Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
учебно-методический материал (3 класс)
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
Мальцева А.Ю., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 150г. Челябинска»
В современном быстро меняющемся мире образование и воспитание должно быть ориентировано на формирование человека, способного к быстрой адаптации в обществе, понимающего себя, свои возможности и способности. Стратегические цели «Нашей новой школы» направлены, прежде всего, на формирование человека XXI века: конкурентно-способного, профессионально и социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.
Сам термин «социализация личности», как и большинство терминов этой науки, не имеет однозначного определения и, тем более, толкования.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:
- в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
- в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
- в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует, то что содержание процессе социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином. Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:
#1064;ирокие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);
#1057;понтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок взглядов суждений обнаружение их отличий от направленности официального воспитания).
Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Первый план содержания социализации не только непосредственно связан с воспитанием, а по сути, является широкой формой воспитания по сравнению с воспитанием в семье или классном коллективе.
Второй план содержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимается как недостаток, слабость воспитания.
Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования «школы социального опыта». Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:
- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
- вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
- предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
- предлагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех, жизненные ценности: Семья, Любовь, Мир, Отечество. Кадетский класс – это хорошо организованная игра, направленная на интеллектуальное и творческое развитие, воспитание патриотизма, умения следовать принципам здорового образа жизни, развития активной гражданской и социальной позиции. Игра несет в себе множество возможностей и может служить инструментом для конструирования пространства развития личности. В игре заложены механизмы развития личности, поэтому можно утверждать, что игровая деятельность способствует социализации и самореализации личности. Основополагающая цель кадетского класса – интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся, их адаптация к жизни в обществе, подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Сюда же входит и основная цель образовательного учреждения – создание у учащихся системы знаний.
Кадетский класс решает задачи:
- воспитание духовно, нравственно и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края;
- формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
- выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным;
- восстановления традиции служения Отечеству, способности защитить и отстоять интересы Родины;
- воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;
- развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма;
- смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.
За годы существования кадетских классов, кадеты получают дополнительное образование в кружках и факультативах. Так факультатив «Я – гражданин России» предполагает изучение истории через деятельность исторических личностей. В нем особое внимание уделяется биографии, оценке личности по поведению в экстремальных для Отечества условиях. Строевые занятия вырабатывают у учащихся четкость и автоматизм действий, единое понимание и одновременность исполнения команд, строевую выправку, воспитывают коллективизм и товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстроту реакции. Огневая подготовка совершенствует мышление, воображение, внимание, способность ориентироваться в меняющейся обстановке. Для проведения занятий мы используем шефские связи. В практике работы проведения занятий сотрудниками службы спасения. Шефы принимают участие в традиционных военно-спортивных мероприятиях школы вообще, и кадетских классов в частности. Кроме занятий планируются и проводятся экскурсии в музей и на базу службы спасения для ознакомления с реальной жизнью спасателей.
В результате мы хотим получить в наших воспитанниках важные для личности качества:
- умение и желание интеллектуально развиваться;
- готовность любить и защищать Родину;
- умение управлять своим здоровьем;
- совершенствование нравственных качеств;
- активную гражданскую и социальную позицию.
Школа должна видеть свою цель в проявлении социализации личности, в формировании системы знаний, умений и навыков, в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-65568-1576523792.jpg)
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-277893-1390988011.jpg)
Обеспечение здоровья школьников – одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В материале обобщен опыт по сохранению и укреплению здоровья школьников ...
Выступление "Современный урок в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая Школа"
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/22/picture-464425-1408724045.jpg)
Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа".
«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/10/picture-753655-1455129050.jpg)
« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы « Наша новая школа»»
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути инт...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-946578-1519630582.jpg)
Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»
Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-528947-1574098868.jpg)
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...