Риторика. Тема: По маршруту добрых дел, поступков и чувств.
классный час (2 класс)

Усатая Татьяна Васильевна

Развивать умение сопереживать; формировать гуманность; расширять кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pedagogiki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: По маршруту добрых дел, поступков и чувств. :

 Цель: Развивать умение сопереживать; формировать гуманность; расширять кругозор учащихся.

  1. Психологический настрой.

- Возьмемся все за руки и повторяем: Мы – умные! Мы – внимательные! Мы – дружные!  Мы – старательные! Мы  отлично учимся! Все у нас получится!

 

11. Анализ стихотворения с целью сообщения темы и задач занятия.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О доброте и добрых делах пойдёт речь, но не только об этом.

- Послушайте стихотворение и скажите, почему оно так названо «  Хорошие товарищи»:

                Мальчик Миша мается –                            (                                                               )

                Миша заикается

                Как другие –чисто, ясно –

                Он не может говорить.

                И просить его напрасно

                То  что может повторить

                Нелегко ему даются

                Все слова на букву К,

                Но ребята не  смеются –

                Дружба классная крепка:

                Ты, Мишутка не теряйся!

                Ты с других пример бери!

                Молча с духом, собирайся

                И смелее говори!

- Почему оно так названо «Хорошие товарищи»?

- Какой вывод мы можем сделать из стихотворения?

-  Слушая  это стихотворение, каждый из нас должен сделать выводы, что нельзя смеяться  над недостатками других людей, нужно как  говориться в стихотворении, помогать людям, если нуждаются в вашей помощи.

- Сегодня мы познакомимся с таким понятием, которое вы может быть и не слышали «эмпатия»

- Эмпатия- означает умение сочувствовать, сопереживать другому человеку т.е. насколько мы можем понять другого  человека в данный момент.

 Задача нашего урока -  проверить, как вы можете  понять чувства  другого человека и развивать это чувство.

І1І. Анализ ситуации с целью уяснения понятия эмпатии.

  1. Сказка «Грецкие орехи»

  Неподалеку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. Старенькая-  старенькая, уже зубов у нее не было.

   Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.

   В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, вкусные. Но такие твердые, что мальчики советовали шепотом друг к другу из рогатки орехами стрелять.

  - Понесем орехи бабушке, сказал кто – то из них.

   Дети нарвали ведро орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол на белую скатерть.

   - Ешьте, бабушка, - сказали дети и быстренько убежали из хаты.

      Бабушка села у стола. Из глаз ее потекли слезы. Дрожащими руками  пересыпала она орехи. Орехи гремели, словно камешки, а со двора  слышен веселый детский смех.

- Почему бабушка плакала?

- Что значит сопереживать?

- В каких случаях мы можем сопереживать человеку?

- Все мы нуждаемся друг в  друге, В природе растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Людям же нужны друзья, которые  способны их понимать, помочь чем – то.

     2. Какие слова подходят к теме нашего урока:

- эмпатия                                           - дружба

- сочувствие                                      - учеба

- сопереживание                               - добросовестность

- сорадость

- понимание

І V . Упражнение в развитии эмпатии.

1.«Одноклассники»

У Катруси, маленькой синеглазой  первоклассницы со светлыми волосами, сегодня радость. Больше года болел ее папа. В больнице лежал, перенес три операции.  

 А сегодня папа уже на работе. Придя в школу, встретила девочка во дворе двух свои одноклассников, Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:

 - наш папа выздоровел…

 Петя и Гриша посмотрев на нее ничего не сказали и убежали.

 Катруся пошла к девочкам, игравшим в классы.

 - Наш папа выздоровел, - и радость сияла в ее глазах.

Одна из девочек спросила:

- Выздоровел - и что тут такого?

Катруся почувствовала, как из груди к горлу подкатился тяжелый клубок и стало трудно дышать. Она подошла к тополю в конце школьного двора и заплакала.

- Почему ты плачешь, Катруся? – услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, ее одноклассника.

