий, мягкий,

на письме обозначается буквой "Б"

Обращаю внимание на написание петли и горизонтальной прямой линии с закруглением слева у большой буквы, а также прямой горизонтальной линии у маленькой буквы

Пишут строку "Бб"

Задание с недостающими данными

Цель: продолжить обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию учебного действия оценки (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные)

- Вам нужно списать слова, правильно соединяя буквы: бублик, барабан, берлога. Как вы будете действовать?

- Читаем так, как написано. Диктуем себе так, как написано.

Записывают слова

- Что общего у этой группы слов? (Фиксирую все мысли на доске.)

- Согласны?

Слова начинаются с буквы "Б", называют предметы, отвечают на вопрос "что?"

Показывают знак согласия "+"

- Можно ли добавить к этим словам слово "бегать"?

- Знак согласия или несогласия?

- Нельзя, это слово обозначает действие.

Показывают знак согласия "+"

- Можно ли добавить слово "белка"?

- Ребята, что нужно сделать в этом случае?

- Подумайте, о чем меня можно спросить?

-Вопрос задан, называю признак-"обозначает предмет".

- Знак согласия-несогласия?

Одни полагают, что можно, поскольку это предмет, а другие - что нельзя, так как это слово отвечает на вопрос "кто".

Один сомневается: и можно, и нельзя добавить.

- Задать вопрос.

- По какому признаку нам надо смотреть?

- Значит, это слово нельзя добавить, потому что оно отвечает на вопрос "кто?"

Показывают знак согласия "+"

Актуализация знаний. Задание с последующей работой в парах

Цель: продолжать обучать детей работе в парах (умение договариваться). Постановка цели урока (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные)

- Прочтем, что написано во второй строке.

- Что это?

- Расскажите об этом предложении.

- Знак согласия или несогласия?

- Запишем это предложение под диктовку. Я буду диктовать так, как мы говорим

Читают:"Белка грызет орешки".

- Предложение.

- Это предложение по цели высказывания

повествовательное, по интонации невосклицательное

Показывают знак согласия "+".

Записывают

Что вам сейчас надо сделать?

- Читайте.

Стираю предложение с доски. Диктую

- Прочесть так, как записано.

Читают.

Записывают под диктовку

- Вспомним, что такое подлежащее и сказуемое.

Поработаем в парах. Что сначала надо сделать?

Договориться, кто будет говорить правило

первым

Наблюдаю за работой пар, помогаю тем, кто пока не может договориться друг с другом

Работают в парах. Договариваются и по очереди рассказывают друг другу правило о подлежащем и сказуемом

Сегодня мы упражняемся в нахождении подлежащего и сказуемого: находим в предложении подлежащее и сказуемое, подчеркиваем их

Читают предложение, находят подлежащее

и сказуемое, подчеркивают

Нахождение подлежащего и сказуемого. Упражнения

Цель: продолжить обучение нахождения подлежащего и сказуемого

- Запишем под диктовку: На землю падают снежинки. Они падают тихо, не торопясь. Земля становится белой, красивой. (Диктую орфографически)

- Прочтем написанное. Что это?

Записывают, проговаривая

- Текст.

- О чем этот текст?

- Продолжите текст устно.

- В первом и втором предложениях найдем главные члены

- О наступлении зимы.

Предлагают свои варианты.

Находят, подчеркивают

Физкультурная минутка

Работа с учебником

Цель: выяснить роль главных и второстепенных членов предложения

- Работаем дальше. Находим в учебнике упражнение

№ 134. Читаем задание.

- Как поняли задание? Что нужно сделать?

Находят. Читают вполголоса.

- Надо изменить предложения так, чтобы остались только главные члены предложения

- Работаем устно, с карандашом в руке. Читаем предложения, находим главные члены предложения, подчеркиваем их

Выполняют: читают предложение, подчеркивают

главные члены и называют получившееся предложение

По каждому получившемуся предложению задаю вопрос.

- Мысль понятна?

-Да!

- Можно ли пользоваться предложениями из двух слов? Ведь так легче, и мысль ясна...

-Можно.

- Нельзя

- Зачем нужны другие слова в предложении -неглавные члены?

Чтобы точнее выразить мысль, лучше понять

другого человека

Самостоятельная работа по карточкам

Цель: закрепить навык нахождения главных членов предложения

- Работаем с карточками. Читаем задание на карточке.

- Из данных слов составьте предложения, разные по цели высказывания. Запишите их:

кричал, кто, громко;

кричите, не, лесу, осеннем, в;

медведи, зимней, к, готовятся, спячке

Читают.

Записывают

- В третьем предложении подчеркните главные члены предложения

Подчеркивают

- Повторим, как поняли задание.

Повторяют. Работают самостоятельно

- Проверим

Читают предложение. Говорят, какое оно по цели высказывания. В третьем предложении выделяют подлежащее и сказуемое

Итог урока

Цель: продолжать обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию рефлексии (УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные)

В чем мы упражнялись сегодня на уроке?

- В нахождении подлежащего и сказуемого

в предложении

- Для чего нужно знать о подлежащем и сказуемом?

- Чтобы понять чужую мысль и грамотно выразить свою

- Я тоже составила предложение. Оно состоит из таких слов: стрекоза, на, смотреть, пчела. Какое предложение

я составила?

- Это не мое предложение. Жду от вас вопросов по моему предложению (сразу фиксирую предлагаемые вопросы на доске):

• Кто смотрит?

• Какое первое слово?

О ком говорится ?

• Какое подлежащее?

- Отвечаю: смотрит пчела; первое слово -"пчела";

говорится о пчеле; подлежащее - "пчела"). Итак, сможете ли вы составить мое предложение, если я отвечу вам только на первый вопрос?

- А если я отвечу только на второй, третий, четвертый

вопросы?

- Что вы можете сказать о ваших вопросах?

- Ваши вопросы правильные, умные. Благодаря им я поняла, что вы усвоили то, что необходимо было усвоить

Называют варианты, не угадывают.

- Кто в вашем предложении смотрит? Какое у вас первое слово в предложении? О ком говорится в вашем предложении? Какое подлежащее в вашем предложении?

- Да! Пчела смотрит на стрекозу!

-Да!

- Это одинаковые вопросы! Они об одном и том же!

- В чем вы испытывали затруднение на уроке? (Помогаю сформулировать мысли о трудностях.)

- Урок закончен. Спасибо за совместную работу!

- Трудно было составить предложения, найти

подлежащее, выполнить последнее задание

Информационный список литературы

1. 1. БалашоваА.И.
   К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А.Ермолова, А.Ф.Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

2.2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.:с.148-150.-ISBN978-5-09-022831-2.

3.3. Карабанова.О.А. 

      Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.

9-11.
Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

3.4. Карабанова О.А.

    Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.- № 2. - С. 11-12.

4.4. Песняева Н.А.

     Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева // Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

5.5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769

6.6. Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

http://festival.1september.ru/articles/519655/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Статья выступления на педагогическом форуме работников образования....

Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

Система формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Данная статья поможет в реализации ФГОС НОО в начальной школе. В ней описаны условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе, продуктивные технологии для фор...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам осв...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....