Методическая работа на тему: "Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников, как один из путей социализации личности".
методическая разработка на тему

Людмила Геннадьевна Диденок

Цель работы: повышение знаний воспитателя группы продленного дня по ОБЖ с последующей передачей их воспитанникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_samoobrazovaniyu.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию воспитателя группы продленного дня на тему: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников».

                                                                   Воспитатель ГПД:  Диденок Л.Г

Основной целью работы по самообразованию является повышение знаний воспитателя группы продленного дня, и последующей передачи ее воспитанникам. Темой данной работы является: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников».

                                     План работы:

  1. Обеспечение безопасности на дорогах.
  2. Пожарная безопасность в школе и дома.
  3. Безопасность на воде и на льду.
  4. Безопасность при общении с животными.
  5. Безопасность на природе (ядовитые растения и грибы).
  6. Здоровый образ жизни (вредные привычки).

  1.  Обеспечение безопасности на дорогах.

Цели:

  1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
  2. Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при движении по улицам и дорогам.
  3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

Необходимо познакомить школьников со следующими правилами поведения на дорогах:

Запрещается кататься на роликах и скейтбордах на проезжей части. Очень опасно играть в мяч и другие игры на дорогах. Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу и по разрешающему (зеленому) сигналу светофора. Дети должны знать, как обозначаются пешеходные переходы (разметка «зебра» и знаки «Пешеходный переход»), а также обозначение подземного и надземного перехода, как наиболее безопасных.

Если пешеходы не успели закончить переход, они должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений или островке безопасности.  Продолжить переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора. При приближении транспортных средств с включенным маячком (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть (объяснить причину – это автомобили противопожарной службы, скорой помощи и полиции, выполняющие экстренное задание). Необходимо объяснить детям, что мало правильно переходить через  дорогу, но нужно еще уметь и правильно ездить по ней на велосипеде. Велосипедисты должны двигаться по велосипедным дорожкам и тротуарам. Запрещается выезжать на проезжую честь детям до 16 лет, а также проезжать на велосипедах по пешеходным переходам (велосипедист при пересечении проезжей части должен держать велосипед рядом с собой). Запрещается перебегать дорогу в неположенном месте , где нет пешеходного перехода. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость, и убедятся, что переход будет для них безопасен. При движении по обочинам дорог в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

 

2.Пожарная безопасность в школе, дома и в других местах.

1. Пожарная безопасность в школе:

Необходимо провести с учениками беседы о пожарной безопасности, научить их правилам поведения при возникновении пожара, его предупреждении и способам тушения.

Общие требования к пожарной безопасности в школе состоят в следующем:

- Школьные здания перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются работники государственного пожарного надзора.

- В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, принадлежности, пособия , которые должны храниться в шкафах, стеллажах или стационарно установленных стойках

-  Число парт, столов в учебных классах не может превышать количество, установленное нормами проектирования.

-   С учащимися должны быть организованы занятия, беседы (по изучению пожарной безопасности в быту).

-  По окончании занятий в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрывоопасные вещества и материалы необходимо убрать в специально оборудованные помещения.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности нужно отразить следующие вопросы:

- Порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе и эвакуационных путей.

- Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожарных работ.

- Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ  и материалов.

- Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержание и хранение спецодежды .

- Предельные показания контрольных приборов (манометры, термометры и др.), отключение от которых может вызвать пожар или взрыв.

- Обязанности и действия работников при пожаре в том числе:

-  Правила вызова пожарной охраны (01)

- Правила аварийной остановки технологического оборудования, порядок отключения вентиляции и электрооборудования.

- Правила применения средств пожаротушения, установок пожарной автоматики.

- Порядок эксплуатации горючих веществ и материальных ценностей.

- Порядок осмотра и приведения в пожаробезопасное состояние всех помещений учреждения.

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть разработаны для каждого взрывопожароопасного участка. Инструкции о мерах пожарной безопасности утверждаются директором школы и вводятся в действие его приказом. К приказу, помимо инструкций ,целесообразно приложить памятку «Порядок действий при пожаре», которая вешается в каждом помещении школы, план эвакуации, план проведения тренировок по эвакуации людей из помещений школы в случае возникновения пожара (тренировки проводятся не реже одного раза в полугодие).

  1. Пожарная безопасность дома.

Необходимо исключить малейшую возможность возгорания (убрать спички, зажигалки и т.п.).

Правило: все, что ребенку нельзя брать, должно быть ему недоступно.

Надо спрятать болтающиеся электрошнуры, установить заглушки на розетки.

Детям нельзя пользоваться электроприборами и газом без присмотра взрослых. Легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, спирт, керосин и др.) необходимо спрятать от детей. Бенгальские огни, хлопушки, свечки могут так же стать причиной пожара.