Катруся подняла голову и, всхлипывая, ответила:

 - Наш папа выздоровел…

- Ой, как же это хорошо! – обрадовался Костя. – Возле нашей хаты в лесу уже зацвели подорожники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников  и понесем твоему папе.

 Радость засияла в Катрусиных глазах.

 - У кого из одноклассников развита эмпатия?

 - Почему вы так решили?

Вывод:

“Добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по-другому.

2.Анализ высказывания

- Согласны ли вы с высказыванием: «Добрые слова поднимают людям настроение и помогают в беде»?( на доске)

- Когда у вас плохое настроение, могут ли добрые слова поднять его?

- Каким образом? (комплимент, юмор, веселые рассказы)

Упражнение. Два человека к доске.

- Кому- нибудь в классе сделайте комплимент.  ( например: характер, успех) 5 человек

- Как добрые слова могут помочь в беде?

3.Обсуждение проблемной ситуации

- Послушайте и скажите, как бы вы поступили?

 Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются.

- Как бы вы поступили?

- Что бы вы сказали о таких мальчиках?

 -Правильно ли они поступают?  

4. Беседа по иллюстрации.

- Посмотрите на иллюстрацию плачущего мальчика. Как вы думаете, что случилось с мальчиком? Почему он плачет?

- Вам его жалко? Почему?

- Что чувствовали в этот момент?

- Кто успокаивает, когда вы плачете?

- Какие слова при этом говорят?

3. Работа над новым материалом  (по группам по четыре человека)

 Разбор пословиц и поговорок:

Добро не лихо, бродит по миру тихо;

Добро не умрёт, а зло пропадёт;

Доброе дело само себя хвалит;

Доброта без разума пуста;

Добрые чувства – соседи любви;

Добро помни, а зло забывай;

3. Игровой тренинг “Азбука настроений”

Из “волшебной шкатулки” дети выбирают любимые геометрические фигуры. На обратной стороне написаны слова. Дети читают. Если слово вежливое, встают в I команду; слово простое – в другую команду. Затем педагог просит каждую команду закончить предложение и найти к нему картинку – символ (картинки - символы изображают настроение детей)

Я радуюсь, когда…….

Я грущу, когда…….

Я обижаюсь, когда…….

Я злюсь, когда…….

Я пугаюсь, когда…….

4. Игра “Хорошо – плохо

Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?

Если поступок хороший, то дети громко хлопают в ладоши; если плохой, осуждающе топают ногами.

Примерный перечень детских поступков для игры:

Плохие        Хорошие

Саша обидел друга.        

Артем защитил слабого.

Ира поссорилась с мамой.        

Настя поделилась любимой игрушкой с ребятами.

Кирилл толкнул на прогулке Тоню.        

Вадим помог бабушке нести тяжелую сумку.

На занятии Алена громко разговаривала с подругой.        

Аня накормила птичек хлебными крошками.

Матвей грубо разговаривал с другом.        

Саша помог воспитателю подготовиться к занятию.

- А сейчас давайте послушаем ребят.

(Читают дети.2 человека)

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, когда-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Будь счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

V. Итог. Рефлексия.

-Заканчивая наш урок, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше. Вы станете более бережно относиться не только к близким людям, но и ко всему живому. Вы не будете равнодушными к чужой беде.

 О каком важном качестве мы сегодня говорили?

 Что для себя взяли с урока?

Изменится ли ваше отношение к окружающим?

- Хлопните в ладоши те, кто считает, что с пользой провел занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Человек отражается в своих поступках"

Классный час с использованием ИКТ технологий....

Психологический тренинг «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков».

Приобщение детей к ценностям межличностных отношений людей, привитие навыков дружеского отношения друг к другу....

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений"

Путешествие по станциям с целью воспитания доброты, вежливости, взаимопонимания....

Доклад на тему: « Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»

Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.        Одной из...

Классный час на тему: "Человек отражается в своих поступках"

Классный час на тему: "Человек отражается в своих поступках"...

Конспект урока по теме: «В развитии добрых чувств - творение души» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-готовнос...

Конспект классного часа в 4 классе на тему: «Будь справедлив в своих поступках.»

Цель: формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творч...