Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья (2 класс) на тему

Предлагаемый материал имеет своей целью раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых животрепещущих задач современного образования - формирование у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в условиях комплексной информатизации учебного процесса. Формирование личности современного школьника, владеющего на достаточном уровне не только багажом знаний по предметам, но и знаниями, умениями и навыками здоровьесбережения в условиях современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc604.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №96

Майорова Христина Александровна

Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний.

Предлагаемый материал имеет своей целью раскрыть особенности здоровьесберегающих технологий, позволяющих эффективно решать одну из самых животрепещущих задач современного образования - формирование у учащихся адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности в условиях комплексной информатизации учебного процесса. Формирование личности современного школьника, владеющего на достаточном уровне не только багажом знаний по предметам, но и знаниями, умениями и навыками здоровьесбережения в условиях современной школы.

Быстрый скачкообразный темп роста и развития школьника уже с I класса приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести:

  1. ограничение двигательной активности (потребность младших школьников в двигательной активности - не менее 2 часов в день).
  2. психические напряжения, связанные с учебной деятельностью.

Очень чувствителен к воздействию деформирующих факторов позвоночный столб ребенка, в котором косная основа еще окончательно не сформирована. Это необходимо учитывать при посадке ребенка за партой и за компьютером. За посадкой учащегося нужно внимательно следить и постоянно корректировать ее.

Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг - аэробике (разработана специалистами в области «медицинской эргономика»). Эти упражнения повышают выносливость, продуктивность работы в классе, за компьютером, помогают поддержать хорошую физическую форму.

У тех, кто много сидит, между сидением стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Во время учебного процесса в результате ежедневных статических нагрузок в человеческом организме могут возникать незаметные микротравмы. Большинство серьезных нарушений в организме происходит уже на базе накопившихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как царапина или перелом. Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько недель или даже месяцев сидения в неправильной позе или выполнения неправильных повторяющихся движений.

Поэтому, все общеобразовательные уроки в школе должны включать физ.
минутки (1-2), а в первом классе не менее 3-х для повышения внимания,
умственной работоспособности, эмоционального тонуса. Помогает уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупреждает нарушение осанки. При проведении физ. минуток следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду, выполнять упражнения за партой или около нее. Комплексы физ. минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания,
(проводится на 10, 20 минуте урока). Упр. должны быть разнообразными, так как однообразие снижает интерес, а следовательно, результативность. Дети должны понимать значение физ.минуток и сознательно выполнять включенные в них упражнения. Учитель проводит краткую беседу, разъясняя значение и порядок проведения.

Можно проводить следующие физ. минутки:

- танцевально-ритмические. Проводят под популярную детскую мелодию с ритмическим стихотворением. Повышают эмоциональный настрой и способствуют развитию выразительности в движениях уч-ся.

  1. Физкультурно-спортивные. Представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц.
  2. Двигательно-речевые. Предполагают речевое сопровождение выполнения упр. Развивают творческие способности, способствуют развитию интереса того или иного учебного предмета.
  3. Когнитивные. (Познавательные). Способствуют развитию познавательных процессов

Кто стучит за окном?

Кто стучит за окном?

Дождь идет по траве.(постучать пальцами по парте)

Кто шуршит за окном?

Ветер в мокрой траве ( махи руками вправо, влево)

Кто журчит за окном?

Ручейки, ручейки (перебирать пальцами по парте)

Кто кричит за окном?

Стаи птиц у реки (махи кистями)

Кто молчит за окном ?

Так никто не молчит (поднять плечи и опустить)

Там и дождик стучит, там и птица кричит.

Только я и молчу, всех послушать хочу.

-Двигательные действия и задачи. Загадывают загадку, а отгадку уч-ся имитируют в движении.

  1. Словарные слова. «... Жил один садовод...».
  2. Сколько, звуков в слове?    

Еще один немаловажный вид восстановления школьников – релаксация, произвольное расслабление мышц, под воздействием которого появляется приятное ощущение легкости, истомы. Кратковременный отдых в таком положении в сочетании с правильным дыханием восстанавливает силы и работоспособность.

Напряжение улетело...

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас...

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от умения детей правильно дышать. Дыхательную недостаточность, которой страдает 80 человек из 100, можно считать профессиональной болезнью школьников.

При обучении школьников дыхательным упр., прежде всего, нужно обращать внимание на выдох, добиваясь его продолжительности.

Упражнения «Свеча», «подуй на снежинку», «на лугу вырос цветок», «подул ветерок», «прилетел комарик», комплекс « кто и как?»

Скажи скороговорку на одном выдохе: « Мне не до недомогания» и др.

Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет.

Тест на задерживание дыхания. ( для проверки своего здоровья). После небольшого вдоха в покое следует, как можно больше задержать дыхание; если трудно не дышать после 3-5 сек, - это признак серьезной болезни; пауза в 30 сек, свидетельствует, что человек здоров, но он «глубоко дышащий»; абсолютно здоровый человек способен не дышать 1 мин, а при тренировке - и более.

Немаловажен и массаж как еще одна здоровьесберегающая технология. Снимает утомление, усталость, вызывает чувство бодрости, легкости, улучшает работоспособность.

Игра «Скульптор» (звучит тихая и спокойная музыка). - Будем здоровыми и сильными, бодрыми и красивыми, вылепим себя такими. Упражнение «массируем уши». Способствует общему укреплению организма, полезен при закаливании и укреплении горла, гортани, носа. Часто на уроках используем точечный массаж для профилактики ОРВИ, массаж глаз. (Показ таблицы «Точечный массаж»)

Очень важно проводить со школьниками зрительную гимнастику, т.к. существенно увеличивается нагрузка на глаза не только при чтении и письме, но и при работе с компьютером. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Предлагаемая гимнастика для глаз (см. приложение) улучшает кровоснабжение, повышает эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, корректирует дефекты зрения.

На уроках часто используем методику сенсорно-координатных тренажей В.Ф.Базарного: проведение урока в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий.

И последнее, на чем хочется остановиться: использование арома - и фототерапии. В основе лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применяются для лечения и профилактики разных заболеваний.

Для младших школьников применять эфирные масла следует в минимальных дозировках. Лучше, если масло будет наноситься на глиняные или деревянные фигурки, подушечки, аромамедалъоны. Все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье.

Масло апельсина - поднимает настроение.

Анис,  роза, сандал, иланг-иланг, апельсин- возбудимость, плаксивость, бессонница.

Лимон - плохая адаптация после болезни.

Лаванда, ладан - при агрессивности.

Можжевельник - при лени, равнодушии к учебе. (Показ «Мудры жизни»)

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ МУДРЫ

Показания: бессонница, высокое кровяное давление.

Показания: быстрая утомляемость, бессилие, нарушение зрения.

Надеюсь, предложенные материалы помогут педагогам организовать педагогический процесс таким образом, чтобы не навредить здоровью учащихся, когда они проходят через школьное обучение.

10 золотых правил здоровьесбережения.

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....