« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы « Наша новая школа»»
статья по зож на тему

Шемичева  Татьяна  Владимировна

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения  физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей  современной цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokum_vyst.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Глазуновская основная  общеобразовательная школа»

Мценского  района

     Выступление  на  педагогическом  совете  по  теме:

« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы

« Наша новая школа»»

                                                       Воспитатель  ГПД:  Шемичева  Т.В.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения  физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей  современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;
  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорнодвигательного аппарата;
  • 35 -40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоит специалистов и другие недуги современной

молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

В этом плане на образование ложится, помимо прочих задач, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Задача каждого педагога - показать ребенку пути сохранения здоровья, создать все условия для этого. В уставе ВОЗ ( Всемирная организация здравоохранения) сказано:

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и соц. благополучия, а не только отсутствие болезни и физ. дефектов». Более понятное определение:

«Ты здоровый человек, если можешь сказать:

-у меня ничего не болит;

  • я бодрый и веселый;
  • мне хорошо дома и с друзьями».

Выделяются 3 компонента здоровья - физический, психический и социальный. На схеме это можно изобразить равносторонним треугольником, где все находится в равных отношениях.

Для решения задачи по сохранению здоровья у подрастающего поколения Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку целостной образовательной программы. Эта разработка была осуществлена группой авторов под руководством д.м.н. профессора Касаткина В.Н.

В 2001 г. эта программа появилась как проект и была опубликована в ЛЬ 12 - 2001г. в «Вестнике образования» и начала Ф

Федеральный эксперимент, который длился 2 года. Он проводился в ряде школ Ивановской области, Республике Татарстан и Москвы.

В 2003 г. состоялась коллегия по теме «Здоровье» и в решении было записано: «Внедрить эту программу»

В 2004 г. Институт усовершенствия Орловской области получил пособие по внедрению Междисциплинарной программы «Здоровье».

Эта программа под редакцией В.Н.Касаткина имеет:

  • Содержание по всем разделам.
  • Ожидаемые результаты (или требования к желаемому усвоению)
  • Психологические рекомендации по усвоению программы.
  • Фрагменты элементов уроков, тренингов, занятий по опр. темам.

Программа позволяет работать по ней вариативно, т.е. каждый учитель может выбрать себе тоу что считает нужным.

Структура программы включает в себя 3 блока:

  • блок - 1-4 классы
  • блок - 5-9 классы
  • блок - 10-11 классы

В каждом блоке можно самостоятельно выбрать нужный учителю раздел, учитывая свои возможности, там нет кол- личество часов, поэтому нет общего планирования. Формы работы каждый выбирает себе сам. ( предложить готовые планирования по реализации программы «Здоровье»)

Кроме этой программы на курсах были названы и другие.

Всего 12 - из них 5 больших и 7 малых На каждую программу предлагалось методическое пособие для учителя, рабочие тетради для учащихся, книги для работы с родителями.

Каждая школа может выбрать свою программу по которой будет вести работу, но нельзя работать по методическому пособию или просто по пособию.

Реализация междисциплинарной программы «Здоровье»

Существует 3 формы реализации:

  • Когда в школе есть ОТДЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ или факультатив и программа реализуется через него ( очень мало школ имеют отдельный предмет, его надо финансировать)
  • Когда вообще нет этого часа в учебном планировании и реализуется программа на МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ УРОВНЕ, т.е. ОУ само решает чрез какие предметы реализовать. Эта форма включает и внеклассную работу.
  • СМЕШАННЫЙ вид, когда в отдельной параллели есть отдельный предмет, а в других классах - междисциплинарный путь. Например, 1 кл.- факультатив, а в остальных классах - междисциплинарный путь.

Каждой школе предлагается выбрать свою форму реализации, но больший акцент отдается междисциплинарному уровню.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» для учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.

Для успешного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни учителю необходимо найти решение трех проблем:

  • изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
  • изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности;
  • изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Когда педагог будет ответственен в равной мере не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности.

На курсах со мной присутствовали педагоги- предметники, а так же заместители директоров по воспитательной работе. Всем было дано задание разработать свое планирование по реализации программы «Здоровье» на своих уроках, а завучам - контроль за реализацией этой программы. На последнем занятии происходила защита этих материалов. Методист отдела охраны здоровья Инна Ионовна Гольдринг одобрила всю нашу работу и даже поблагодарила за новшество.

Поэтому с моделями по реализации программы может ознакомиться каждый желающий педагог нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Доклад:Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....

Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа".

«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа»....

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: Значение и место предмета ИЗО в условиях национальной инициативы "Наша нова школа"

Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа"....

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"...