Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа".
учебно-методический материал на тему
«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_na_urokakh_kak_sredstvo_povysheniya.docx | 76.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция
педагогических работников и руководителей образовательных учреждений
«Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа»
«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа»
План.
1) Игровые технологии как одна из форм обучения.
2) Роль игр в учебно-воспитательном процессе.
3) Группы игр.
4) Требования к играм в образовании.
5) Условия использования игровых технологий на уроке.
6) Виды уроков с использованием игровых технологий.
7) Функции игровых технологий.
8) Применение игровых технологий на разных уроках (из опыта работы)
Вместо заключения.
Приложение: 1)разработки уроков с использованием игр
2)примеры презентаций, используемые на разных уроках.
1). Пути повышения эффективности, а значит и результативности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Маленький ребёнок обладает целостным миропредставлением и своеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным. Когда он попадает в школу целостный мир в его сознании распадается на множество фактов, понятий, законов. Чтобы понять учеников, найти к ним подход, не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нём в игре.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Игра всегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость – всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результаты обучения.
2). Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся.В игровой увлекательной форме учащимся даётся тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. Когда учащиеся увлекаются, они не замечают, что учатся, легко познают, запоминают новое, ориентируются в необычной ситуации.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технология внеклассной работы.
3).Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён.
Выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
4).Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
1. «Игровая оболочка» (должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.)
2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3. Возможность действия для каждого ученика.
4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
5).При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
6). Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
7). Игровые технологии выполняют ряд функций:
1) игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки (правильно организованная, с учётом специфики материала)
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся (в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием).
8). Игровые технологии на уроках( из опыта работы)
I. На уроках обучения грамоте, далее на уроках литературы(чтения)
Использование игры на определённом этапе урока:
-на каждом уроке каждый учащийся выступает в роли изученной буквы;
-работа с чистоговорками и скороговорками
Задание:1) кто быстрее и правильнее произнесёт ; 2) придумай свою чистоговорку, скороговорку),
- использование мелодии известной песенки (т.к песни запоминаются быстрее) при заучивании стихов;
- чтение по ролям;
- инсценирование сказок («Репка», «Теремок»)
Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке
-игры в слова:
1)дополни слово по его началу (ЛА....... (Лапа; Лапша; Лампа, Ласты);
2) «слова рассыпались» (составь слова из предложенных букв; из букв данного слова составь слова;)
3)«перевёрнутые слова»( поменяй буквы местами так, чтобы получились слова (УКАР- РУКА; ИЛАС- ЛИСА-СИЛА)
4)соедини половинки слов (НА-СОС; НА-ША и т.д.)
5) превращение слов – волшебная цепочка (сом-ком-кол-пол)
6) игры «Деда-буквоеда»
7) кроссворды
На уроках математики:
1) Устный счёт в занимательной форме (с использованием презентация в игровой форме);
2) Инсценирование задач (простых, с решением в одно действие)
3) Урок-соревнование (при закреплении и повторении изученного)
Уроки по окружающему миру:
Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий
1) Уроки-практикумы - учащимся предлагается выступить в роли учёных – исследователей, проводящих тот или иной опыт, сделать самим «открытие»
2) Уроки-викторины по ПДД ( соревнование команд)
Вместо заключения .Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что в игре органически сочетаются занимательность и деятельность, благодаря которым в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Приложение 1
1. Игровой момент на уроках обучения грамоте ( на всём протяжении изучения букв): при изучении новой буквы даётся характеристика звукам, которые обозначаются буквой. Например: буква Н (эн) , она обозначает звук [н]-согласный, звонкий, твёрдый; и звук [н']- согласный ,звонкий, мягкий. В букваре БунееваР.Н есть условные обозначения для этих характеристик. На следующем уроке при повторении изученной буквы – ученик выходит к доске, показывает карточку с изученной буквой, говорит её правильное название, характеризует звуки, обозначаемые этой буквой, при этом он надевает на себя согласно условным обозначениям(по букварю) шапочку(если звук звонкий), шляпу – если глухой, берёт в руки цветные карточки в виде кругов : синий- если звук твёрдый, зелёный- если мягкий, если гласный звук – то только красный круг берёт. В такой роли буквы выступает каждый ученик.
2. Обучение грамоте. Урок-игра
Тема: Алфавит.
Цель: закрепить знания учащихся о звуках и буквах русского алфавита;
познакомить с порядком букв в русском алфавите.
Оборудование: каждому ученику даётся карточка с буквой из алфавита (некоторым по 2: Ь,Ъ;)
План
1. Постановка цели перед учащимися (слово учителя)
2. Повторение и закрепление знаний о буквах и звуках;
1) Загадки о буквах и звуках (дети отвечают, у кого карточка с отгаданной буквой, тот встаёт);
2) Все буквы – жители этой страны живут в разных городах: Город Гласных; город Согласных. Давайте навестим Город Гласных. Жители выходите ( выходят дети, у которых карточки с гласными буквами); а теперь навестим Согласных (выходят согласные). Посмотрите – остались два жителя, которые не живут в этих городах. Кто они? Почему им нельзя попасть в эти города? (Ъ,Ь)
3) Составление слов : (загадываются загадки –дети выстраиваются в слова , согласно отгадкам)
3. Знакомство с понятием «Алфавит»
Все буквы должны всегда стоять в строгом порядке, который называется АЛФАВИТ (Учитель называет буквы по алфавиту – дети выстраиваются у доски)
Вот и готов наш алфавит. Его надо запомнить. (учитель рассказывает где применяется знание алфавита)
4. Закрепление нового.
