Проект жизнедеятельности младших школьников "Мы живем в России"
методическая разработка (4 класс) по теме

Мухина Людмила Ивановна

Ведущая идея проекта

         На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество. Одна из главных задач начальной школы – развитие творческого потенциала младшего школьника. Решение ее помогает сформировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь.

       Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранение межпоколенной преемственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_zhivem_v_rossiipatriotich..doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Казанская школа-интернат VII вида

Проект жизнедеятельности младших школьников «Мы живем в России»

Пояснительная записка

                                                  Великая духовная потребность участвовать

                                                         в управлении страной не может быть воспитана

                                               в человеке в один день, и если в ребенке с

                                                     детства не воспитывать это качество, не стоит

                                                          ожидать, что оно появиться у взрослого человека

                                                                                                                    Томас Манн  

     

        Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос  «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантного отношения к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М.Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям».

     Эта программа – попытка движения от воспитания простых  чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

    Проект реализуется на базе Казанской школы-интерната  VII вида, Верхнедонского района Ростовской области РФ.

    Сроки реализации: 2009 – 2013г.

Концептуальные основы проекта

       В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, а именно: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

       «Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной  гражданственности и патриотизма»,- отмечается в «Концепции модернизации российского образования  до 2010 г».

       Необходимость данного проекта вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы. Проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

        Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания.

       

    Ведущая идея проекта

         На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество. Одна из главных задач начальной школы – развитие творческого потенциала младшего школьника. Решение ее помогает сформировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь.

       Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранение межпоколенной преемственности.

Цели проекта

     Создание единого  социально-образовательного и воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

   

     Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач.

Задачи проекта

  1. Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

  1. Формирование духовно-нравственных качеств личности, чувства любви к своему дому, школе, друзьям, близким.

.

  1. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

  1. Разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.

  1. Формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.

  1. Формирование трудовой мотивации, обучение основным навыкам поведения в социуме.

  1. Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

  1. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики.

  1. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Принципы реализации проекта

  1. Принцип личностно-ориентированного обучения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения детей выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с обучающимися.
  2. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
  4. Принцип последовательности  предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для учащихся, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

      Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе  представляют целостную картину сведений о России.

    В основе принципов гражданского и патриотического воспитания лежат основные признаки, такие как:

- чувство Родины (ощущение связи с Родиной), преданность ей, ответственность перед ней;

- безграничная вера в будущее России, деятельная любовь к своим культурным и генетическим корням;

-гордость за свою малую и большую Родину, чувство долга, выражающееся в готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за страну;

- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.

Реализация данных принципов  в образовательно-воспитательном пространстве школы- интерната осущесвтляется по следующим направлениям:

      Духовно – нравственное – усвоение нравственных норм поведения, формирование чести, ответственности и коллективизма.

     Историко-краеведческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников, изучение многовековой истории Отечества, понимание особенностей верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений;

     Гражданское  - воспитание правовой культуры и законопослушания, формирование у личности тех черт, которые позволяют ей быть полноценным участником общественной жизни, чувство собственного достоинства, дисциплинированности;

    Патриотическое – присвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни. Это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность  к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

    Социально-патриотическое – активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности. Формирование чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста;

    Военно-патриотическое – ориентация процесса воспитания на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии;

    Спортивно-патриотическое – формирование в процессе воспитания работоспособного человека, развитие морально-волевых качеств личности учащегося (сила, ловкость, выносливость, состязательность), формирование в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Формы реализации проекта

     Реализация проекта предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых обучающиеся получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родной станицей целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают учащимся в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, обитателей водоемов.

     Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую,  формировать у детей соответствующие знания и навыки. Также широко используются беседы о родном хуторе (городе, селе), городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок детского творчества

     Наибольший эмоциональный отклик у учащихся вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств (Осенняя ярмарка, Новогодний праздник, рождественские колядки, День Победы, спартакиады)

     Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

    Наиболее эффективно воздействие на учащихся средствами  эстетического воспитания: прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывает огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.  

   

Субъекты гражданского и патриотического воспитания

- младшие школьники;

- семья;

- непосредственное социальное окружение;

- коллективы, в которых происходит социализация личности;

- жизнеобеспечивающее пространство развития личности (улица, хутор, станица, район и т.д.)

- образовательно-воспитательные учреждения;

- общественные организации и объединения.

Прогноз результатов реализации проекта

     В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы-интерната, педагоги дополнительного образования, работники правовых, медико-социальных институтов, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:

- создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы-интерната и различных структур;

- совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве «школа-интернат – микрорайон»;

- создание системы социально-педагогической и психологической защиты детей;

- оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;

- формирование выпускника -  социально значимой личности.

Содержание проекта

Проект реализуется на базе ГКОУ РО Казанской школы-интерната  VII вида Верхнедонского района Ростовской области.

Содержание проекта структурировано по четырем основным направлениям:

Направление

Задачи

Формы

Внеклассная воспитательная работа

- осуществление средствами учебно-воспитательного процесса формирования патриотического сознания личности будущего гражданина, созидателя и защитника Отечества;

- развитие в учащихся склонностей и задатков, характеризующих его индивидуальность;

-поддержание и совершенствование связей с семьей.

- чтение, беседы;

- игровые ситуации;

-экскурсии;

- практические занятия;

- проектная деятельность.

Внеурочные массовые мероприятия

- стимулирование социальной активности личности через приобщение к социально ориентированным видам деятельности (соревнованиям, выставкам), развивая тем самым чувство гордости за своих наставников, команду, класс.

- ориентация образовательного процесса на развитие творческой личности, сообразно общим и специфическим целям и региональным особенностям.

- конкурсы;

- праздники;

- выставки;

- викторины;

- концерты, представления.

Работа с родителями

- повышение образовательного уровня родителей;

- обеспечение межпоколенного диалога в формировании личности;

- привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;

- формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

- инд. беседы;

- собрания;

Работа службы сопровождения

- коррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере.

- инд. и групповые занятия;

-беседы;

- консультации;

- тренинги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект жизнедеятельности младших школьников «Будь здоров!»

Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся  1-4 классов, а так же воспитание потребности в здоровом образе жизни, т. к. только здоровый ребенок способен успешно и в ...

Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...

Основы безопасности жизнедеятельности младших школьников

Систематическое планомерное обучение ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и трудиться. Занятия помогут предостеречь школьника от множества опасностей вокруг....

Методическая работа на тему: "Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников, как один из путей социализации личности".

Цель работы: повышение знаний воспитателя группы продленного дня по ОБЖ с последующей передачей их воспитанникам....

Проект для младших школьников "Живи Земля"

Экологический  проект  для школьников...

Проект «Живая память России»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущен...