Проект жизнедеятельности младших школьников "Мы живем в России"
методическая разработка (4 класс) по теме

Мухина Людмила Ивановна

Ведущая идея проекта

         На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество. Одна из главных задач начальной школы – развитие творческого потенциала младшего школьника. Решение ее помогает сформировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь.

       Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранение межпоколенной преемственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_zhivem_v_rossiipatriotich..doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Казанская школа-интернат VII вида

Проект жизнедеятельности младших школьников «Мы живем в России»

Пояснительная записка

                                                  Великая духовная потребность участвовать

                                                         в управлении страной не может быть воспитана

                                               в человеке в один день, и если в ребенке с

                                                     детства не воспитывать это качество, не стоит

                                                          ожидать, что оно появиться у взрослого человека

                                                                                                                    Томас Манн  

     

        Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос  «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантного отношения к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М.Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям».

     Эта программа – попытка движения от воспитания простых  чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

    Проект реализуется на базе Казанской школы-интерната  VII вида, Верхнедонского района Ростовской области РФ.

    Сроки реализации: 2009 – 2013г.

Концептуальные основы проекта

       В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, а именно: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

       «Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной  гражданственности и патриотизма»,- отмечается в «Концепции модернизации российского образования  до 2010 г».

       Необходимость данного проекта вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы. Проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

        Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданского патриотического воспитания.

       

    Ведущая идея проекта

         На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог, а также интегрироваться в сообщество. Одна из главных задач начальной школы – развитие творческого потенциала младшего школьника. Решение ее помогает сформировать личность, способную внести изменения в окружающую жизнь.

       Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранение межпоколенной преемственности.

Цели проекта

     Создание единого  социально-образовательного и воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

   

     Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач.

Задачи проекта

  1. Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

  1. Формирование духовно-нравственных качеств личности, чувства любви к своему дому, школе, друзьям, близким.

.

  1. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

  1. Разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.

  1. Формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.

  1. Формирование трудовой мотивации, обучение основным навыкам поведения в социуме.

  1. Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

  1. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики.

  1. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Принципы реализации проекта

  1. Принцип личностно-ориентированного обучения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения детей выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с обучающимися.
  2. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
  4. Принцип последовательности  предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для учащихся, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

      Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе  представляют целостную картину сведений о России.

    В основе принципов гражданского и патриотического воспитания лежат основные признаки, такие как:

- чувство Родины (ощущение связи с Родиной), преданность ей, ответственность перед ней;

- безграничная вера в будущее России, деятельная любовь к своим культурным и генетическим корням;

-гордость за свою малую и большую Родину, чувство долга, выражающееся в готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за страну;

- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.

Реализация данных принципов  в образовательно-воспитательном пространстве школы- интерната осущесвтляется по следующим направлениям:

      Духовно – нравственное – усвоение нравственных норм поведения, формирование чести, ответственности и коллективизма.

     Историко-краеведческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников, изучение многовековой истории Отечества, понимание особенностей верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений;

     Гражданское  - воспитание правовой культуры и законопослушания, формирование у личности тех черт, которые позволяют ей быть полноценным участником общественной жизни, чувство собственного достоинства, дисциплинированности;

    Патриотическое – присвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни. Это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность  к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

    Социально-патриотическое – активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности. Формирование чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста;

    Военно-патриотическое – ориентация процесса воспитания на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии;

    Спортивно-патриотическое – формирование в процессе воспитания работоспособного человека, развитие морально-волевых качеств личности учащегося (сила, ловкость, выносливость, состязательность), формирование в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Формы реализации проекта

     Реализация проекта предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых обучающиеся получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родной станицей целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают учащимся в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, обитателей водоемов.

     Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую,  формировать у детей соответствующие знания и навыки. Также широко используются беседы о родном хуторе (городе, селе), городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок детского творчества

     Наибольший эмоциональный отклик у учащихся вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств (Осенняя ярмарка, Новогодний праздник, рождественские колядки, День Победы, спартакиады)

     Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

    Наиболее эффективно воздействие на учащихся средствами  эстетического воспитания: прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывает огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.  

   

Субъекты гражданского и патриотического воспитания

- младшие школьники;

- семья;

- непосредственное социальное окружение;

- коллективы, в которых происходит социализация личности;

- жизнеобеспечивающее пространство развития личности (улица, хутор, станица, район и т.д.)

- образовательно-воспитательные учреждения;

- общественные организации и объединения.

Прогноз результатов реализации проекта

     В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы-интерната, педагоги дополнительного образования, работники правовых, медико-социальных институтов, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:

- создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы-интерната и различных структур;

- совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве «школа-интернат – микрорайон»;

- создание системы социально-педагогической и психологической защиты детей;

- оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;

- формирование выпускника -  социально значимой личности.

Содержание проекта

Проект реализуется на базе ГКОУ РО Казанской школы-интерната  VII вида Верхнедонского района Ростовской области.

Содержание проекта структурировано по четырем основным направлениям:

Направление

Задачи

Формы

Внеклассная воспитательная работа

- осуществление средствами учебно-воспитательного процесса формирования патриотического сознания личности будущего гражданина, созидателя и защитника Отечества;

- развитие в учащихся склонностей и задатков, характеризующих его индивидуальность;

-поддержание и совершенствование связей с семьей.

- чтение, беседы;

- игровые ситуации;

-экскурсии;

- практические занятия;

- проектная деятельность.

Внеурочные массовые мероприятия

- стимулирование социальной активности личности через приобщение к социально ориентированным видам деятельности (соревнованиям, выставкам), развивая тем самым чувство гордости за своих наставников, команду, класс.

- ориентация образовательного процесса на развитие творческой личности, сообразно общим и специфическим целям и региональным особенностям.

- конкурсы;

- праздники;

- выставки;

- викторины;

- концерты, представления.

Работа с родителями

- повышение образовательного уровня родителей;

- обеспечение межпоколенного диалога в формировании личности;

- привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;

- формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

- инд. беседы;

- собрания;

Работа службы сопровождения

- коррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере.

- инд. и групповые занятия;

-беседы;

- консультации;

- тренинги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект жизнедеятельности младших школьников «Будь здоров!»

Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся  1-4 классов, а так же воспитание потребности в здоровом образе жизни, т. к. только здоровый ребенок способен успешно и в ...

Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...

Основы безопасности жизнедеятельности младших школьников

Систематическое планомерное обучение ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и трудиться. Занятия помогут предостеречь школьника от множества опасностей вокруг....

Методическая работа на тему: "Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников, как один из путей социализации личности".

Цель работы: повышение знаний воспитателя группы продленного дня по ОБЖ с последующей передачей их воспитанникам....

Безопасность жизнедеятельности младших школьников

Буклет для детей и родителей. Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно скло...

Проект для младших школьников "Живи Земля"

Экологический  проект  для школьников...