Необходимо рассказать детям, как надо вести себя в случае возгорания или задымления:

  1. Надо сразу покинуть квартиру или стучаться к соседям.
  2. Позвонить родителям или знакомым, чей телефон знаешь, и сказать о пожаре, потому что пожарные часто принимают звонок ребенка за шалость и не выезжают.
  3. Если выйти из квартиры невозможно, то необходимо немедленно выйти на балкон или подальше от очага возгорания и кричать в окно о помощи.
  4. Если дым проникает с лестничной площадки, то ни в коем случае нельзя открывать дверь, а звонить взрослым или выйти на балкон и кричать : «Пожар! Помогите!».
  5. Ни в коем случае не прятаться под кровать, так как можно задохнуться угарным газом.

Данные материалы о пожарной безопасности должны быть рассказаны детям в форме беседы, с использованием наглядных пособий.

3 Безопасность на воде и на льду.

1 . Правила поведения на воде:

  1. Не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно упасть в воду (на обрывах, пристанях и т.п.).
  2. Нельзя нырять в незнакомых местах.
  3. Нельзя приближаться к судам , так как можно попасть под винты или быть отброшенным поднятой волной.
  4. Нельзя играть с удерживанием под водой, ребенок может захлебнуться.
  5. Нельзя раскачивать лодку или перегибаться за борт, так как можно перевернуться и упасть в воду.
  6. Нельзя плавать на самодельных плотах и на надувных матрасах, так как можно утонуть.
  7. Если упали в воду, то не паникуйте, не молотите по воде руками и ногами, а сохраняйте силы и зовите на помощь.
  8. Научитесь отдыхать на спине и хорошо плавать а тем,  кто не умеет держаться на воде, лучше далеко не уходить от берега.

  1. Правила безопасности на льду.

Надо объяснять детям, что нельзя  выходить на тонкий лед и проверять его прочность ударом ноги.

Безопасным является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 см.

Нельзя выходить на лед, покрытый толстым слоем снега и в местах, где быстрое течение или родники.

При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5-6 метров, чтобы в случае необходимости помочь.

Кататься на коньках и лыжах можно только после проверки льда на прочность.

Если под вами провалился лед, то необходимо без резких движений стараться выползти на твердый лед в сторону, откуда пришли и звать на помощь.

При оказании помощи, провалившемуся под лед, опасно близко к нему подходить. Необходимо использовать доску, шест, лестницу, веревку и т.п.

Данные материалы безопасности на воде и на льду должны быть рассказаны детям в форме беседы, с использованием наглядных пособий.

4. Безопасность при общении с животными.

Общение с собаками:

  1. Нельзя гладить собак и делать резких движений, чтобы собака не подумала, что вы хотите ее ударить.
  2. Нельзя пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На языке собак это значит скалиться и показывать свое превосходство.
  3. Ни в коем случае нельзя показывать свой страх перед собакой. Она может почувствовать это и повести себя агрессивно.
  4. Нельзя убегать от собаки. Этим вы изображаете из себя убегающую дичь и предлагаете собаке охотиться.
  5. Не кормите чужих и бездомных собак и не трогайте их во время еды или сна.
  6. Не подходите к собаке, сидящей на привязи, и не дразните ее.
  7. Опасайтесь больших собак охранных и бойцовых пород, так как они могут быть обучены бросаться на людей, охраняя объект.
  8. Не делайте резких движений, общаясь с собакой или с ее хозяином. Собака может подумать, что вы ему угрожаете.
  9. Не трогайте щенков в присутствии собаки.
  10.  Если собака напала, то надо громко и резко сказать: «Фу! Стоять! Сидеть!». Защищайте свое горло , подставляя сумку или другой предмет.

Самое чувствительное место у собаки – нос, если удастся по нему чем-нибудь попасть, то собака убежит.

Общение с кошками:

Не тяните кота за хвост и не гладьте незнакомых животных. Коты могут оцарапать и занести в рану инфекцию. Были случаи, когда коты выцарапывали глаза.

Опасность от змей:

Змеи, к счастью, редко сами нападают на человека, а стараются ускользнуть от него в укрытие. Гадюки кусают только если на них наступить или преградить им дорогу. Собираясь в лес необходимо надевать резиновые сапоги, которые змее не прокусить.

Опасность от пчел и ос:

Укусы этих насекомых очень болезненны и могут вызвать аллергию.

Не разоряйте ульи пчел и гнезда ос. Потревоженные насекомые могут сильно искусать. При укусе пчелы нужно вытащить жало, чтобы не было нагноения и сильного отека.

Опасность укусов клещей заключается в том, что они переносят энцефалит, поражающий головной мозг. Впившегося клеща необходимо вытащить, смазывая маслом,  с помощью пинцета. Прийти к врачу и принести клеща на экспертизу.

Опасность при общении с домашним скотом:

Никогда не подходите близко к корове или быку. Они могут забодать. Если идет стадо, то его лучше пропустить, посторониться.

Следует также избегать контакта с козами и овцами, особенно незнакомыми.

В случае нападения скота, необходимо убегать или обороняться подручными средствами и звать на помощь.

5. Безопасность на природе (ядовитые растения и грибы).