1) Игра «Найди своё место» (Дети 5-6 учеников с именами на разные буквы выстраиваются согласно алфавиту)
2) «Соседи» (Учитель приглашает «букву» выйти к доске, а к ней сами должны выйти её соседи)
5. Итог урока.
Викторина по ППД 1 класс конец учебного года
Конкурс 1. Разрезной знак
Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанный дорожный знак. Команды должны составить дорожный знак и назвать eгo. Побеждает та команда, которая соберёт быстрее
Конкурс 2. Буриме
Участникам предлагаются карточки с рифмованными словами. Каждая команда должна составить стихотворение, используя данные слова.
Слова для первой команды – «каток», «свисток», «мостовой», «постовой».
Слова для второй команды – «мотор», «светофор», «пешеход», «переход».
Слова для третьей команды – «светофор», «мотор», «красный», «опасно»
Слова для четвёртой команды – «велосипед», «запрет», «дорожка», «осторожно»
Слова для пятой команды – «машина», «шина», «шофёр», «мотор»
Конкурс 3 На столах разложены карточки с вопросами из области игрового поля. Игроки по очереди из каждой команды берут карточку и объясняют свой ответ. За правильный ответ команда получает 2 очка.
Карточка № 1 Карточка № 2
Для чего служит проезжая часть? Что такое тротуар?
Карточка № 3 Кто является участником дорожного движения?
Карточка № 4 Каковы правила движения пешеходов по тротуару?
Карточка № 5 Как называется место, где пешеходам разрешается выходить на проезжую часть дороги?
Карточка № 6 Какие есть виды пешеходных переходов?
Карточка № 7 Для чего нужен светофор?
Карточка № 8 По какой стороне улицы разрешено движение транспорта.
Карточка №9 Что означает зеленый сигнал светофора?
Карточка №10 Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?
Конкурс 4
Задание: Попробуйте найти слова, связанные с ПДД в этом наборе букв. Все слова читаются по вертикали или горизонтали.
А Д З П Е Ш Е Х О Д
П О Ж О Ч П В Ы Э Т
Б Р У Л Ь В Е Д Р Р
У О Е Г К О Л Е С О
Н Г Ц Ш Ф Н О И Н Т
М А Ш И Н А С Ж Й У
К С О Х О К И Л Ё А
И Д Ф А Р Ы П Е П Р
Л Ы Ё Ю Й Р Е Б С В
П Е Р Е Х О Д Л Т З
Конкурс 5..Игра “Разрешается – запрещается”
По 1 участнику от команды дописать запрещается или разрешается
- Играть на проезжей части…
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом….
- Идти толпой по тротуару…
- Переходить улицу по подземному переходу…
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…
- Обходить стоящий на остановке автобус спереди….
- Идти по тротуару слева…
- Выбегать на проезжую часть дороги…
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…
- Болтать и громко смеяться в транспорте…
- Уважать правила дорожного движения…
Ответы:
- Играть на проезжей части…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий на остановке автобус спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Подведение итогов
Математика 1 класс Игровая организация урока с традиционными заданиями
Тема: Таблица сложения до 20.
Цель: закрепить знания таблицы сложения до 20, закрепить умения складывать и вычитать в пределах20; продолжать закреплять умения решать простые задачи.
Оборудование: цветные бумажные полоски на каждого ученика.
Индивидуальные карточки с задачами.
Перед началом урока каждый ученик выбирает себе полоску.
План.
1. Слово учителя.
- У каждого из вас есть полоска. Она сегодня вам будет нужна.
2.1) Устный счёт(ответы записывают в тетради)
Проверка: выходят те дети с тетрадями к доске, у которых совпадает цвет полоски (синий) и читают по очереди по одному ответу из заданий устного счёта.
2) Работа по учебнику №2 стр.80 «Засели числа в домики» ( на крыше домиков записаны числа 13;16;11;12;15; 14) К доске выходят те дети, у которых полоски зелёного цвета (задание продублировано на доске)
3. Работа по карточке - решение простых задач .
По-очереди к доске выходят те дети, у которых полоска оранжевая.
Запись решения без ответа.
4. Решение примеров (закрепление сложения и вычитания в пределах 20)
На экране примеры (использование компьютера и проектора) записаны разными цветами (цвета совпадают с теми, какого цвета полоски)
8+6 7+4 9+5 6+9
7+5 3+8 9+2 8+7 И т.д.
Задание: каждый учащийся записывает только те примеры, цвет которых совпадает с его полоской. Проверка (чтение ответов)
5. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....
Обеспечение здоровья школьников – одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В материале обобщен опыт по сохранению и укреплению здоровья школьников ...
Выступление "Современный урок в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая Школа"
Презентация...
Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: Значение и место предмета ИЗО в условиях национальной инициативы "Наша нова школа"
Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа"....
Организация работы классного руководителя и воспитателя в свете национальной инициативы «Наша новая школа»
Краткое содержание выступления на педагогическом совете....
« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы « Наша новая школа»»
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути инт...
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»
Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»...