Ядовитые растения – это те растения, которые содержат ядовитые вещества, вызывающие отравления у людей. К ним относятся: белена, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, и др. Семена у белены очень похожи на семена мака. Надо помнить, что мак красного цвета, а не желтого как белена и не имеет неприятного запаха. Ландыш майский очень красив, но его красные ягоды ядовиты – это необходимо знать. Вороний глаз похож на чернику, но в отличие от нее , в середине, на четырех крупных листьях ,имеет  одну ягоду. Очень ядовит кустарник волчье лыко .  У него цветы розовые и душистые, а ядовитые плоды ярко красные. Его можно перепутать с красными ягодами боярышника. Пробовать на вкус можно только растения, которые известны, что они не ядовиты. При рассказе обязательно показать учащимся плакаты, рисунки и фотографии ядовитых растений.

Ядовитые грибы очень опасны – их необходимо знать. Особенно опасна бледная поганка. Узнать ее можно по бледно-зеленой шляпке, утолщению в виде клубня, а также по белому кольцу на ножке. Гриб издает неприятный запах. Кроме бледной поганки также ядовит мухомор, с красивой красной шляпкой с белыми пятнами на ней. Опасны также ложные опята, желчный гриб,  ложные лисички и др. Необходимо показать учащимся на плакатах и рисунках ядовитые грибы.

  1. Здоровый образ жизни. Вредные привычки.

Вредные привычки – это привычки, которые вредят здоровью человека, и без которых он не может обойтись.

К ним относятся:

  1. Курение
  2. Алкоголизм
  3. Наркомания

Важно отметить, что вредные привычки опасны для здоровья не только подверженного им человека, но и вредны для окружающих людей. Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них жить. Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно, поэтому лучше вообще не начинать, ни курить, ни пить или ни употреблять наркотики. Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека и губят его здоровье. Курение особенно пагубно влияет на здоровье молодых людей и детей.

Социально-педагогические предпосылки приобщения к вредным привычкам:

  1. Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности и воли. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычки становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых обществом ценностей.
  2. Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Такие люди живут одним днем, сиюминутным удовольствием и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового образа жизни.
  3. Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревоги и скуки. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.
  4. Трудности общения, свойственны людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями и учащимися. Такие люди легко попадают под дурное влияние. Если среди окружающих есть имеющие вредные привычки, они поддаются их влиянию. Так попадают в зависимость от вредных привычек люди, пытающиеся расширить круг знакомств и повысить свою популярность.
  5. Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребления вредных веществ, хотя и знает их пагубное влияние на организм. Он сам хочет испытать эти ощущения, что становится первым шагом к формированию вредной привычки.
  6. Желание уйти от проблем. Это наиболее частая причина употребления вредных веществ, но проблемы не решаются, а только усугубляются, а время уходит.

Необходимо отметить особую опасность действия вредных веществ на организм детей и подростков. Это вызвано не только с происходящими у них процессами роста и развития, но прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов и вредных веществ и делает подростков чрезвычайно чувствительными к их действию. Все это делает понятным важнейшее значение  работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков.

Профилактика оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

  1. Следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения у подростков.
  2. Детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о воздействии вредных привычек на организм человека и последствия их применения.
  3. Информирование следует осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  4. Понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчивого негативного отношения к ним. Учить детей справляться с конфликтами и умению управлять эмоциями и чувствами.
  5. Ребята должны приобретать опыт решения своих проблем без помощи вредных привычек.
  6. Прививать ребятам навыки здорового образа жизни, приобщать их к спорту, кружкам по интересам и т.п.
  7. В борьбе с вредными привычками родители, их дети и педагоги должны быть едины, сами показывать пример здорового образа жизни.

Мероприятия в группе продленного дня по охране безопасности жизнедеятельности.

  1. Беседа: «Самый безопасный путь к школе».
  2. Беседа: «Здоровый образ жизни»
  3. Подвижные игры на воздухе (в течение учебного года)
  4. Беседа: «Путешествие в страну дорожных знаков»
  5. Беседа: «В здоровом теле – здоровый дух»
  6. Конкурс рисунков: «Светофор пришел к нам в гости»
  7. Беседа: «Что нас губит?» (О вредных привычках и борьбе с ними)
  8. Беседа: «Осторожно! Высокое напряжение!»
  9. Беседа: «Безопасность в доме»
  10.  Беседа: «Осторожно, гололед!»
  11. Беседа: «Пожарная безопасность на новогодних елках»
  12. Беседа: «Я – пешеход»
  13.  Беседа: «Опасные животные»
  14.  Беседа: «Я – пассажир»
  15.  Беседа: «Ядовитые растения (как их узнать?)»
  16.  Беседа: «Пожарная безопасность в школе и дома»
  17.  Конкурс рисунков по ОБЖ
  18.  Беседа: «Нет террору на территории детства!»
  19.  Беседа: «Безопасность в доме (ожоги, газ, и электричество)»
  20.  Беседа: «Скоро лето. Как мы его проведем?» (Безопасность на природе, на воде и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Основы безопасности жизнедеятельности младших школьников

Систематическое планомерное обучение ребенка умению безопасно жить, учиться, отдыхать и трудиться. Занятия помогут предостеречь школьника от множества опасностей вокруг....

Безопасность жизнедеятельности младших школьников

Буклет для детей и родителей. Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно скло...

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...